Автор: Пискунова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №74
Населённый пункт: Архангельская обл, г. Северодвинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини- музеев"
Раздел: дошкольное образование
Музейная педагогика в ДОУ: новые подходы в организации мини-
музеев как средство реализации ФГОС ДО
В дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений.
Одно из важных изменений – это внедрение федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Новый стандарт
диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, новые
технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями.
Как мы знаем в нашей стране много музеев, но зачастую нам некогда их
посещать. А с детьми тем более. К тому же тематика музеев зачастую не
понятна и не доступна детям дошкольного возраста.
Именно поэтому в детских садах создаются свои музеи, пусть и маленькие.
Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно-развивающей
среды многих дошкольных образовательных учреждений.
Музейная
педагогика
является
инновационной
технологией
в
сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения,
культурологии, педагогики и психологии, рассматривающая музей как
образовательную систему. Направления: 1) сотрудничество детского сада с
музеями
(краеведческими,
художественными
и
т.п.);
2)
создание
и
использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация
экспозиций
или
выставок,
а
многообразные
формы
деятельности,
включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы,
проведение
досугов
и
праздников,
исследовательская
и
проектная
деятельность. Мини-музей – это: во-первых, часть группового помещения,
холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты;
занимает очень небольшое пространство; во-вторых, он создан для самых
маленьких посетителей и открыт для них постоянно; в-третьих, не отвечает
многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя,
детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и
дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное
образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то
самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и
возможностей. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а
наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.
Музей в дошкольном учреждении должен служить своим творцам: те, кто
создают этот музей (педагоги, родители, дети), являются и его основными
«потребителями» или «пользователями»; интегрирован в образовательный
процесс: через различные формы деятельности он связан с познанием
ребёнком различных сфер мира: Природы, Культуры, Предметов.
Цели мини-музея :
Реализация направления «Музейная педагогика».
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми
формами.
Формирование у дошкольников представлений о музее.
Развитие начальных навыков музейного языка.
Расширение кругозора дошкольников.
Развитие
познавательных
способностей
и
познавательной
деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Формирование
умения
самостоятельно
анализировать
и
систематизировать полученные знания.
Развитие творческого и логического мышления и воображения.
Выявление творческих способностей детей.
Формирование активной жизненной позиции.
Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Задачи мини-музеев в ДОУ:
Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих
его вещей, т. е. оценивать с точки зрения развития истории и культуры.
Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей
причастности к иному времени, другой культуре посредством общения
с экспонатами музея.
Формировать способность к воссозданию образа соответствующей
эпохи на основе диалога с культурным наследием, художественного
восприятия действительности.
Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с
музеем и соответствующие навыки.
Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.
Формировать толерантное отношение к другим культурам, готовность
понимать и принимать систему иных ценностей.
Развивать
потребность
и
способность
самостоятельно
осваивать
окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и
народов.
Средства музейной педагогики:
Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки,
репродукции и подлинники картин, печатные издания, художественная
литература,
диафильмы,
видеорепортажи
о
городе,
республике,
природе.
Социально-средовые средства включают в себя семейную среду
(обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея
группы, ДОУ; среду музеев города, республики, России, мира;
субкультуру, события в жизни ребенка.
Деятельностные средства представляются в виде практической и
краеведческо-туристической деятельности.
-Практическая деятельность
включает: -собственную деятельность
детей, т.е. различные виды художественно-творческой деятельности,
размещение предметов, экспонатов, поделок; -совместную поисковую
деятельность с педагогом и семьей, т.е. составление схем, маршрутов,
проектов; -экспериментальную деятельность, т.е. опыты, наблюдения.
-Краеведческо-туристическая
деятельность
включает
походы,
экскурсии.
Формы работы в мини-музее:
Организация
интерактивных
выставок
(экспонаты
и
предметы
выставки созданы руками детей, воспитателей и родителей)
Создание совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых,
общесадовских)
Организация праздников
Работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи)
Игротека для детей, педагогов и родителей
Организация совместной художественной деятельности
Авторские художественные выставки групп детского сада
Мини-беседы с детьми
Экскурсии для детей и родителей
Самостоятельное рассматривание экспонатов
Мастер-класс по изготовлению экспонатов
Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами
Творческие игры
Образовательные путешествия
Чтение художественной литературы.
