Напоминание

программа клуба изобретателей в ДОУ "Через опыт и наблюдение к творчеству и мастерству"


Автор: Соловова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа клуба изобретателей в ДОУ "Через опыт и наблюдение к творчеству и мастерству"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание:

1.Актуальность

2. Основные положения. Цели и задачи

3. Перспективный план работы с детьми

4. Результативность

5. Используемая литература

6.Приложение

Актуальность

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо

научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат

достичь максимального эффекта»

Г.С. Альтшуллер

Дошкольное образование находится на новом этапе развития. Перед

ним стоит множество сложных проблем: обеспечение современного качества

дошкольного образования, повышение ответственности за полноценное

развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

В свете требований ФГОС ДОУ перед педагогами стоит одна из

главных задач – это создание благоприятных условий развития каждого

ребенка

в

соответствии

с

его

индивидуальными

и

возрастными

особенностями, формирование познавательных интересов и творческих

способностей, активизация мыслительных процессов.

Мышление в психологии понимаются как способность к решению

разнообразных задач, вид умственной деятельности, заключающейся в

познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений

между ними. Мышление складывается на основе практического знакомства с

действительностью, на основе непосредственного познания окружающего

мира. Развитие мышления у детей находится в прямой зависимости от

развивающего

характера

обучения,

от

максимального

использования

ведущей деятельности возраста.

В ходе работы с детьми, сталкиваешься с такой проблемой, как

нежелание и неумение детей думать и размышлять. Дети перестали уметь

играть. Современные родители вместо игр со своим ребенком включают им

мультфильмы; покупают интерактивные игрушки, в игре с которыми детям

не надо много думать.

В играх с дорогими «компаньонами» ребенок

остается одинок, мыслительная и речевая деятельности детей сведены к

минимуму.

Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является

развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей,

которые позволят легко освоить новое.

Игра – основное занятие детей. Благодаря ей

учебный материал

усваивается быстрее и легче. Поэтому, наиболее эффективными средствами

активизации

мыслительных

процессов

являются

дидактические

игры,

интеллектуальные игры, проблемно-поисковые задания, игровые упражнения

занимательного характера, которые эмоционально воздействует на детей.

Придя работать в детский сад, я заметила, что большинство детей не

может выйти за рамки стандартного мышления, отчасти даже боится думать

по – другому, боится ошибиться и быть не понятым сверстниками. Дети

разучились

играть,

строить

общение

между

собой,

разучились

договариваться между собой.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника.

Один из видов игры, является дидактическая игра. Она направлена на

активизацию умственной деятельности детей. Увлекательные дидактические

игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач:

успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит

им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством

развития мышления дошкольников. Дидактическая игра содержит в себе

большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может

успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная

игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности

ребенка.

В своей работе я пришла к выводу, что необходимо не просто научить

каждого ребенка решать не просто элементарные учебные задачи, а прежде

всего жизненные. Что в полном объеме мне позволило реализовать

технология ТРИЗ. Дети стали с удовольствием решать сложившиеся перед

ними задачи, помогают героям, сопереживают, рассказывают сказки.

Коллективные

игры

с

использованием

приемов

ТРИЗ

получаются

насыщенными и полными позитивными эмоциями для каждого ребенка.

Основные положения. Цели и задачи

Развитие детей старшего дошкольного возраста происходит благодаря

разнообразию форм деятельности детей как со взрослыми, так и со

сверстниками. Значительная роль здесь отводится игровой деятельности. Я

стараюсь

включать

дидактические

игры

во

все

виды

совместной

деятельности, а так же индивидуальной работы с детьми. Основной задачей

при этом остается обучающая. Но детей привлекает не обучение, а

возможность проявить себя, свою активность, выполнить какое – либо

действие по шаблону или найти новые способы решения образовательных

задач. Такие игры учат применять имеющиеся знания в новых условиях,

активизируют умственные процессы, обогащают словарь, способствуют

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает

для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его

психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в

различных

видах

деятельности:

коммуникативной,

познавательной,

преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому

решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает мне развить у

дошкольников

изобретательскую

смекалку,

творческое

воображение,

диалектическое мышление.

