Автор: Евгения Игоревна Жанкевич
Должность: педагог организатор
Учебное заведение: МОБУ ДО ЦДТ г.Благовещенска подростковый клуб
Населённый пункт: РБ г. Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дополнительное образование
Совершенствование профессионального мастерства
педагогов в условиях ФГОС.
"Педагог учится всю жизнь" — это известная истина. Но
уже через несколько лет работы педагога делятся на тех, кто
спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые
приемы, планы, и на тех, кто постоянно повышает свою
квалификацию, вводит в свою работу новые приемы, методы и
формы обучения и воспитания, вносят что-то новое. Это на
самом
деле
и
является
важным
показателем
истинного
профессионализма.
В современном обществе возросла потребность в педагоге,
способном модернизировать содержание своей деятельности
посредством критического, творческого его осмысления и
применения достижений науки и передового педагогического
опыта.
Важным условием введения ФГОС в систему образования
является подготовка педагога, формирование его философской и
педагогической позиции, методологической, дидактической,
коммуникативной,
методической
и
других
компетенций.
Работая по стандартам, педагог должна осуществить переход от
традиционных
технологий
к
технологиям
развивающего,
личностно
ориентированного
обучения,
использовать
технологии уровней дифференциации, обучения на основе
компетентностного подхода, проектной и исследовательской
деятельности, информационно-коммуникативных технологий,
интерактивных
методов
и
активных
форм
обучения.
Система повышения профессионального мастерства
педагогов представлена в виде модели, которая состоит из 4
ступеней профессионального саморазвития педагога, каждая
ступень
включает
в
себя
несколько
подступеней профессионального роста:
Первая ступень:
«Поиск своей позиции» (когда педагог осознаёт, что
эффективность
его
деятельности
зависит
от
продуцирования собственных решений).
Данный
шаг
включает
в
себя
две
подступени профессионального роста педагога:
1.
Педагогическая
умелость.
Характеристикой
деятельности педагога считают педагогическую умелость,
под которой принято понимать две группы компонентов:
умение педагога управлять своим поведением,
умение педагога взаимодействовать с ребёнком.
2.
Педагогическое мастерство
Характеристика педагога на данной ступени: хорошо владеет
системой развивающих и воспитательных умений и навыков,
занимается
самообразованием,
изучает
передовой педагогический опыт, моделирует тему углубленной
работы и появляются первые результаты по углубленной теме
работы (создание картотеки, изучение литературы ит. д.) На
данной ступени педагог может находиться не один год.
Вторая ступень - профессиональный рост:
На
данном
этапе
шлифуется педагогическая техника
в
практической деятельности.
Педагог
владеет педагогической
техникой,
занимается
самообразованием,
создает
портфолио
достижений
и
обобщает педагогический
опыт
на
педагогических
советах
образовательного учреждения.
Третья ступень:
«Критический
анализ
различных
вариантов
решения педагогических задач»
(т. е. идёт своеобразный
внешний и внутренний профессиональный диалог).
Данная
система
включает
в
себя
три
подступени профессионального роста педагога:
готовность
к
нововведениям
(выражается
в «сплаве»
психологической, теоретической и практической готовности).
педагогическое творчество
повышение уровня квалификации
Педагог способен решать педагогические задачи с учетом
конкретных условий и
обстоятельств
практической
деятельности,
занимается
самообразованием,
формирует
инновационный банк по разработке и использованию новых
технологий,
методик,
программ,
внедряет
инновационные
подходы, распространяет опыт работы на муниципальном
уровне и повышает свой уровень квалификации (аттестуется
на 1 и высшую квалификационную категорию)
Педагогической творчество
связано
со
способностью
продуцировать, модернизировать и видоизменять новые идеи и
принципы. Результатом данного этапа у педагога становится
создание авторского модифицированного плана работы.
Четвертая
ступень
–
готовность педагога к
созданию
авторской педагогической технологии. По В. В. Серикову,
один
из
важнейших
показателей
личностного
развития педагога является
авторский
стиль педагогической
деятельности.
Эта
деятельность
предполагает:
- постоянное ознакомление с современными исследованиями
ученых
в
области
преподавания
различных
дисциплин;
- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам
использования
различных
форм
организации
внеурочных
занятий;
- ознакомление с новыми программами и концепциями
обучения и воспитания.
В
современных
условиях
выработаны
основные
критерии профессионализма педагога. На основании которых
можно
сделать
вывод:
педагог 21 века — это:
гармонично
развитая,
внутренне
богатая
личность,
стремящаяся
к
духовному,
профессиональному,
общекультурному и физическому совершенству;
умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства
и технологии обучения и воспитания для реализации
поставленных задач;
умеющий организовать рефлексивную деятельность;
обладающий
высокой
степенью
профессиональной
компетентности.
Таким образом, в современных условиях требования к
профессиональной компетентности педагога предъявляет не
только новый образовательный стандарт, но и время, в котором
мы живем. И перед каждым педагогом поставлена сложная, но
разрешимая задача – «оказаться во времени».