Автор: Валюга Наталья Николаевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Детская театральная школа
Населённый пункт: г.Волгодонск Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка.
Тема: Работа концертмейстера с солистом в классе вокала ДМШ и ДШИ.
Раздел: дополнительное образование
«…В
деятельности
концертмейстера
объединяются
педагогические, психологические, творческие функции»
( Е. М. Шендерович ).
Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Спектр
деятельности
концертмейстера
чрезвычайно
широк
–
это
и
вокальные
и
инструментальные
классы,
и
хоровой
коллектив,
и
концертная
эстрада,
и
хореография…Без
концертмейстера
не
обойдутся
музыкальные
и
общеобразовательные школы, дворцы творчества, музыкальные и педагогические
училища, вузы. Концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам.
Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого
призвания.
Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен владеть
обширным объемом знаний в области музыки. Разнообразие репертуара обязывает
концертмейстера владеть различными приемами игры, богатством нюансировки,
развитым чувством ритма, стиля.
Профессиональными
задачами
концертмейстера
можно
назвать
совершенствование следующих навыков и умений :
знание основ музыкальной культуры (для верного отражения стилистических
особенностей, творческого замысла композитора и образного строя произведения);
умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, с пониманием смысла
и формы произведения;
безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам;
внимание к точному выполнению ритма, логической акцентировке, интонационной
чистоте;
владение навыками игры в ансамбле, умение и готовность «быть на втором плане»;
умение подбирать по слуху;
умение
транспонировать
в
пределах
любой
трудности,
ориентация
в
ладогармоническом строении произведения;
знание основ вокального искусства (желательно на личном опыте);
работа над развитием тембрового слуха, особенно при игре оркестровых переложений;
умение редактировать нотный текст, т.е. сделать переложение неудобных эпизодов в
фортепианной фактуре, не нарушая исполнительского замысла.
.Все эти качества концертмейстер приобретает с течением времени в результате
обширной концертмейстерской практики.
Концертмейстер - пианист – это и солист, и равноправный ансамблист, и
аккомпаниатор, сопровождающий солиста. Солист и пианист в художественном
смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Это такой
ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль,
далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и
ритмической поддержки партнера.
Концертмейстер помогает ученику обогащать музыкальные представления,
лучше понять, усвоить и передать содержание произведения. Развивает ритмическую
дисциплину
ученика
и
согласованность
исполнения
партий.
Функции
концертмейстера носят во многом педагогический характер, так как участие в подборе
педагогом
программы,
совместное
разучивание
музыкального
произведения
способствуют развитию индивидуальности и музыкальности солиста.
Проводя занятия в классе, концертмейстер не только готовит певца к будущему
выступлению, но и сам тщательно работает над своей партией, ибо в момент
выступления на эстраде он является творческим партнером солиста.Работа с
вокалистами предполагает безупречное владение фортепианной партией.Помимо
занятий с учениками, концертмейстеру приходится много работать самостоятельно –
проучивать технические трудности аккомпанементов, искать нужное звучание
фактуры (особенно в период подготовки солистов к конкурсам).
Для начинающего
солиста концертмейстер – помощник, друг, наставник, педагог, психолог. Необходимо
выработать умение приспосабливаться к личности и исполнительской манере ребенка:
не ритмично играющего - держать, робкого - воодушевлять, эмоционального -
сопровождать. Важно также и умение быстро ориентироваться в тексте, видеть весь
текст, помогать в случае допущенной ошибки, уметь поддержать ученика в
концертном выступлении, предугадывать его намерения. В работе концертмейстера
крайне важно чувство меры, слуховой контроль и дирижерское начало, умение
переживать и сопереживать.
Начальным этапом является выучивание произведения с юным певцом. Задача
концертмейстера – наблюдать за точностью воспроизведения им звуковысотного и
ритмического
рисунка
мелодии,
отчетливостью
его
дикции,
осмысленной
фразировкой,
расстановкой
дыхания.
Здесь
необходима
детализация,
игра
с
преувеличением, установка логических связей. В период подготовки произведения
певец и пианист совместно проходят ряд стадий: повторение целого и деталей,
остановка в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпов и т. п..
