Напоминание

Дисциплина и воспитание ребенка


Автор: Акимов Константин Михайлович
Должность: Инструктор физической культуры
Учебное заведение: МБДОУ №5
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Дисциплина и воспитание ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как часто мы слышим от педагогов и не только: «Ребенок невыносим, никакой

дисциплины!», «Не знаю что с ним делать, это просто наказание!» и т.д.. И действительно.

Тяжело общаться, обучать ребенка нахала и грубияна. Кто в этом виноват? Можно ли это

исправить? Применять ли к такому ребенку жесткие карательные меры, или пытаться его

понять, стать ему другом? Как вести себя с «трудными» детьми? Где грань между

ненавистью к своей персоне из-за чрезмерного деспотизма и неуважения ребенка из-за

слабости и потакания каждому капризу.- «Ненавижу его! Он все время орет и оскорбляет

меня!» - «Он сам виноват, что позволил залезть к себе на шею! Так ему и надо!» Ребенок

не обучен психологии, но дети чувствуют все нюансы отношения к себе со стороны

взрослого. Желчь, фальшь, ехидство, либо человеческая слабость, отсутствие «стержня»,

воспринимаются ребенком на интуитивном уровне. Как не воспитать эгоиста и грубияна?

Ведь никто не любит такие качества в людях. С другой стороны как не нанести ребенку

травму? Ведь с вероятностью в 100% дети запомнят на всю жизнь всю несправедливость,

надменность и негатив по отношению к нему. Детские травмы останутся с человеком

надолго, если не навсегда, именно поэтому на педагогах лежит такая огромная

ответственность. Как часто мы слышим «любовь к детям обязательна». Попробуем

разобраться что же такое любовь к детям, как педагогу воспитывать ребенка, как

поддерживать баланс доброты и дисциплины.

Первые и главные педагоги и психологи в жизни ребенка-это родители. И именно от них

зависит эмоциональный фон ребенка. Конечно же каждый человек-индивидуальность, у

каждого свой характер и тип темперамента, зачастую унаследованный у родителей, но

общие правила для каждого должны быть одинаковыми. Ребенок должен четко понимать

какого поведения от него ждут и что последует за нарушением этого поведения, взрослый

же должен четко аргументировать свои замечания и объяснить смысл установленных

норм. Пример : - «Почему так нельзя?» спрашивает ребенок. –«Потому что я так

сказал(а)» отвечает взрослый. В данном случае это не ответ. Такое поведение

воспринимается ребенком в крайне негативном ключе. В таком ответе можно усмотреть

показательное превосходство взрослого над ребенком, желание продемонстрировать свою

власть. Положительный пример: - «Почему мне нельзя сладкое»? – «Потому что ты уже

съел всю дневную норму. Тебе будет плохо, разболится животик, я не хочу, чтобы ты

болел» Пример аргументированного ответа. Взрослый доходчиво объясняет ребенку

причину отказа, дает понять, что действует не из своей прихоти, а исключительно во

благо, проявляя любовь и заботу.

Распорядок дня в воспитании ребенка будет совсем не лишним. Но это вовсе не значит,

что в доме нужно ввести казарменное положение. Принудительная зарядка, уборка,

чистка зубов 2 минуты с таймером, овсянка на воде виде завтрака, все это, приправленное

командным тоном и угрозами наказания не приведут ни к чему хорошему. Нужно

объяснить, что каждый в семье должен выполнять свои посильные обязанности, после

выполнения которых можно поиграть в видеоигры, или смотреть мультфильмы. «Сделал

дело, гуляй смело!» - наш девиз! Главное объяснить ребенку, что жизнь устроена по

определенным правилам. За труд человек поощряется удовольствием, а плохое поведение

влечет за собой последствия неминуемого наказания, что делать приходится порой то, что

нужно, а не то чего хочется, вкусная еда может быть вредной, засыпать в 21.00 – это во

благо, а не по прихоти и т.д..

Можно ли ставить ребенка в угол? Можно. Смысл в том, чтобы дать ребенку осознать

свою ошибку, оставив наедине с собой, отстранив при этом от развлечений. Если

отправить ребенка в свою комнату, он тут же возьмется за игрушки и свои привычные

дела, не осмыслив и не поняв произошедшего. Перед наказанием важно объяснить

причинно-следственную связь, рассказать как устроен мир. Прыгнув с высокой ветки

обязательно получишь ушиб, схватив за лезвие острый нож порежешь руку, был груб со

старшим, обидел ребенка в своем саду, добро пожаловать в угол. Это так и никак иначе.

