Автор: Стахеева Оксана Викторовна
Должность: Учитель Изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ " Берсеневская СОШ"
Населённый пункт: Республика Мордовия, Лямбирский р-н, с. Бересеневка
Наименование материала: Статья
Тема: " Функциональная грамотность: содержание, способы формирования на уроках ИЗО и музыки."
Раздел: среднее образование
«Функциональная грамотность: содержание, способы
формирования на уроках изо и музыки»
Стахеева Оксана Викторовна
учитель изобразительного искусства
МОУ «Берсеневская СОШ»
О
дна из важнейших задач современной школы – формирование функционально
грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро
адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным
видам деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, рисованию.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными
ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и
координировать свои действия с действиями других людей;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным
областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– понимающий, что жизнь среди людей
– это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие
решения;
– владеющий современными информационными технологиями.
Цель учителя - развить ребёнка.
-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-
логическое.
-Развить
речь,
аналитико-синтетические
способности,
развить
память
и
внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а
также мелкую моторику
-
Развить
коммуникативные
способности,
способность
общаться,
контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую
личность.
Характеристиками уровневых показателей функциональной
грамотности учащихся являются:
1) целепологание:
- осознание учеником потребности и способности к самореализации;
- возникновение учебно-познавательного интереса;
- владение приемами самостоятельной работы;
- осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;
2) планирование:
- способность ориентироваться в условиях задачи;
- выделение алгоритма поиска необходимой информации;
3) принятиерешения:
- выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;
анализ планов деятельности;
4) выполнение:
- умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.
5)
оценка результатов
которая проходит по критериям: не может быть
допустимой, допустимая, высоко допустимая и наиболее эффективная.
Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств
обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению,
снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям,
помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной
деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное
воздействие на детей, благодаря чему у них формируются функциональная
грамотность и более прочные, глубокие знания.
Работа в группах;
Проблемное обучение
– создание специальных ситуаций интеллектуального
затруднения и их разрешение.
Приём «выбор».
Ученик иногда может выбрать себе домашнее задание по
предмету, наметить количество примеров, задач, которые должен будет решить за
урок и т.д.
Метод опорных схем
. Это вид обобщения и «подсказки» для учеников,
которым не всегда удаётся успешно освоить тему.
В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся,
так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних
заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются
рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика.
В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий
могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы
преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным,
учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением,
темпераментом.
Какие стратегии обучения нужны для развития функциональной грамотности
учащихся?
Каждому учителю сегодня необходимо научиться проектировать урок с
использованием стратегий активного обучения.
Активное обучение - это организация и ведение учебного процесса,
направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся
посредством комплексного использования как педагогических (дидактических),
так и организационно-управленческих средств.
Перспективным, в плане повышения уровня функциональной грамотности,
является проектная и исследовательская деятельность. Она позволяет
эффективно развивать мышление, исследовательские способности аудитории,
активизировать творческие способности и творческую деятельность
обучающихся. Сегодня метод проектов становится интегрированным
компонентом современной системы образования.
В системе обучения изобразительному искусству и музыки изначально заложены
принципы проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное
получение знаний, которое ведет к развитию способностей учащихся, их
мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е.
самостоятельно решать поставленную задачу).
Для ученика проект –
это возможность раскрытия своего творческого
потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально
или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу,
показать публично достигнутый результат. Для учителя учебный проект – это
интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
На уроках изобразительного искусства и музыки проектная деятельность
учащихся возможна практически по всем предлагаемым программой темам.
Предполагаем, что в результате участия в проекте учащиеся продолжат учиться
планировать и реализовывать проектную деятельность, устанавливать связи
между знаниями в различных учебных предметах. Проект должен быть
интегрированным (связь с историей, музыкой, краеведением, информатикой,
географией). Произойдет углубление знаний, полученных на предыдущих
уроках.
Методические задачи урока:
Развивать творческую и познавательную активность через нетрадиционные
методы и формы урока; умений вести поисковую работу.
Прививать интерес к истории своего народа, Родины через самостоятельное
извлечение информации по теме.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
Создать атмосферу общего успеха и заинтересованность к теме через различные
формы работы.
Учащиеся научатся проводить различные исследования, творческие групповые
проекты, ориентироваться в информационном пространстве.
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую
помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной
информационно-образовательной
среды,
направленной
на
повышение
функциональной грамотности учащихся.