Автор: Ламакина Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦСПР "Дом детей"
Населённый пункт: г.Москва, ул.ак.Павлова, д.15
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей с ОВЗ в условиях ЦСПР.
Раздел: дошкольное образование
Социализация детей с ОВЗ в условиях ЦСПР.
В современном российском обществе в качестве важных и приоритетных
направлений является создание возможностей для детей с ограниченными
возможностями здоровья. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями
здоровья достигли успехи в социальном развитии, применяется система
психолого-педагогической помощи в учреждении, в центре социальной помощи и
реабилитации (ЦСПР), основанная на социальной адаптации и реабилитации.
Стратегия совместного обучения всех детей, позволяющая с помощью разработки
индивидуальных образовательных маршрутов выравнивать изначально различные
стартовые условия получения образования каждым ребенком, что является
залогом его успешной социальной жизнедеятельности на более поздних этапах
онтогенетического развития.
Пристальное
внимание
уделяется
реализации
коррекционно-
педагогической помощи обучающимися. При этом коррекционно-развивающая
работа и реабилитация направлены на обеспечение
ведущей роль в вопросе
создания образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому
консилиуму (ПМПк) как одной из организационных форм взаимодействия
специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-
медико-педагогического сопровождения
обучающихся
с
целью разработки
стратегии и планирования конкретного содержания и регламента сопровождения
обучающегося,
определенных
групп
детей
и
структурных
подразделений
(Лекотеки, дошкольного отделения и т. д.).
Особенностью комплексной программы реабилитации в Центре социальной
помощи и реабилитации является организация взаимодействия специалистов
разного профиля по направлениям, в рамках которых проводятся
реабилитационные мероприятия, объединенные единой целью, — по
возможности, более полная реабилитация ребенка с ОВЗ: ребенок, семья,
специалист, образовательная организация, общество.
Одной из задач становится обеспечение благоприятных условий для достижения
равных возможностей и полного участия не только со стороны персонала ЦСПР,
но и сверстников, родителей, членов семей, тьюторов и волонтеров. С учетом
того, что воспитание носит практико-ориентированный характер. Основными
являются такие направления, как хозяйственный труд и самообслуживание.
Созданы необходимые условия, есть помещение кафе, где дети, например,
самостоятельно, под руководством специалистов готовят блюда, которые им
нравятся, затем моют посуду, полы.
В результате деятельности, в нашем
учреждении:
- созданы комфортные условия для выполнения практической деятельности;
- наличие дополнительных технических устройств для выполнения практической
деятельности;
- проведение специально организованных занятий по освоению различных видов
практической деятельности;
- использование полученных навыков.
Большинство специалистов в области, воспитания детей с ОВЗ считают
принципиально важным, что необходима коррекция результатов на любом этапе
учебно-воспитательного процесса. Под технологиями в воспитательном процессе
мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для
качественной, доступной среды для всех без исключения детей. Основная идея
воспитания — постоянный мониторинг образовательных и воспитательных
условий во всей их совокупности на предмет учета потребностей и возможностей
участников воспитательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих
для детей в этом процессе, его участники включаются в проектирование
изменений, создающих более эффективные условия. Таким образом, все
участники процесса (администрация, педагоги, специалисты, дети и родители)
становятся не только пользователями методик, технологий, дидактического и
материально-технического обеспечения, но и разработчиками воспитательного
процесса и условий его реализации. Среди педагогических технологий можно
выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной
практике: технологии дифференцированного обучения, технологии
индивидуализации образовательного процесса.
Литература:
1.
Программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утверждённая
Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011г. №15
2.
Тер-Григорьянц Р.Г. Психолого-педагогическое сопровождение семей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в
процессе реализации комплексной программы реабилитации / Р.Г. Тер-
Григорьянц, Г.Л. Котова, Б.А. Коростелев [Электронный ресурс] //
Актуальные проблемы специального образования: тенденции,
противоречия, приоритеты: сборник трудов международной заочной
научно-практической конференции (14 марта 2014 г.). М.: АПК и ППРО,
2014.
3.