Нельзя при этом унижать достоинство, оскорблять, кричать. Ни в коем случае нельзя

лишать ребенка его физиологических потребностей! Еды, сна, прогулки на свежем

воздухе, нельзя наказывать не пуская в туалет, не нужно лишать вещей, способствующих

развитию ребенка(книги, плавание, спортивные секции) Как часто я слышал в свое время

фразы по типу: «Ах у тебя двойка по математике? Неделю не будешь ходить на каратэ».

Наказания должны лишать ребенка связанных с его досугом удовольствий. Например

компьютерных игр, или любимых мультфильмов по TV, заменить которые могут

дополнительные обязанности по дому, либо лишение сладостей и газировки и т.д..

Требования к ребенку должны быть адекватны и не завышены. Не стоит наказывать

дошкольника за чрезмерную активность, это будет угнетать его, необходимо

ознакомиться с нормами поведения, соответствующими возрасту, примерно определить

тип темперамента и характера ребенка и исходя из этого предъявлять к нему требования

Что же делать, если ребенок растет хамом, грубияном? Что если педагоги жалуются на

ребенка каждый день, а старшее поколение, укоризненно качая головой советуют

«всыпать как следует ремня». В таком случае следует разобраться с мотивами такого

поведения. У маленьких детей легче отследить причины. Рассмотрим же из-за чего

ребенок может плохо себя вести.

1.

Недостаток внимания

Ребенок может не получать похвалу, внимание от близких

при хорошем поведении, успехах, часто детям не хватает любви и заботы и они

стараются привлечь к себе внимание хотя бы негативом. Нагрубив взрослому

ребенок вызывает хоть какие-то эмоции к себе, тем самым перестает чувствовать

себя одиноким и брошенным, пусть даже в таком отрицательном ключе

2 Желание самоутвердиться Чаще проявляется в подростковом возрасте. Если

не хватает личного пространства, свободы, ребенку не позволяют делать что-то

самостоятельно, то с помощью грубости ребенок может отстаивать свое право на

мнение, доказывать, что в иерархии он имеет право стоять на одной ступени со

взрослым

3 Неуверенность в себе Если родители никогда не хвалят, требования через чур

завышены, все всегда не так, ребенок будет стараться все сделать «назло». Ведь зачем

стараться? Зачем делать хорошо, все равно никогда не похвалят

4 Проявление злости и обиды Взрослые всегда находятся на более высокой

социальной и иерархической ступени, чем дети и очень часто этим злоупотребляют,

«перегибают палку» в нравоучениях, наказаниях. Детям же в свою очередь не остается

ничего другого, кроме демонстрации своей обиды через грубость и непослушание.

5 Копирование чужого поведения Очень часто грубость, хамство копируется

ребенком. Если в семье злоупотребляют алкоголем, отец дебошир ежедневно

устраивает скандалы, ругается нецензурной бранью и проявляет агрессию, ребенку

будет тяжело расти культурным и доброжелательным. Сюда же можно отнести и

влияние сверстников, моральное давление, навязывание ложных ценностей,

табакокурение, алкоголь, наркотики в подростковых и даже детских компаниях.

Платные спортивные секции, школы искусств, дорогостоящие абонементы в

спортивные клубы и бассейны усугубляют проблему неблагополучных детей. У

ребенка просто нет альтернатив, ему никто не показал другую жизнь.

Что же делать родителям и учителям с такими детьми? Сначала заглянуть в себя.

Исключить негативное воздействие на ребенка, несправедливость по отношению к

нему, прекратить шаблонное мышление, не предъявлять завышенных требований, шаг

за шагом стремиться к изменениям в лучшую сторону. Запастись терпением,

понимать, что для перемен потребуется время. Научиться управлять своими эмоциями,

не «подливать масло в огонь». Обозначить рамки дозволенного поведения,

предупреждать о неизбежности наказания, если ребенок за них выходит. Если

приходится наказывать, нужно делать это без проявления злобы, ненависти и

неприязни, обязательно разъясняя ребенку в чем именно он был не прав и что

конкретно привело его к наказанию. Предоставить возможность альтернативного

полезного времяпрепровождения - показать радости спортивных побед и достижений,

занятий в музыкальных или театральных кружках и т.д. Всегда хвалить ребенка за

любые достижения, будь то учеба, спорт, или просто преодоление трудностей.

Признать право ребенка на негативные эмоции, спокойно реагировать на них,

разъясняя его неправоту. Перестать давить своим положением и статусом, признать в

ребенке человека и личность. И самое главное иметь любовь в душе.



В раздел образования