Напоминание

«Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»


Автор: Татьяна Викторовна Жегалина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Воротынский детский сад №4
Населённый пункт: р.п. Воротынец, Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование устного народного творчества в развитии речи детей

младшего дошкольного возраста»

Произведения

устного

народного

творчества

имеют

огромное

познавательное

и

воспитательное

значение,

способствуют

развитию

образного мышления, обогащают речь детей.

Рабату я начала со второй младшей группы. Постоянно замечая интерес

малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне

«разговорить» детей. Прежде всего изучила книги Е. И, Тихеевой, Ф. А.

Сохина, М. Бородич о методике развития речи детей, использовала опыт

работы

музыкальных

работников

по

проведению

развлечений

с

использованием устного народного творчества.

Работу проводила в основном в свободное от занятий время.

Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек,

колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я брала куклу Машу на руки и

ласковым, нежным голосом начинала припевать, покачивая ее:

«Баю, баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.»

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показывала, как

громко лает собачка (используя игрушку) и может разбудить Машу. Дети

дружно просили ее: «Ты, собачка не скули, малых деток не буди». После

таких коротких обыгрываний ребята легко запоминали песенки и переносили

их в повседневную игру.

Знакомство

с

потешками

начиналось

с

рассматривания

картинок,

иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я

рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной

беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке.

До чтения детям потешки «Конь» у них уже было сформировано

представление о том, какое это красивое, гордое животное.

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все калечушки-то бряк, бряк, бряк!

Золотые они звяк, звяк, звяк!

Во время умывания, причесывания ребят знакомила их с такими, песенками:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.»

«Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся...

Дочка, маму слушайся!»

Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в

«Дочки-матери», как бережно и с любовью они относились к своим куклам.

Дети взрослели. Я стала подбирать для них потешки с более сложным

смыслом; Перед своими слушателями ставила задачу не только запомнить

потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Малыши всей

группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка,

ежик и т. д., в зависимости от того, о ком потешка.

«Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялась лиса:

Всему лесу я краса!

Похвалялся зайка:

Поди догоняй-ка!

Похвалялся медведь

Могу песни я петь!»

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким

интересом относились они к нашему маленькому «театру». И в нем вскоре

появились свои незаменимые артисты. Например, никто не мог лучше

Ксюши сыграть роль лисы, из Вики получился прекрасный цыпленок, а

Миша настоящий медведь. Но главное, мы добились того, что любой ребенок

в группе мог заменить другого и сыграть его роль. Никто не оставался в

стороне. Пока ребята учились выступать только перед своими товарищами.

Много времени уделяла сказкам, которые не читала, а рассказывала. Дети

должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять

содержание сказки, отношение к ее персонажам. Чаще всего я сама надевала

костюм бабушки сказочницы ил просто накидывала простой красивый

платок с кистями и в роли сказочницы приходила в группу. Дети встречали

меня радостно, приглашали сесть и, конечно же, с нетерпением ждали новой

сказки. А начинала с присказки:

За ступенькою, ступенька - станет лесенка,

Слово к слову ставь сладенько -будет песенка,

А колечко на колечко станет, вязочка.

Сядь со мною на крылечко,

Слушай сказочку.

После рассказывания сказки не спешила задавать детям вопросы по

содержанию

сказки.

Мне

было

интересно,

как

ребята

делятся

впечатлениями друг с другом. Я вступала в беседу только тогда, когда

возникал спор или создавалось неверное понимание смысла сказки. Но это

случалось редко.

Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли ее, я подбирала соот-

ветствующие игрушки и вносила в группу, обращалась к ребятам: «Дети, по-

смотрите, из какой сказки пришли эти герои?» Вот тут и начиналась беседа, в

которой

малыши

вспоминали

события

сказки,

поступки

ее

героев,

выявлялось отношение детей к ним.

Невозможно перечислить все сказки, над которыми мы работали с детьми.

Это «Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Маша м медведь»,

и др.

Следующим этапом в нашей работе были конкурсы на лучший рисунок или

поделку по мотивам сказки. Самые интересные работы отбирались на

выставку

для

родителей.

Организовала

с

родителями

показ

сказки

«Заюшкина избушка». Дети были очень заинтересованы, им было приятно

увидеть своих родителей героями сказки.

Часто я прибегала и к такому приему как прослушивание сказок. Музыка,

сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться

в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью

народного языка.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым

позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и

поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают

воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения,

заключенные в них, воспринимаются и запоминаются. Пословицы и

поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в

них

много

олицетворений,

мелких определений.

