Напоминание

Игры по развитию речи


Автор: Наталья Викторовна Краснослободцева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребенка -
Населённый пункт: г.Калтан ,Кемеровской область
Наименование материала: Статья
Тема: Игры по развитию речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в соответствии

ФГОС ДО

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо

научиться

взаимодействовать

с

изменяющимся

миром,

чтобы

соответствовать этим переменам. Дошкольное время проходит быстро и

педагогам с родителями надо сделать этот время более счастливым и ярким.

Стандарт дошкольного образования это, своего рода, указание правил игры,

в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его

обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало

первым уровнем образования. Основная политика ФГОС ДО заключается в

поддержке разнообразия детства через создание условий социальной

ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого

ребенка. В стандарте прописаны условия и программы развития, которые

учитывают разнообразие дошкольников. Стандарт дает возможность всем

детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться

тем темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от

нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем,

ребенка с педагогом, ребенка с обществом. Поэтому, стандарт определяет

новые требования к компетенции учителя-логопеда.

Хочется сказать словами К.Д. Ушинского. «В деле обучения и воспитания, во

всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Действительно,

готовность

к

изменениям,

способность

к

решению

нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии

решений это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда.

Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной

базы. Учителю логопеду необходимо изучать разработанные нормативные

документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые

изменения. Введены такие понятия, как: дети с ОВЗ это физическое лицо

имеющие

недостатки

в

физическом

или

психическом

развитии,

подтверждённым МППк и препятствующие получению образования без

специально созданных условий; инклюзивное образование равный доступ к

образованию

для

всех

обучающихся

с

учётом разнообразия особых

образовательных

потребностей

и

индивидуальных

возможностей;

компетентность педагогов, родителей, детей. Важно отметить, что речевое

развитие выделено в отдельную образовательную область.

Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной

области

появился

пункт,

говорящий

о

формировании

звуковой

аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Появились

целевые

ориентиры

дошкольного

образования,

которые

представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики

возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного

образования. Поменялась целевая установка мониторинга. Его результаты

могут

использоваться

исключительно

для

решения

следующих

образовательных задач:

1. индивидуализации образовательного процесса (создание индивидуального

маршрута ребенка);

2.

повышение

эффективности

коррекционной

работы

с

детьми.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть

направлены на:

1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с

ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной

помощи в освоении Программы;

2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы,

их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей

и

особых

образовательных

потребностей,

социальной

адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с

ограниченными

возможностями

здоровья,

осваивающих

Программу

в

Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе

и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать

особенности

развития

и

специфические

образовательные

потребности

каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования

по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья

детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его

выделения

содержание

данного

раздела

определяется

Организацией

самостоятельно. Во ФГОСе написано, что - «интегративным результатом

реализации указанных требований должно быть создание комфортной

развивающей образовательной среды» . Развитие ребенка во всех его

проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у

ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь,

предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы

повышалась

познавательная

мотивация

детей,

ребёнок

мог

учится

планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в

группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое

мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы»

должны помочь ребёнку в решении «учебнопрактических и учебно-

познавательных задач». Содержание работы учителя-логопеда должно быть

направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с

ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-

ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-

физического

развития.

Учителю-логопеду

необходимо

работать

во

взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами

в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

Главная цель работы учителя логопеда - развитие речи детей дошкольного

возраста.

Работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

- создания развивающей образовательной среды;

-

учитель-логопед

должен

обладать

основными

компетенциями

в

организации

мероприятий,

направленных

на

укрепление

здоровья

воспитанников и их физическое развитие; организации образовательной

деятельности по реализации основной общеобразовательной программы ДО;

- работать во взаимодействии с родителями детей и педагогами ДОУ;

-методическом

обеспечении

воспитательно-образовательного

процесса,

владении информационно-коммуникационными технологиями и умением

применять их в воспитательно-образовательном процессе;

- непрерывность профессионального роста учителя-логопеда;

- формирование взаимодействия учителя-логопеда с детьми дошкольного

возраста, которое основывается на индивидуальном подходе,

- учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе,

доброжелательном отношении к ребенку; осознание того, что игровая

деятельность ведущая в дошкольном возрасте; единство воспитательных,

обучающих и развивающих целей и задач; разработка преемственности с

примерными основными общеобразовательными программами начального

общего образования.

В своей профессиональной деятельности учителю логопеду необходимо

использовать

иную

систему

взаимодействия

составляющих

основных

общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции

образовательных

областей.

Таким

образом,

работа

учителя-логопеда

видоизменилась, как по форме, так и по содержанию. Стандарт нового

поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором

главное развитие личности воспитанника. Развитие речи это важнейший

компонент во ФГОСе ДО.

Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные

универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к

самоконтролю, к познанию окружающего мира.

Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка,

с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия,

мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия.

Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются

для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество

занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин).

Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с

опорой на возможности ребенка.

Так же в свои логопедические занятия я стараюсь включать различные

современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые

для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря,

формирования

слоговой

структуры

слова,

развития

связной

речи,

фонематического

восприятия,

а

также

когнитивных

процессов

детей

дошкольноговозраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают

новым требованиям. Для формирования правильного звукопроизношения я

использую упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания,

развитие артикуляции. Физкультминутки, которые я провожу, помогают

детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и

мелкую моторику, зрительномоторную и слухо-моторную координации.

Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат

своей деятельности, после применения современных информационных

технологий.

Помимо обучающих технологий,

я использую

здоровье-

сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной

работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы,

ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и

нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика,

театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы

упражнений для выработки артикуляции звуков). В работе применяю метод

су-джок терапии. Использование су-джокмассажёров массажных шариков в

сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию

лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и

умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной

целенаправленной коррекционной работы с ребёнком. В своей работе я

отвожу много времени логопедической и фонетической ритмике. Применяю

ее, как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с

ребенком разрабатываю с учетом компьютерной и логопедических

технологий.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

использование разнообразных форм и методов логопедического

воздействия;

использование компьютерных технологий и технических средств обучения

и т.д.

Необходимо пересмотреть подход к работе: учиться по новому готовиться к

занятию, проводить его, оценивать результаты детей, взаимодействовать с

родителями. Таким образом, можно сказать, что работа учителя-логопеда

существенно изменяется.



В раздел образования