Напоминание

"Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини- музеев"


Автор: Пискунова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №74
Населённый пункт: Архангельская обл, г. Северодвинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини- музеев"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-

музеев как средство реализации ФГОС ДО

В дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений.

Одно из важных изменений – это внедрение федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования. Новый стандарт

диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, новые

технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями.

Как мы знаем в нашей стране много музеев, но зачастую нам некогда их

посещать. А с детьми тем более. К тому же тематика музеев зачастую не

понятна и не доступна детям дошкольного возраста.

Именно поэтому в детских садах создаются свои музеи, пусть и маленькие.

Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно-развивающей

среды многих дошкольных образовательных учреждений.

Музейная

педагогика

является

инновационной

технологией

в

сфере

личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в

специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения,

культурологии, педагогики и психологии, рассматривающая музей как

образовательную систему. Направления: 1) сотрудничество детского сада с

музеями

(краеведческими,

художественными

и

т.п.);

2)

создание

и

использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация

экспозиций

или

выставок,

а

многообразные

формы

деятельности,

включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы,

проведение

досугов

и

праздников,

исследовательская

и

проектная

деятельность. Мини-музей – это: во-первых, часть группового помещения,

холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты;

занимает очень небольшое пространство; во-вторых, он создан для самых

маленьких посетителей и открыт для них постоянно; в-третьих, не отвечает

многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя,

детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и

дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное

образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то

самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и

возможностей. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а

наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.

Музей в дошкольном учреждении должен служить своим творцам: те, кто

создают этот музей (педагоги, родители, дети), являются и его основными

«потребителями» или «пользователями»; интегрирован в образовательный

процесс: через различные формы деятельности он связан с познанием

ребёнком различных сфер мира: Природы, Культуры, Предметов.

Цели мини-музея :

Реализация направления «Музейная педагогика».

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми

формами.

Формирование у дошкольников представлений о музее.

Развитие начальных навыков музейного языка.

Расширение кругозора дошкольников.

Развитие

познавательных

способностей

и

познавательной

деятельности.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Формирование

умения

самостоятельно

анализировать

и

систематизировать полученные знания.

Развитие творческого и логического мышления и воображения.

Выявление творческих способностей детей.

Формирование активной жизненной позиции.

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Задачи мини-музеев в ДОУ:

Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих

его вещей, т. е. оценивать с точки зрения развития истории и культуры.

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей

причастности к иному времени, другой культуре посредством общения

с экспонатами музея.

Формировать способность к воссозданию образа соответствующей

эпохи на основе диалога с культурным наследием, художественного

восприятия действительности.

Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с

музеем и соответствующие навыки.

Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.

Формировать толерантное отношение к другим культурам, готовность

понимать и принимать систему иных ценностей.

Развивать

потребность

и

способность

самостоятельно

осваивать

окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и

народов.

Средства музейной педагогики:

Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки,

репродукции и подлинники картин, печатные издания, художественная

литература,

диафильмы,

видеорепортажи

о

городе,

республике,

природе.

Социально-средовые средства включают в себя семейную среду

(обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея

группы, ДОУ; среду музеев города, республики, России, мира;

субкультуру, события в жизни ребенка.

Деятельностные средства представляются в виде практической и

краеведческо-туристической деятельности.

-Практическая деятельность

включает: -собственную деятельность

детей, т.е. различные виды художественно-творческой деятельности,

размещение предметов, экспонатов, поделок; -совместную поисковую

деятельность с педагогом и семьей, т.е. составление схем, маршрутов,

проектов; -экспериментальную деятельность, т.е. опыты, наблюдения.

-Краеведческо-туристическая

деятельность

включает

походы,

экскурсии.

Формы работы в мини-музее:

Организация

интерактивных

выставок

(экспонаты

и

предметы

выставки созданы руками детей, воспитателей и родителей)

Создание совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых,

общесадовских)

Организация праздников

Работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи)

Игротека для детей, педагогов и родителей

Организация совместной художественной деятельности

Авторские художественные выставки групп детского сада

Мини-беседы с детьми

Экскурсии для детей и родителей

Самостоятельное рассматривание экспонатов

Мастер-класс по изготовлению экспонатов

Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами

Творческие игры

Образовательные путешествия

Чтение художественной литературы.

