Напоминание

" Функциональная грамотность: содержание, способы формирования на уроках ИЗО и музыки."


Автор: Стахеева Оксана Викторовна
Должность: Учитель Изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ " Берсеневская СОШ"
Населённый пункт: Республика Мордовия, Лямбирский р-н, с. Бересеневка
Наименование материала: Статья
Тема: " Функциональная грамотность: содержание, способы формирования на уроках ИЗО и музыки."
Раздел: среднее образование





Назад




«Функциональная грамотность: содержание, способы

формирования на уроках изо и музыки»

Стахеева Оксана Викторовна

учитель изобразительного искусства

МОУ «Берсеневская СОШ»

О

дна из важнейших задач современной школы – формирование функционально

грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность –

способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро

адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности

закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным

видам деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, рисованию.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными

ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и

координировать свои действия с действиями других людей;

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным

областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– понимающий, что жизнь среди людей

– это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие

решения;

– владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя - развить ребёнка.

-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-

логическое.

-Развить

речь,

аналитико-синтетические

способности,

развить

память

и

внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а

также мелкую моторику

-

Развить

коммуникативные

способности,

способность

общаться,

контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую

личность.

Характеристиками уровневых показателей функциональной

грамотности учащихся являются:

1) целепологание:

- осознание учеником потребности и способности к самореализации;

- возникновение учебно-познавательного интереса;

- владение приемами самостоятельной работы;

- осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

2) планирование:

- способность ориентироваться в условиях задачи;

- выделение алгоритма поиска необходимой информации;

3) принятиерешения:

- выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;

анализ планов деятельности;

4) выполнение:

- умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.

5)

оценка результатов

которая проходит по критериям: не может быть

допустимой, допустимая, высоко допустимая и наиболее эффективная.

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств

обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению,

снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям,

помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной

деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное

воздействие на детей, благодаря чему у них формируются функциональная

грамотность и более прочные, глубокие знания.

Работа в группах;

Проблемное обучение

– создание специальных ситуаций интеллектуального

затруднения и их разрешение.

Приём «выбор».

Ученик иногда может выбрать себе домашнее задание по

предмету, наметить количество примеров, задач, которые должен будет решить за

урок и т.д.

Метод опорных схем

. Это вид обобщения и «подсказки» для учеников,

которым не всегда удаётся успешно освоить тему.

В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся,

так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних

заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются

рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика.

В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий

могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы

преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным,

учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением,

темпераментом.

Какие стратегии обучения нужны для развития функциональной грамотности

учащихся?

Каждому учителю сегодня необходимо научиться проектировать урок с

использованием стратегий активного обучения.

Активное обучение - это организация и ведение учебного процесса,

направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся

посредством комплексного использования как педагогических (дидактических),

так и организационно-управленческих средств.

Перспективным, в плане повышения уровня функциональной грамотности,

является проектная и исследовательская деятельность. Она позволяет

эффективно развивать мышление, исследовательские способности аудитории,

активизировать творческие способности и творческую деятельность

обучающихся. Сегодня метод проектов становится интегрированным

компонентом современной системы образования.

В системе обучения изобразительному искусству и музыки изначально заложены

принципы проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное

получение знаний, которое ведет к развитию способностей учащихся, их

мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е.

самостоятельно решать поставленную задачу).

Для ученика проект

это возможность раскрытия своего творческого

потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально

или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу,

показать публично достигнутый результат. Для учителя учебный проект – это

интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

На уроках изобразительного искусства и музыки проектная деятельность

учащихся возможна практически по всем предлагаемым программой темам.

Предполагаем, что в результате участия в проекте учащиеся продолжат учиться

планировать и реализовывать проектную деятельность, устанавливать связи

между знаниями в различных учебных предметах. Проект должен быть

интегрированным (связь с историей, музыкой, краеведением, информатикой,

географией). Произойдет углубление знаний, полученных на предыдущих

уроках.

Методические задачи урока:

Развивать творческую и познавательную активность через нетрадиционные

методы и формы урока; умений вести поисковую работу.

Прививать интерес к истории своего народа, Родины через самостоятельное

извлечение информации по теме.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

Создать атмосферу общего успеха и заинтересованность к теме через различные

формы работы.

Учащиеся научатся проводить различные исследования, творческие групповые

проекты, ориентироваться в информационном пространстве.

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую

помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной

информационно-образовательной

среды,

направленной

на

повышение

функциональной грамотности учащихся.



В раздел образования