Основным

рабочим

механизмом

служит

алгоритм

решения

изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет

планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная

формулировка

задачи;

строится

модель;

определяются

имеющиеся

вещественно

полевые

ресурсы;

составляется

идеальный

конечный

результат;

выявляются

и

анализируются

физические

противоречия;

прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

При этом развивается не только фантазия детей, а они учатся мыслить

системно, с пониманием происходящих процессов, решать свои маленькие

проблемы.

Цели

1. Создание условий для формирования целостного мировоззрения

ребенка

старшего

дошкольного

возраста

средствами

эксперимента

изобретательства.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать,

обобщать.

3. Развитие познавательного интереса детей в процессе изобретения,

установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Задачи:

Расширять

представление

детей

о

физических

свойствах

окружающего мира.

Знакомить

детей

со

свойствами

различных

предметов,

природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода

и т.д.).

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности

при проведении экспериментов.

Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему

миру.

Привлечение родителей к совместной деятельности.

Механизм реализации

Этапы создания и работы клуба изобретателей

1.

Подготовительный этап:

- создание технической базы для детского экспериментирования

(оборудование, природные материалы);

диагностика;

определение целей и задач проекта.

2.

Реализация проекта:

теоретическая часть: составление перспективного плана,

разработка конспектов

практическая часть:

а) познавательные занятия с элементами изобретательства:

рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

б) связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная,

познавательно-исследовательская (опыты), коммуникативная

(беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие,

рисование, лепка.

3.

Заключительный этап:

диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Ожидаемые результаты:

Высокий уровень познавательной активности у воспитанников,

усвоение основ целостного видения окружающего мира;

Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение

речевого развития, углубление знаний, умений, навыков,

предусмотренных основной образовательной программой ДОУ.

Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ: пополнение

научно-методической базы ДОУ по данному методу работы.

Перспективный план работы с детьми

Время

проведения

Тема

Содержание

Материалы и

оборудование

Сентябрь

2 неделя

«Нюхаем,

пробуем,

трогаем,

слушаем!»

Закрепить

представления детей

об органах чувств, их

назначении

Ширма с тремя

круглыми прорезями

(для рук и носа),

газета, колокольчик,

молоток, два камня,

погремушка, свисток,

футляры от киндер–

сюрпризов с

отверстиями; чеснок

в футляре, кусочек

апельсина; поролон с

духами, лимон.

Сентябрь

4 неделя

«Прозрачная

вода» «Вода

принимает

форму»

Выявить свойства

воды

Две непрозрачные

банки (одна

заполнена водой,

другая - нет), с

широким горлышком,

ложки, маленькие

ковшики, таз с водой,

поднос. Воронки,

узкий высокий

стакан, округлый

сосуд, широкая

миска, резиновая

перчатка, ковшики,

надувной шарик,

целлофановый пакет,

таз с водой, поднос.

Октябрь

2 неделя

«Изобретаем

мыльные

пузыри»

Познакомить детей

со способом

изготовления

мыльных пузырей,

со свойством

жидкого мыла:

может растягиваться,

образует пеночку

Жидкое мыло,

кусочки мыла, петля с

ручкой, стаканчики,

вода, ложки, поднос.

Октябрь

4 неделя

«Воздух

работает»

Развивать

представления

воспитанников о

том, что воздух

может двигать

Пластмассовая

ванночка, таз с водой,

лист бумаги; кусочек

пластилина, палочка,

воздушные шарики.

предметы (парусные

суда, воздушные

шары и т.д.)

Ноябрь

2 неделя

«Свет и тень»

Познакомить детей с

образованием тени

от предметов,

установить сходство

тени и объекта,

создать с помощью

теней образы

Оборудование для

теневого театра,

фонарь.

Ноябрь

4 неделя

«Свет повсюду.

Изобретаем

свечу»

Показать значение

света, объяснить, что

источники света

могут быть

природные,

искусственные -

изготовленные

людьми

Иллюстрации

событий,

происходящих в

разное время суток;

картинки с

изображениями

источников света;

несколько предметов,

которые не дают

света; фонарик, свеча,

настольная лампа.

