Авторы: Лобанова Лариса Андреевна, Веретенникова Галина Геннадьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГОУ РК «Школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Населённый пункт: г. Ухта
Наименование материала: статья
Тема: "Организация внеурочной деятельности с воспитанниками школы-интернат"
Раздел: среднее образование
Лобанова Лариса Андреевна
Воспитатель
ГОУ РК «Школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» г. Ухты
Организация внеурочной деятельности с воспитанниками школы-
интернат.
В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий
формирования личности школьника. Современный ребенок находится в
огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких
внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации,
получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино.
Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих
и других источников информации нередко является доминирующим в
процессе воспитания и социализации.
Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление
вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными
детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является
примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма,
грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество,
неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте
национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее
эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в
условиях системы начального общего образования. Такая возможность
предоставляется
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом начального общего образования.
Инновационностью федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования является введение внеурочной
деятельности.
Работа
организатора
внеурочной
деятельности
–
многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и
исполнение
нормативных
документов,
методических
материалов
по
организации внеурочной деятельности младших школьников.
Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника
(кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их
воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного
взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-
образовательного
процесса
по
созданию
условий
для
освоения
обучающимися социально-культурных ценностей общества.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и
является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе.
Цели
внеурочной
деятельности
на
ступени
начального
общего
образования:
создание условий для проявления и развития ребенком своих
интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных
ценностей и культурных традиций;
воспитание и социализация духовно-нравственной личности.
Задачи внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального
общего
образования согласуются
с
задачами
духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека;
o
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
o
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни;
o
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей
среде (экологическое воспитание);
o
воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
представлений
об
эстетических
идеалах
и
ценностях
(эстетическое воспитание).
Цель
и
задачи
внеурочной
деятельности
сориентированы
на
становление
личностных
характеристик
выпускника
начальной
школы («портрет выпускника начальной школы»), сформулированных в
Стандарте. Это ученик:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе-
интернат являются:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора
на
традиции
и
положительный
опыт
организации
внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей
ребенка.
Данные
принципы
определяют способы
организации
внеурочной
деятельности в школе:
реализация образовательных программ, разработанных педагогами
школы;
включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые
являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности нашей школы
являются следующие
запросы родителей, законных представителей первоклассников;
приоритетные направления деятельности школы;
интересы и склонности педагогов;
возможности
образовательных
учреждений
дополнительного
образования;
рекомендации
психолога
как
представителя
интересов
и
потребностей ребёнка.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках
уроков направлена на
достижение
результатов
освоения
основной
образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение
личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику
внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не
столько должен узнать,
сколько научиться
действовать,
чувствовать,
принимать решения и др.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не
механическая добавка к основному общему образованию, призванная
компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Школа после уроков –
должна стать миром творчества, проявления и
раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою
волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить
внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и
образования.