Авторы: Баранова Марина Ивановна, Бадрутдинова Марина Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №2
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями в современной образовательной организации.
Раздел: дошкольное образование
Виртуальные формы взаимодействия педагога с
родителями в современной образовательной
организации.
Современное
общество
становится
сетевым.
В
таком
обществе
вовлеченность в сети становится необходимым условием существования
людей: если человек не в сети, то он, как правило, исключен из
общественной
жизни.
В
современных
реалиях
виртуальное
общение
воспринимается как естественное средство освоения окружающего мира, ибо
живое общение все чаще заменяется виртуальным. Под виртуальной
коммуникацией принято понимать общение с удаленным собеседником или
группой
партнеров,
опосредствованное
компьютером
и
телекоммуникационными системами. Виртуальная коммуникация находит
свое место и в системе образования.
Под виртуальным взаимодействием в образовательной среде следует
понимать дополненное возможностями современных компьютерных и
интернет-технологий взаимодействие между родителями и педагогами. Для
того чтобы данное сотрудничество было наиболее плодотворным, в каждой
образовательной
организации
целесообразно
создать
единое
информационно-образовательное пространство (ЕИОП). ЕИОП – это система
эффективного
и
комфортного
предоставления
информационно-
коммуникационных,
консультативных
психолого-педагогических
услуг
субъектам образовательного процесса. Такая система сегодня динамично
развивается с учетом последних технологических разработок и модернизации
системы образования в целом. Создание виртуального пространства для
взаимодействия с родителями может стать для педагога дополнительным
источником получения информации от родителей, а также эффективным
способом общения с другими педагогами и родителями.
Несомненным
достоинством
данного
взаимодействия
будет
являться
экономия
времени
родителей,
что
поможет
им
быть
«достаточно
информированными» о жизни детей в условиях тотальной занятости.
Организация виртуального взаимодействия с родителями является одной из
интересных
и
продуктивных
форм
работы,
которая
показывает
положительный результат и вызывает большой интерес как у педагогов, так и
у родителей. В литературе представлен опыт создания различных форм
виртуального взаимодействия образовательного учреждения с родителями.
Рассмотрим некоторые из них.
Сайт образовательного учреждения. Все современные образовательные
учреждения имеют свои сайты, где представлены программы, по которым
ведется работа в группах, сообщаются сведения о педагогах, размещена
дополнительная информация психолого-педагогического характера. Очень
редко на таком сайте можно обнаружить форумы для общения между
администрацией и педагогами, родителями, а также форму для консультации
родителей по различным вопросам, связанным с обучением и воспитанием
учащихся. К недостаткам взаимодействия через сайт можно отнести такие
моменты: на сайтах размещается информация общего характера; педагог не
имеет доступа к администрированию сайта; не все родители просматривают
содержимое веб-страницы; отсутствует возможность личного общения, так
как информация сайта находится в свободном доступе для каждого. Поэтому
родители не проявляют высокого интереса к веб-страницам образовательного
учреждения.
Группа в социальных сетях – один из главных инструментов, который
позволяет установить равноправные связи между пользователями. При этом
способе коммуникации родители становятся активными субъектами, а не
просто пассивными слушателями. У родителей появляется возможность
делиться опытом воспитания, принимать участие в групповых обсуждениях,
выстраивать общение как с педагогом, так и между собой. Подавляющее
большинство современных родителей имеют аккаунты в социальных сетях
(ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм). Создание сообщества в соцсетях,
посвященного
определенной
группе,
может
существенно
повысить
эффективность взаимодействия между родителями и педагогами. Так как
просмотр новостной ленты осуществляется многими регулярно, то родители
будут всегда в курсе событий в группе, смогут увидеть актуальные
фотографии или видео своих детей с занятий, что существенно повысит
доверие
к
ДОУ
в
целом.
Данный
способ
взаимодействия
является
многосторонним, поскольку родители не только могут видеть сообщения,
фотографии, видео, которые размещает педагог, но и комментировать их,
делиться мнением друг с другом. К преимуществам общения в соцсетях
можно отнести: доступность просмотра информации всем участникам
группы; возможность вести обсуждения, дискуссии; доступ в любое время
суток;
возможность
выкладывания
видео
и
фото;
оперативность.
К
недостаткам отнесем: необходимость постоянно следить за перепиской в
группе, чтобы не пропустить важную информацию; неофициальный статус
общения; отсутствие подтверждения факта прочтения сообщения.
Мессенджеры.
Схожими функциями с группами в социальных сетях
обладают мессенджеры, которые устанавливаются на мобильные телефоны.
Наиболее популярные из них: WhatsApp, Viber, Telegram. Основные
достоинства систем мгновенного обмена сообщениями: оперативность;
возможность коллективной и индивидуальной рассылки сообщений; высокая
мобильность: камера смартфона позволяет снимать видео/фото и мгновенно
выкладывать в группу. Среди недостатков мессенджеров можно отметить
высокую стоимость смартфонов (не у всех есть такие телефоны) и
излишнюю навязчивость многих «лишних» для конкретного родителя
сообщений. Родительский форум. Для организации родительского форума
необходим специальный веб-ресурс. Такой площадкой может стать и сайт
образовательного учреждения, и любой другой сайт, имеющий схожую
тематическую
направленность.
Форумы,
как
правило,
являются
общедоступными,
но
подходят
скорее
для
обсуждения
каких-либо
единичных вопросов, чем для оперативного обмена информацией.
Блоги и странички педагогов. Личные страницы педагогов становятся все
популярнее в приложениях Инстраграм или ВКонтакте. Многие педагоги
ведут блоги не только в личных, но и в профессиональных целях. На личных
страницах
педагогов
размещаются
информация
о
профессиональной
деятельности, участии в конкурсах, других достижениях, познавательные
статьи о развитии и воспитании детей. Положительным аспектом подобной
формы взаимодействия с родителями являются ориентация на повышение их
педагогической культуры и наглядное подтверждение компетентности
педагога. Среди минусов отметим некомпетентность многих педагогов в
плане ведения своей странички. Для того чтобы писать актуальные статьи,
делать качественные фотографии и видео, необходимы особые навыки, к
тому же не все педагоги готовы демонстрировать свой сложный путь
профессионального роста. Ведение собственного блога занимает много
времени, и делать это приходится в нерабочее время.
Проведение вебинаров и видеоконференций.
Кроме вебинаров, можно
организовать голосовые конференции при помощи программы Zoom или
Skype. Практически у всех родителей есть возможность для установки этих
программ.
Данные
программы
помогают
осуществить
коллективные
обсуждения актуальных проблем и просто общаться между собой. При
проведении вебинара возможно использовать функцию «демонстрация
экрана» монитора и донести до родителей необходимую информацию.
Как видим, в дистанционном режиме взаимодействие с родителями может
осуществляться в нескольких форматах. Педагогу не стоит использовать
сразу все каналы взаимодействия, а выбрать 2-3 оптимальных способа связи
с разными целями (формальное общение, неформальная беседа, обсуждение
индивидуальной проблемы). Дистанционное общение возможно и в тех
случаях, когда родители не могут лично присутствовать на мероприятии, но
заинтересованы в его содержании.
Потребность родителей и педагогов в оперативном общении несомненна,
однако часто педагоги оказываются не готовы (как в техническом, так и в
психологическом плане) к взаимодействию с родителями в онлайн-формате,
а родители, в свою очередь, не соблюдают регламент и этику общения.
Поэтому общение родителей и педагогического сообщества не может
ограничиваться только виртуальными формами взаимодействия, а должно
стать дополнительным средством, содействующим поддержке родительства в
условиях современных вызовов.