Исследовательская деятельность, экспериментирование.

Музицирование, прослушивание аудио- материалов, просмотр мини-

презентаций

Методы работы с детьми в музейно-образовательном пространстве:

проектирование,

ролевые игры,

креативная деятельность,

«сократовский способ»,

поисковая стратегия,

театрализация,

ситуация «погружения»,

путешествие.

Типы музейных экскурсий:

обзорная (ознакомительная);

образовательная;

развивающая;

воспитательная.

Обзорная экскурсия

Задачи ознакомительного характера.

Сведения должны носить информационный характер и представлять

всю экспозицию целиком от ее первых и до последних залов.

Содержание и основные вопросы ознакомительной экскурсии можно

сформулировать следующим образом:

1.

Знакомство

с

архитектурой

и

историей

музейного

здания.

2.3накомство с историей и содержанием музейной коллекции.

3.Общее знакомство с основными разделами экспозиции музея.

4.3накомство с отдельными выдающимися экспонатами, наиболее ярко

представляющими

музейную

коллекцию

и

основные

разделы

экспозиции музея.

Образовательная экскурсия

В

зависимости

от

уровня

подготовки

зрителя

и

конкретной

образовательной цели, экскурсия такого типа может решать различные

образовательные задачи.

Ведущая цель образовательной экскурсии — расширение познаний.

При этом акцент должен быть перенесен с информативности на

познание более глубокого уровня.

Содержание образовательной экскурсии можно расширить, раскрывая

следующие вопросы:

1. История, содержание и специфика музейной коллекции.

2. История изобразительного искусства.

3.

Творчество

отдельных

мастеров

искусства

на

примере

представленных в музейной коллекции произведений.

4. Некоторые вопросы теории изобразительного искусства.

Экскурсия развивающего типа

В ее основе лежит развивающая функция обучения.

Ведущей целью экскурсии развивающего типа является развитие

необходимых

психических

качеств

и

способностей

личности,

обеспечивающих

полноценное

восприятие

музейных

памятников

(умение

наблюдать,

сравнивать,

эмоционально

переживать,

анализировать и обобщать свои наблюдения; сенсорные способности

— видение цвета, формы, чувства фактуры, ритма и пр.)

Тематика экскурсий: «Как смотреть картину», «Учись смотреть и

видеть», «Как понимать произведения скульптуры», «Цвет в природе и

цвет в картине», «Ритм и линия в природе и в художественном образе»

и т. п.

Воспитательные экскурсии

Целью

воспитательных

экскурсий

является

формирование

познавательной активности, а также ценностных ориентаций личности.

В экскурсиях рассматриваемого типа воспитательная функция и

воспитательные задачи являются ведущими.

Формирование нравственных качеств личности как ключевая цель

экскурсий

воспитательного

типа

определяет

их

тематическое

своеобразие.

Тематика экскурсий:

1. «Мы пришли в музей» (первое знакомство с художественным

музеем);

2. «Как искусство «живет» в музее»;

3. «Как люди раньше жили»;

4. «Добрых рук мастерство» (по залам народного искусства);

5. «О чем рассказали вещи» (о декоративно-прикладном искусстве) и

др.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований

к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: каждое посещение

музея

это

занятие,

и

оно

должно

иметь

конкретную

(учебную,

воспитательную,

развивающую)

цель;

воспитатель

и

дети

должны

осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а

поэтому

нужно

готовиться

к

нему;

посещать

музей

нужно

после

предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и

готовы к восприятию; следует отказаться от обзорных экскурсий, «как

безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; отбирать

экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов

ребёнка; итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество

детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

Музейная

педагогика

является

инновационной

технологией

в

сфере

личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в

специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую

популярность в системе дошкольного образования и воспитания —

создаются

музейные

программы,

выходят

книги,

разрабатываются

методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по

решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через

осуществление

музейно-педагогической

деятельности,

как

в

условиях

музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама

предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Можно сказать, чем раньше и легче мы начнем приобщать детей к сфере

культуры и высокого искусства, тем естественнее и органичнее в них будет

вырабатываться «инстинкт культуры»



В раздел образования