Автор: Решетова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 18
Населённый пункт: Московская область, Красногорский район, пос. Мечниково
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие математических способностей у детей дошкольного
возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС
ДО»
«Игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми
мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток
представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности».
Сухомлинский В. А.
1. Вступительная часть
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере
нужна
огромному
числу
людей
различных
профессий,
не
только
математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в
развитии
интеллекта.
Запоздалое
формирование
логических
структур
мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто
остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень
большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум
ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества
пригодятся детям, и не только в обучении математике. Психологией
установлено, что основные логические структуры мышления формируются
примерно
в
возрасте
от
5
до
11
лет.
Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования
является математическое развитие ребенка.
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному
образованию,
ориентиры
и
требования
к
обновлению
содержания
дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований
к познавательному развитию дошкольников, частью которого является
формирование элементарных математических представлений. В связи с этим
меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие
детей,
отвечающее
современным
требованиям
ФГОС
ДО.
Цель работы: обеспечение целостности образовательного процесса через
организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие
лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и
формирование
математических
знаний
у
дошкольников;
создание
благоприятных
условий
для
развития
математических
способностей;
развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи:
Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Приобщение
к
предмету
в
игровой
и
занимательной
форме.
Решению данных задач способствовали следующие методы:
Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
Изучение
и
обобщение
педагогического
опыта
по
развитию
математических способностей детей.
Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять
и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть,
открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения
«конструировать» предметами, знаками и словами.
Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы
стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону
ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для
овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок
и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что
основной
метод
развития
–
проблемно-поисковый
и
главная
форма
организации детской деятельности – игра.
Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры
дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и
субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая
все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов,
собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры
общества.
2. Основная часть
2.1. Практический раздел
Изучая труды великих педагогов: Крупской Н.К., Сухомлинского В.А.,
Макаренко А.С. , а так же современную литературу я поставила перед собой
задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения
математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и
привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться,
учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои
силы - моя главная цель в обучении детей.
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая
органически
входила
бы
в
жизнь
детского
сада,
решала
вопросы
формирования
мыслительных
операций
(анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое
главное, нравилась бы детям.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только
содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна
вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые
должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять
проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации,
в которых они ощущали бы радость открытий.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:
игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма
воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в
целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей
в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка:
на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для
воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру,
есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний,
формирование
умений,
выработка
тех
или
иных
качеств
личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию
математической
сущности
вопроса,
уточнению
и
формированию
математических
знаний
учащихся.
Дидактические
игры
и
игровые
упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих
игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и
педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный
характер.
2.2. Методы и приемы.
Обучение детей происходит через:
1) организованную образовательную деятельность;
2) задачи-шутки;
3) развивающие игры и упражнения;
4) игры-головоломки;
5) загадки;
6) дидактические игры.
Организованная образовательная деятельность детей начинается с
проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у
детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же
использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты,
сутки», «Математический поезд» и др.).
Ребёнок,
маленький
исследователь
мира,
и,
получая
различную
информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или
отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит
проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить
исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего.
Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте
ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться
ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и
применения знаний.
К ним относятся следующие интеллектуальные умения:
1) наблюдать;
2) видеть проблему;
3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации);
4) выдвигать гипотезу;
5) давать определение понятиям;
6) сравнивать;
7) структурировать;
8) классифицировать;
9) наблюдать;
10) делать выводы;
11) доказывать и защищать идеи.
Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы –
правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками,
задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая
свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая
вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.
В своей педагогической работе я использую развивающие игры,
позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные»
вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является
«Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и
попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания
в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из
конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали
задуманную
картинку,
они
испытывают
радость
и
гордость.
В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие
дидактические игры: «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число
я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает,
пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».
Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру
из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что
похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также
отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах,
знакомлю
со
сказками,
в
которых
присутствуют
цифры,
заучиваем
пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра,
использую
физкультминутки.
Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети
показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у
друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал
для
интеллектуального
развития.
Дети
с
большим
удовольствием
и
интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и
планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с
помощью
развивающих
игр,
использовать
которые
можно
как
в
организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное
время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти
игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они
развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и
образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических
фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру
«Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль
или
колесо.
Помимо этого, детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови
лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»;
«Геометрическое лото»; «Назови фигуры».
Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся
изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются:
предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух
палочек, используя угол стола.
Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала
серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика»,
«Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы
логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои
умозаключения.
Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие
творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на
воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К
таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?»,
«Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик
нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть
в последнем домике?» и т. д.
На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений
«Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.
Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели
каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и
насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до
большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки,
кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие
игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»;
«Какая фигура будет последней?».
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления
изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:
• комплекс развивающих игр;
• путешествие;
• экспериментирование;
• подгрупповая работа;
• игра-путешествие;
• математический КВН;
• эксперимент;
• познавательные игры;
• математический ринг;
• индивидуальная работа.
В своей работе я использую множество упражнений, различной степени
сложности,
в
зависимости
от
индивидуальных
способностей
детей.
В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на
развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если
скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного
процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов
деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и
активизации деятельности самих детей в игровой форме.
3. Заключение
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без
использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно
«играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать
различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и
привлекательной
для
детей.
Основное
назначение
их
–
обеспечить
упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств
предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них,
эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа,
основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.
Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и
играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать
основами математики и информатики.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с
детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный
материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в
процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость
учения. Учение должно быть радостным!
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-
образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает,
сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным
признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
При
этом
у
детей
развиваются
произвольные
память
и
внимание.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру,
активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную
помощь другим детям.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной
форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те,
которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться
можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с
аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной
дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не
согласиться.
Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь
педагогам, а также будут полезны родителям и всем, кому не безразлично
будущее подрастающего поколения.