Напоминание

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»


Автор: Решетова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 18
Населённый пункт: Московская область, Красногорский район, пос. Мечниково
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие математических способностей у детей дошкольного

возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС

ДО»

«Игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми

мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

1. Вступительная часть

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере

нужна

огромному

числу

людей

различных

профессий,

не

только

математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в

развитии

интеллекта.

Запоздалое

формирование

логических

структур

мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто

остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень

большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум

ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества

пригодятся детям, и не только в обучении математике. Психологией

установлено, что основные логические структуры мышления формируются

примерно

в

возрасте

от

5

до

11

лет.

Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования

является математическое развитие ребенка.

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному

образованию,

ориентиры

и

требования

к

обновлению

содержания

дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований

к познавательному развитию дошкольников, частью которого является

формирование элементарных математических представлений. В связи с этим

меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие

детей,

отвечающее

современным

требованиям

ФГОС

ДО.

Цель работы: обеспечение целостности образовательного процесса через

организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие

лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и

формирование

математических

знаний

у

дошкольников;

создание

благоприятных

условий

для

развития

математических

способностей;

развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи:

Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Приобщение

к

предмету

в

игровой

и

занимательной

форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

Изучение

и

обобщение

педагогического

опыта

по

развитию

математических способностей детей.

Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять

и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть,

открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения

«конструировать» предметами, знаками и словами.

Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы

стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону

ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для

овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок

и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что

основной

метод

развития

проблемно-поисковый

и

главная

форма

организации детской деятельности – игра.

Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры

дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и

субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая

все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов,

собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры

общества.

2. Основная часть

2.1. Практический раздел

Изучая труды великих педагогов: Крупской Н.К., Сухомлинского В.А.,

Макаренко А.С. , а так же современную литературу я поставила перед собой

задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения

математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и

привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться,

учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои

силы - моя главная цель в обучении детей.

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая

органически

входила

бы

в

жизнь

детского

сада,

решала

вопросы

формирования

мыслительных

операций

(анализа,

синтеза,

сравнения,

классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое

главное, нравилась бы детям.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только

содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна

вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые

должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять

проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации,

в которых они ощущали бы радость открытий.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма

воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в

целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей

в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка:

на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для

воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру,

есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний,

формирование

умений,

выработка

тех

или

иных

качеств

личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию

математической

сущности

вопроса,

уточнению

и

формированию

математических

знаний

учащихся.

Дидактические

игры

и

игровые

упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих

игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и

педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный

характер.

2.2. Методы и приемы.

Обучение детей происходит через:

1) организованную образовательную деятельность;

2) задачи-шутки;

3) развивающие игры и упражнения;

4) игры-головоломки;

5) загадки;

6) дидактические игры.

Организованная образовательная деятельность детей начинается с

проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у

детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же

использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты,

сутки», «Математический поезд» и др.).

Ребёнок,

маленький

исследователь

мира,

и,

получая

различную

информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или

отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит

проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить

исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего.

Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте

ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться

ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и

применения знаний.

К ним относятся следующие интеллектуальные умения:

1) наблюдать;

2) видеть проблему;

3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации);

4) выдвигать гипотезу;

5) давать определение понятиям;

6) сравнивать;

7) структурировать;

8) классифицировать;

9) наблюдать;

10) делать выводы;

11) доказывать и защищать идеи.

Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы –

правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками,

задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая

свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая

вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.

В своей педагогической работе я использую развивающие игры,

позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные»

вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является

«Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и

попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания

в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из

конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали

задуманную

картинку,

они

испытывают

радость

и

гордость.

В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие

дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число

я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает,

пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру

из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что

похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также

отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах,

знакомлю

со

сказками,

в

которых

присутствуют

цифры,

заучиваем

пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра,

использую

физкультминутки.

Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети

показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у

друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал

для

интеллектуального

развития.

Дети

с

большим

удовольствием

и

интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и

планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета.

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с

помощью

развивающих

игр,

использовать

которые

можно

как

в

организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное

время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти

игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они

развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и

образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических

фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру

«Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль

или

колесо.

Помимо этого, детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови

лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»;

«Геометрическое лото»; «Назови фигуры».

Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся

изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются:

предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух

палочек, используя угол стола.

Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала

серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика»,

«Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы

логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои

умозаключения.

Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие

творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на

воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К

таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?»,

«Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик

нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть

в последнем домике?» и т. д.

На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений

«Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.

Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели

каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и

насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до

большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки,

кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие

игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»;

«Какая фигура будет последней?».

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления

изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:

• комплекс развивающих игр;

• путешествие;

• экспериментирование;

• подгрупповая работа;

• игра-путешествие;

• математический КВН;

• эксперимент;

• познавательные игры;

• математический ринг;

• индивидуальная работа.

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени

сложности,

в

зависимости

от

индивидуальных

способностей

детей.

В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на

развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если

скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного

процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов

деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и

активизации деятельности самих детей в игровой форме.

3. Заключение

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без

использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно

«играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать

различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и

привлекательной

для

детей.

Основное

назначение

их

обеспечить

упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств

предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них,

эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа,

основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.

Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и

играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать

основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с

детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный

материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в

процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость

учения. Учение должно быть радостным!

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-

образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает,

сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным

признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

При

этом

у

детей

развиваются

произвольные

память

и

внимание.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру,

активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную

помощь другим детям.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной

форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те,

которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться

можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с

аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной

дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не

согласиться.

Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь

педагогам, а также будут полезны родителям и всем, кому не безразлично

будущее подрастающего поколения.



В раздел образования