Исследовательская деятельность, экспериментирование.
Музицирование, прослушивание аудио- материалов, просмотр мини-
презентаций
Методы работы с детьми в музейно-образовательном пространстве:
проектирование,
ролевые игры,
креативная деятельность,
«сократовский способ»,
поисковая стратегия,
театрализация,
ситуация «погружения»,
путешествие.
Типы музейных экскурсий:
обзорная (ознакомительная);
образовательная;
развивающая;
воспитательная.
Обзорная экскурсия
Задачи ознакомительного характера.
Сведения должны носить информационный характер и представлять
всю экспозицию целиком от ее первых и до последних залов.
Содержание и основные вопросы ознакомительной экскурсии можно
сформулировать следующим образом:
1.
Знакомство
с
архитектурой
и
историей
музейного
здания.
2.3накомство с историей и содержанием музейной коллекции.
3.Общее знакомство с основными разделами экспозиции музея.
4.3накомство с отдельными выдающимися экспонатами, наиболее ярко
представляющими
музейную
коллекцию
и
основные
разделы
экспозиции музея.
Образовательная экскурсия
В
зависимости
от
уровня
подготовки
зрителя
и
конкретной
образовательной цели, экскурсия такого типа может решать различные
образовательные задачи.
Ведущая цель образовательной экскурсии — расширение познаний.
При этом акцент должен быть перенесен с информативности на
познание более глубокого уровня.
Содержание образовательной экскурсии можно расширить, раскрывая
следующие вопросы:
1. История, содержание и специфика музейной коллекции.
2. История изобразительного искусства.
3.
Творчество
отдельных
мастеров
искусства
на
примере
представленных в музейной коллекции произведений.
4. Некоторые вопросы теории изобразительного искусства.
Экскурсия развивающего типа
В ее основе лежит развивающая функция обучения.
Ведущей целью экскурсии развивающего типа является развитие
необходимых
психических
качеств
и
способностей
личности,
обеспечивающих
полноценное
восприятие
музейных
памятников
(умение
наблюдать,
сравнивать,
эмоционально
переживать,
анализировать и обобщать свои наблюдения; сенсорные способности
— видение цвета, формы, чувства фактуры, ритма и пр.)
Тематика экскурсий: «Как смотреть картину», «Учись смотреть и
видеть», «Как понимать произведения скульптуры», «Цвет в природе и
цвет в картине», «Ритм и линия в природе и в художественном образе»
и т. п.
Воспитательные экскурсии
Целью
воспитательных
экскурсий
является
формирование
познавательной активности, а также ценностных ориентаций личности.
В экскурсиях рассматриваемого типа воспитательная функция и
воспитательные задачи являются ведущими.
Формирование нравственных качеств личности как ключевая цель
экскурсий
воспитательного
типа
определяет
их
тематическое
своеобразие.
Тематика экскурсий:
1. «Мы пришли в музей» (первое знакомство с художественным
музеем);
2. «Как искусство «живет» в музее»;
3. «Как люди раньше жили»;
4. «Добрых рук мастерство» (по залам народного искусства);
5. «О чем рассказали вещи» (о декоративно-прикладном искусстве) и
др.
Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований
к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: каждое посещение
музея
–
это
занятие,
и
оно
должно
иметь
конкретную
(учебную,
воспитательную,
развивающую)
цель;
воспитатель
и
дети
должны
осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а
поэтому
нужно
готовиться
к
нему;
посещать
музей
нужно
после
предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и
готовы к восприятию; следует отказаться от обзорных экскурсий, «как
безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; отбирать
экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов
ребёнка; итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество
детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).
Музейная
педагогика
является
инновационной
технологией
в
сфере
личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в
специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую
популярность в системе дошкольного образования и воспитания —
создаются
музейные
программы,
выходят
книги,
разрабатываются
методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по
решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через
осуществление
музейно-педагогической
деятельности,
как
в
условиях
музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама
предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Можно сказать, чем раньше и легче мы начнем приобщать детей к сфере
культуры и высокого искусства, тем естественнее и органичнее в них будет
вырабатываться «инстинкт культуры»