Концертмейстер шаг за шагом проделывает с учащимся эту трудную, но, безусловно,
интересную работу по выучиванию произведения. Если все сделано правильно, то
исполнение на эстраде станет приятной миссией, как для ученика, так и для
концертмейстера.
Особую роль в подготовке к концертным выступлениям играют репетиции в
зале. Мастерство концертмейстера заключается в нахождении нужного звукового
баланса, соответствующего акустике помещения. Концертмейстер также помогает
воспитаннику приобретать артистические навыки общения с публикой. На эстраде
волнуются все, но каждый по - своему, здесь необходимо учитывать различные типы
темперамента юных артистов и быть готовым к любым сюрпризам.Опытный
концертмейстер,
как
и
чуткий
педагог,
помогает
выступающему
устранить
эмоциональное напряжение, предконцертное волнение и достигнуть ощущения
комфорности. Поэтому концертмейстер должен наблюдать за повторяющими и
устойчивыми проявлениями психики ребенка на сцене. Особое значение для
совместных
репетиций
имеет
психологический
климат,
увлеченность
своей
профессией, любовь к музыке, доброжелательная манера разговора.Чувствовать певца
как себя, обладать способностью к перевоплощению – одна из задач концертмейстера
вокалистов.«По-видимому, ни один инструментальный аккомпанемент не играет столь
важной драматургической роли, как аккомпанемент вокальных произведений…» -
пишет Е. М. Шендерович в книге «В концертмейстерском классе». Аккомпанемент в
вокальных произведениях очень выразителен, это равноправная партия, которая
усиливает глубину содержания, так называемый поэтический образ.
Для педагога по специальному классу концертмейстер – это правая рука,
главный помощник, музыкальный единомышленник.Концертмейстеру приходиться
приспосабливаться
к
творческой
манере
и
человеческим
качествам
многих
преподавателей, в классах которых он работает. Эта особенность его деятельности, о
которой
упоминают
далеко
не
всегда,
ещё
больше
повышает
нагрузку
и
ответственность, возлагаемую на «мастера концертов».
Главная психологическая особенность деятельности концертмейстера состоит в
единстве трех главных компонентов: собственно потребность в ансамблевом общении;
высокий
эмоциональный
тонус
на
всем
его
протяжении;
стабильные
коммуникативные
навыки
и
умения,
гарантирующие
успешность
творческой
деятельности.
Профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него
целого комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем
внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость
в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Концертмейстер должен быть готов ко всему: всевозможным импровизациям,
подсказке забытого слова, дублированию мелодии (если солист не «держит»
тональность), проведению урока в отсутствие преподавателя по специальности
Как известно, концертмейстер должен слышать произведение объемно – и по
вертикали,
и
по
горизонтали.
Вот
почему
так
часто
выступает
принцип
самоограничения, когда приходится отступить на второй план ради выявления
главного, основного, во имя целого. А для этого требуется опыт, мастерство, знание
стиля композитора, ясное понимание исполняемого произведения – таков портрет
идеального концертмейстера. Все это в совокупности дает возможность совместно с
солистами передать слушателям образ произведения правдиво, одухотворенно,
выразительно.
Многообразие
требований
стимулирует
музыканта
-
концертмейстера
поддерживать свою профессиональную компетентность на максимальном уровне.
Творческая
деятельность
концертмейстера
объединяет
исполнительскую,
педагогическую, организационную составляющие
,
причем музыка выступает в
качестве
реального
самостоятельного
художественного
процесса.
Область
концертмейстерской практики для многих пианистов и для автора этих строк, в
частности, является творческой потребностью, влияет самым благотворным образом
на
дальнейшее
совершенствование
художественной
индивидуальности.
Талант
режиссера живет в его фильмах, художника – в картинах, поэта – в стихах.
Исполнительский труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен, неуловим. В
этом его сложность и благородство.
Список использованной литературы:
Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: размышления педагога.- М. Музыка,
1996г.
Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. – М.
Музыка, 1987г.
Методические записки по вопросам музыкального образования: сб. статей: выпуск 3/
ред. – сост. Лагутин А. –М. Музыка,1991г.
Выготский, Л.С. Психология искусства. – М.:Педагогика, 1987
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974