Напоминание

Виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями в современной образовательной организации.


Авторы: Баранова Марина Ивановна, Бадрутдинова Марина Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №2
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями в современной образовательной организации.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Виртуальные формы взаимодействия педагога с

родителями в современной образовательной

организации.

Современное

общество

становится

сетевым.

В

таком

обществе

вовлеченность в сети становится необходимым условием существования

людей: если человек не в сети, то он, как правило, исключен из

общественной

жизни.

В

современных

реалиях

виртуальное

общение

воспринимается как естественное средство освоения окружающего мира, ибо

живое общение все чаще заменяется виртуальным. Под виртуальной

коммуникацией принято понимать общение с удаленным собеседником или

группой

партнеров,

опосредствованное

компьютером

и

телекоммуникационными системами. Виртуальная коммуникация находит

свое место и в системе образования.

Под виртуальным взаимодействием в образовательной среде следует

понимать дополненное возможностями современных компьютерных и

интернет-технологий взаимодействие между родителями и педагогами. Для

того чтобы данное сотрудничество было наиболее плодотворным, в каждой

образовательной

организации

целесообразно

создать

единое

информационно-образовательное пространство (ЕИОП). ЕИОП – это система

эффективного

и

комфортного

предоставления

информационно-

коммуникационных,

консультативных

психолого-педагогических

услуг

субъектам образовательного процесса. Такая система сегодня динамично

развивается с учетом последних технологических разработок и модернизации

системы образования в целом. Создание виртуального пространства для

взаимодействия с родителями может стать для педагога дополнительным

источником получения информации от родителей, а также эффективным

способом общения с другими педагогами и родителями.

Несомненным

достоинством

данного

взаимодействия

будет

являться

экономия

времени

родителей,

что

поможет

им

быть

«достаточно

информированными» о жизни детей в условиях тотальной занятости.

Организация виртуального взаимодействия с родителями является одной из

интересных

и

продуктивных

форм

работы,

которая

показывает

положительный результат и вызывает большой интерес как у педагогов, так и

у родителей. В литературе представлен опыт создания различных форм

виртуального взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Рассмотрим некоторые из них.

Сайт образовательного учреждения. Все современные образовательные

учреждения имеют свои сайты, где представлены программы, по которым

ведется работа в группах, сообщаются сведения о педагогах, размещена

дополнительная информация психолого-педагогического характера. Очень

редко на таком сайте можно обнаружить форумы для общения между

администрацией и педагогами, родителями, а также форму для консультации

родителей по различным вопросам, связанным с обучением и воспитанием

учащихся. К недостаткам взаимодействия через сайт можно отнести такие

моменты: на сайтах размещается информация общего характера; педагог не

имеет доступа к администрированию сайта; не все родители просматривают

содержимое веб-страницы; отсутствует возможность личного общения, так

как информация сайта находится в свободном доступе для каждого. Поэтому

родители не проявляют высокого интереса к веб-страницам образовательного

учреждения.

Группа в социальных сетях – один из главных инструментов, который

позволяет установить равноправные связи между пользователями. При этом

способе коммуникации родители становятся активными субъектами, а не

просто пассивными слушателями. У родителей появляется возможность

делиться опытом воспитания, принимать участие в групповых обсуждениях,

выстраивать общение как с педагогом, так и между собой. Подавляющее

большинство современных родителей имеют аккаунты в социальных сетях

(ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм). Создание сообщества в соцсетях,

посвященного

определенной

группе,

может

существенно

повысить

эффективность взаимодействия между родителями и педагогами. Так как

просмотр новостной ленты осуществляется многими регулярно, то родители

будут всегда в курсе событий в группе, смогут увидеть актуальные

фотографии или видео своих детей с занятий, что существенно повысит

доверие

к

ДОУ

в

целом.

Данный

способ

взаимодействия

является

многосторонним, поскольку родители не только могут видеть сообщения,

фотографии, видео, которые размещает педагог, но и комментировать их,

делиться мнением друг с другом. К преимуществам общения в соцсетях

можно отнести: доступность просмотра информации всем участникам

группы; возможность вести обсуждения, дискуссии; доступ в любое время

суток;

возможность

выкладывания

видео

и

фото;

оперативность.

К

недостаткам отнесем: необходимость постоянно следить за перепиской в

группе, чтобы не пропустить важную информацию; неофициальный статус

общения; отсутствие подтверждения факта прочтения сообщения.

Мессенджеры.

Схожими функциями с группами в социальных сетях

обладают мессенджеры, которые устанавливаются на мобильные телефоны.

Наиболее популярные из них: WhatsApp, Viber, Telegram. Основные

достоинства систем мгновенного обмена сообщениями: оперативность;

возможность коллективной и индивидуальной рассылки сообщений; высокая

мобильность: камера смартфона позволяет снимать видео/фото и мгновенно

выкладывать в группу. Среди недостатков мессенджеров можно отметить

высокую стоимость смартфонов (не у всех есть такие телефоны) и

излишнюю навязчивость многих «лишних» для конкретного родителя

сообщений. Родительский форум. Для организации родительского форума

необходим специальный веб-ресурс. Такой площадкой может стать и сайт

образовательного учреждения, и любой другой сайт, имеющий схожую

тематическую

направленность.

Форумы,

как

правило,

являются

общедоступными,

но

подходят

скорее

для

обсуждения

каких-либо

единичных вопросов, чем для оперативного обмена информацией.

Блоги и странички педагогов. Личные страницы педагогов становятся все

популярнее в приложениях Инстраграм или ВКонтакте. Многие педагоги

ведут блоги не только в личных, но и в профессиональных целях. На личных

страницах

педагогов

размещаются

информация

о

профессиональной

деятельности, участии в конкурсах, других достижениях, познавательные

статьи о развитии и воспитании детей. Положительным аспектом подобной

формы взаимодействия с родителями являются ориентация на повышение их

педагогической культуры и наглядное подтверждение компетентности

педагога. Среди минусов отметим некомпетентность многих педагогов в

плане ведения своей странички. Для того чтобы писать актуальные статьи,

делать качественные фотографии и видео, необходимы особые навыки, к

тому же не все педагоги готовы демонстрировать свой сложный путь

профессионального роста. Ведение собственного блога занимает много

времени, и делать это приходится в нерабочее время.

Проведение вебинаров и видеоконференций.

Кроме вебинаров, можно

организовать голосовые конференции при помощи программы Zoom или

Skype. Практически у всех родителей есть возможность для установки этих

программ.

Данные

программы

помогают

осуществить

коллективные

обсуждения актуальных проблем и просто общаться между собой. При

проведении вебинара возможно использовать функцию «демонстрация

экрана» монитора и донести до родителей необходимую информацию.

Как видим, в дистанционном режиме взаимодействие с родителями может

осуществляться в нескольких форматах. Педагогу не стоит использовать

сразу все каналы взаимодействия, а выбрать 2-3 оптимальных способа связи

с разными целями (формальное общение, неформальная беседа, обсуждение

индивидуальной проблемы). Дистанционное общение возможно и в тех

случаях, когда родители не могут лично присутствовать на мероприятии, но

заинтересованы в его содержании.

Потребность родителей и педагогов в оперативном общении несомненна,

однако часто педагоги оказываются не готовы (как в техническом, так и в

психологическом плане) к взаимодействию с родителями в онлайн-формате,

а родители, в свою очередь, не соблюдают регламент и этику общения.

Поэтому общение родителей и педагогического сообщества не может

ограничиваться только виртуальными формами взаимодействия, а должно

стать дополнительным средством, содействующим поддержке родительства в

условиях современных вызовов.



В раздел образования