Пословицу можно

использовать в любой ситуации.

Дети собираются на прогулку. Напоминаю медлительной Арине: «Семеро

одного не ждут». Или замечаю, что Ваня оделся неаккуратно, говорю:

«Поспешишь

людей

насмешишь».

Во

время прогулок

пословицы помогают лучше понять различные явления, события. Гуляем

весной на участке любуемся его свежестью и красотой, отмечаю, что «весна

красна цветами», об осени: «Осень красна плодами». Из собственных

наблюдений дети заключают «Март — с водой, апрель — с травой». Изучая

пословицы о труде, мы с ребятами решили завести картотеку пословиц,

поговорок.

Дети

оказались

активными

помощниками.

Они

дома

с

родителями отыскивали пословицы, запоминали их. В детском саду мы

вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно

применить ту или пословицу. Таким образом, у нас собралась неплохая

картотека и появился иллюстрированный плакат с пословицами о труде. Все

дети могли по картинке назвать пословицу. В повседневной жизни ребята

подбадривали друг друга: «Глаза боятся, а руки делают», «Терпенье и труд

все перетрут», «Дело мастера: боится», «Кончил дело — гуляй смело».

Чтобы дети могли лучше запомнить пословицы, я давала им предметы или

сюжетные картинки и предлагала назвать соответствующие по смыслу

пословицы.

В старшей и подготовительной к школе группах дети могут уже

самостоятельно организовать конкурс-соревнование между девочками и

мальчиками «Продолжи пословицу» или «Кто больше назовет пословиц на

какую-либо тему?».

Загадки — полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать

загадки я начинала так, как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляла

несколько игрушек, для каждой подбирала загадку: «Идет мохнатый, идет

бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами

постукивает», «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на

хвосте узоры, на ногах шпоры», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой,

меж ушей челка, на ногах щетка». Дети быстро отгадывали загадки, ведь

загадываемый предмет находился перед глазами. Обращали внимание ребят

на меткую образную характеристику игрушки. Позже, когда я приносила ту

или иную игрушку в группу и спрашивала, какую загадку можно загадать о

ней, дети легко справлялись с этой задачей. Часто начинаю занятие загадкой.

Дети отгадывают, что они будут рисовать или лепить.

На прогулке, когда дети наблюдали за деревьями, птицами или сезонными

явлениями, я предлагала им соответствующую загадку: «Стоят в лугах

сестрички — желтый глазок, белые реснички» (ромашки), «Бел, да не сахар,

ног нет, а идет» (снег), «Кричит «крах», червякам — враг» (ворона). Чтобы

углубить

и

уточнить

знания

дошкольников

об

окружающем

мире,

проводились игры «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты угадай». Много радости

доставляли детям загадки «Подскажи словечко»: «Возле леса на опушке,

украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый (мухомор)».

«Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Это кто? (лягушка)».

С нетерпением дети ждали вечеров загадок, когда к ним в гости приходила

бабушка-загадушка.

Она

приносила

в

своей

«волшебной

корзине»

природный бросовый материал для изготовления поделки-отгадки к новой

загадке. Поделку тут же мастерили все вместе.

Организуя развлечения, я ставила перед собой задачу не только повеселить

ребят своей группы, но и расширить их знания о народном языке, обогатить

их словарь, привить заботливое отношение к малышам.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей;

Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В

нее я записывала потешки, загадки, пословицы, поговорки, и родители дома

могли повторить этот материал со своим ребенком. По каждому жанру

проводила короткие беседы, консультации, разъясняла, какую огромную

пользу приносит народное творчеству ребенку. В уголок для родителей

помещала статьи «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо

молвится», «Загадка — гимнастика для ума». Особенно необходима была

помощь родителей, когда мы вплотную занялись драматизацией. Многие

дети не могли передать, как бегает медведь или ходит уточка. Все мои

советы (побывать в цирке, с сыном или дочерью понаблюдать за домашними

животными) не оставались без внимания. И потом, на развлечениях, когда

родители видели, как выразительно их ребенок воплощал образ персонажа

инсценировки, они были очень довольны.

Очень приятно слышать, когда дети умеют эмоционально читать стихи,

применять свои знания произведений устного народного творчества в

различных ситуациях, с желанием принимают участие в утренниках. Они

активны на занятиях, а в перерывах могут сами для себя организовать игру.



В раздел образования