Набор для творчества

по изготовлению

свечи

Декабрь

2 неделя

«Замерзшая

вода»

Выявить, что лед –

твердое вещество,

плавает, тает,

состоит из воды.

Кусочки льда,

холодная вода,

тарелочки, картинка с

изображением

айсберга.

Декабрь

4 неделя

«Тающий лед»

Кусочки льда,

холодная вода,

тарелочки, картинка

с изображением

айсберга.

Выявить, что лед –

твердое вещество,

плавает, тает, состоит

из воды. Определить,

что лед тает от тепла,

от надавливания, что

в горячей воде он

тает быстрее; что

вода на холоде

замерзает, а также

принимает форму

емкости, в которой

находится

Январь

2 неделя

«Все увидим,

все узнаем»

Показать детям, что

окружающие

предметы меняют

Цветные стекла,

рабочие листы,

цветные карандаши.

цвет, если

посмотреть на них

через цветные стекла

Январь

4 неделя

«Угадай-ка»

Развивать

представление о том,

что вода может

приводить в

движение другие

предметы

Прозрачные емкости

с сухим песком, с

сухой глиной, мерные

стаканчики с водой,

лупа.

Февраль

2 неделя

«Водяная

мельница»

Развивать

представление о том,

что вода может

приводить в

движение другие

предметы

Игрушечная водяная

мельница, таз,

кувшин с водой,

тряпка.

Февраль

4 неделя

«Звенящая

вода»

Показать детям, что

количество воды в

стакане влияет на

издаваемый звук.

Поднос, на котором

стоят различные

бокалы, вода в миске.

Март

2 неделя

«Ловись рыбка

мала, да велика)

Выяснить

способность магнита

притягивать

некоторые предметы.

Игра магнитная

«Рыбалка», магниты,

мелкие предметы из

разных материалов,

таз с водой, рабочий

лист.

Март

4неделя

«Солнечные

зайчики»

Понять причину

возникновения

солнечных зайчиков,

научить пускать

солнечных зайчиков

(отражать свет

зеркалом)

Зеркала.

Апрель

2неделя

«Что

отражается в

зеркале?»

Познакомить детей с

понятием

«отражение», найти

предметы,

способные отражать

Зеркала, ложка,

стеклянная ваза,

алюминиевая фольга,

рабочие лисы,

сковорода.

Апрель

4 неделя

«Игры с

песком»

Закрепить

представления детей

о свойствах песка,

развить

любознательность,

наблюдательность,

активизировать речь

Большая детская

песочница, в которой

оставлены следы от

пластмассовых

животных, игрушки –

животные, совки,

детские грабли, лейки

детей, развить

конструктивные

умения.

Май

2неделя

«Фонтанчики -

радуга»

Развить

любознательность,

самостоятельность,

создать радостное

настроение

Пластиковые

бутылки с

дырочками.

Май

4 неделя

«Солнце дарит

нам тепло»

Развить у детей

представление о том,

что Солнце является

источником тепла и

света; показать

степень ее

поглощения разными

предметами и

материалами

Набор предметов,

изготовленных из

разных материалов:

из бумаги,

пластмассы, дерева,

металла

Результативность

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно

использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

1.

Вопросы для выявления знаний детей о воде:

Что ты знаешь о воде?

Какую форму, запах, цвет имеет вода?

Для чего нужна вода в жизни животных и растений?

Где используется вода человеком?

2.

Серия вопросов о снеге:

Что ты знаешь о снеге?

Какую форму, запах, цвет имеет снег?

Откуда появляется снег, почему?

Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?

Для чего нужен снег человеку?

Чем отличается вода от снега?

Что быстрее тает лед или снег?

Чем отличается вода ото льда, вода от снега?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3.

Серия вопросов о льде:

Что такое лед?

Для чего нужен лед?

Какую форму, запах, цвет имеет лед?

Что быстрее тает лед или снег?

Что общего у снега и льда? Воды и льда?

4.

Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:

Что такое пар?

Что ты знаешь о паре?

Имеет ли пар запах, форму, цвет?

5.

Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным

состоянием воды в зависимости от температуры:

Что происходит с водой на морозе? Почему?

Снег может во что - нибудь превращаться? От чего это

зависит?

Что происходит со льдом в комнате? Почему?

Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?

Во что превращается вода при кипении?

6.

Выяснить у детей знания о свойствах магнита.

Какие предметы притягивают к себе магнит?

Каким свойством обладает магнит?

Почему магниты притягиваются друг к другу?

Когда магниты отталкиваются друг от друга?

7.

Выяснить знания детей о свойствах песка.

Из чего состоит песок?

В каких местах можно обнаружить песок

Почему говорят, что песок сыпучий?

Что легче высыпать песок или глину?

Как выглядят песчинки?

Чем песчинки похожи, а чем отличаются?

Что происходит с песчинками, когда дует ветер?

Почему песок рыхлый?

В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?

Что можно сделать из влажного песка?

Используемая литература

1.

Г.П.Тугушева.,

А.Е.Чистякова

«Экспериментальная

деятельность

детей

старшего

дошкольного

возраста»

С.П.2007г.

2.

Л.Н.Прохорова

«Организация

экспериментальной

деятельности дошкольников» М.2014г

3.

О.В.

Дыбина,

Н.П.

Рахманова

«Неизведанное

рядом.

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»,

«Сфера», 20010 г.

Приложение

«Испарение»

Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное

состояние и обратно в жидкое.

Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Процесс.

Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как

сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Итог. При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а

при остывание из газообразного обратно в жидкое.

«Агрегатные состояния воды»

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и

находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед;

газообразном – пар.

Ход: 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии.

Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в

твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).

2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода

испарится, она перешла в газообразное состояние.

«Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и

предложите

детям

последовательно

почувствовать

запахи,

распространяющиеся в помещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во

всех направлениях и не имеет собственного запаха.

«Воздух сжимается»

Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска

с горячей водой.

Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда

она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик.

Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как

шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при

нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник.

Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

«Воздух расширяется»

Цель:

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и

выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Ход: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство

(бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью

взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку.

Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в

пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в

руках, капля воды поднимется вверх.

«Вода при замерзании расширяется»

Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега.

Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой

температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что

произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на

поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода

превратилась в лед , лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании

расширяется.

«Жизненный цикл мушек»

Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

Материалы. Банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка

(колечком).

Процесс. Очистить банан и положить его в банку. Оставьте банку открытой

на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся

плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите

резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока

отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель

наблюдайте за банкой.

Итоги. Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже

личинки превратятся в коконы, а, в конце концов, появятся мушки. Дрозофил

привлекает запах спелых фруктов. Они откладывают на фруктах яйца, из

которых развиваются личинки и потом образуются куколки. Куколки похожи

на коконы, в которые превращаются гусеницы. На последней стадии из

куколки выходит взрослая мушка, и цикл повторяется снова.

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель.Установить, почему звезды движутся по кругу.

Материалы.

Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента,

бумага черного цвета.

Процесс. Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте

мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру

карандашом и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав

карандаш между ладоней, быстро крутите его.

Итоги. На вращающемся бумажном круге появляются световые кольца. Наше

зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за

вращения круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца.

Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при

этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине

длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же

деле движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам

кажется,

что

движутся

звезды,

движется

фотопластинка

вместе

с

вращающейся вокруг своей оси Землей.

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от

температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему

снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать?

Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок.

Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где

снег быстрее растает? Почему?

Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше

температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

«Как работает термометр»

Цель. Посмотреть, как работает термометр.

Материалы. Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда,

чашка.

Процесс. Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в

чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду

той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет

себя столбик жидкости на термометре.

Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает

подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик

стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре.

Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика

вверх

по

трубке.

Холодная

вода

поглощает

тепло

из

градусника.

Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке.

Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые

изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо

поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

«Может ли растение дышать?»

Цель.

Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как

происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Процесс. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат.

Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто

при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.

Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают

вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что

вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в

листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить

это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение

недели наблюдают за листьями

Итоги. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки,

которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или

стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Процесс.

Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья

внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить

воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия),

погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля).

Взрослый

с

детьми

проводит

опыт

«Сквозь

лист»

в

следующей

последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной

на 2-3 см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду;

плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь

же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик

не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед

зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца

стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение

пузырьков воздуха в воду.

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель.

Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что

растение дышит всеми частями.

Материалы. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные

емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два

одинаковых растения в горшочках.

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого.

Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом –

рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые

комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли

меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух

корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в

прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора

нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью –

на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который

препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями

проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей –

растение гибнет).

Итоги.

Воздух

необходим

для

корешков,

зарисовывают

результаты.

Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был

доступ воздуха.

«Что выделяет растение?»

Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость

дыхания для растений.

Материалы. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок

растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно

дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания

человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой

прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или

черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в

банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед

детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит).

Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу

после снятия крышки.

Итоги. Растения выделяют кислород.

«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель. Установить наличие в листьях питания для растений.

Материалы. Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый

цвет), емкость белого цвета.

Процесс.

Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях,

окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена

в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания.

Взрослый предлагает де5тям поместить лист в кипящую воду, через 5 – 7

минут его рассмотреть, зарисовать результат.

Итоги. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно,

питание в листе есть.

«На свету и в темноте»

Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и

развития растений.

Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Процесс.

Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука,

нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из

плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней

(лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Итоги.

Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету

позеленел – значит в нем образовалось питание).

«Кому лучше?»

Цель.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений,

обосновать зависимость растений от почвы.

Материалы. Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой,

предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без

почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают

черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до

появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в

дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

Итоги. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше

набирает силу; в воде растение слабее.

«Где лучше расти?»

Цель.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние

качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по

составу.

Материалы. Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь

глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в

разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в

течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет

хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем.

Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший

рост).

Итоги. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.

«Лабиринт»

Цель. Установить, как растение ищет свет.

Материалы. Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде

лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном –

отверстие.

Процесс. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не

жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после

появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их

направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в

одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели

наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь

тянутся в разные стороны, они позеленели).

Итоги. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению

плохо.

«Как образуется тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и

предмета, их взаимоположения.

Ход: 1)Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы

дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через

себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи

света.

2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца,

вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от

предметов разной степени прозрачности.

Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное

пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может

быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света

встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее

предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

«Что нужно для питания растения?»

Цель. Установить, как растение ищет свет.

Материалы. Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера),

лейкопластырь.

Процесс. Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на

часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения

детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение

ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

Итоги. Без света питание растений не образуется.

«Что потом?»

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что

превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все

изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои

зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием

символов, отражая основные этапы развития растения.

Итоги. Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.

«Как обнаружить воздух»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить

поток воздуха в помещении.

Ход: 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один

мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с

предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом

легкий, выпуклый, гладкий.

2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него

действует поток воздуха.

Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух

над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается

вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема

(фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он

теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух

согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

«Для чего корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию

корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материалы. Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой,

закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками,

выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в

земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в

прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость

крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой

спустя несколько дней.

Итоги. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию

корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками,

уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее

влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей

обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание»,

добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если

корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в

другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в

виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле

окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с

водой вредные вещества).

Итоги.

Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества,

находящиеся в почве.

«Как влияет солнце на растение»

Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений.

Как влияет солнце на растение.

Ход: 1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и

в тень. Что произойдет с растениями?

2) Убрать колпак с растениям. Какой лук? Почему светлый?

Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.

3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где

солнце. Почему?

Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой

окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает

зеленую окраску растениям и для образования питания.

«Как устроены перья у птиц»

Цель:

Установить связь между строением и образом жизни птиц в

экосистеме.

Материалы:

перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос,

пинцет.

Процесс

. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на

стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает

медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота).

Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним,

когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя

волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную

лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между

собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера).

Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от

махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены,

стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру) дети рассуждают,

для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).



В раздел образования