Напоминание

Работа концертмейстера с солистом в классе вокала ДМШ и ДШИ.


Автор: Валюга Наталья Николаевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Детская театральная школа
Населённый пункт: г.Волгодонск Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка.
Тема: Работа концертмейстера с солистом в классе вокала ДМШ и ДШИ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




«…В

деятельности

концертмейстера

объединяются

педагогические, психологические, творческие функции»

( Е. М. Шендерович ).

Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Спектр

деятельности

концертмейстера

чрезвычайно

широк

это

и

вокальные

и

инструментальные

классы,

и

хоровой

коллектив,

и

концертная

эстрада,

и

хореография…Без

концертмейстера

не

обойдутся

музыкальные

и

общеобразовательные школы, дворцы творчества, музыкальные и педагогические

училища, вузы. Концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам.

Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого

призвания.

Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен владеть

обширным объемом знаний в области музыки. Разнообразие репертуара обязывает

концертмейстера владеть различными приемами игры, богатством нюансировки,

развитым чувством ритма, стиля.

Профессиональными

задачами

концертмейстера

можно

назвать

совершенствование следующих навыков и умений :

знание основ музыкальной культуры (для верного отражения стилистических

особенностей, творческого замысла композитора и образного строя произведения);

умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, с пониманием смысла

и формы произведения;

безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам;

внимание к точному выполнению ритма, логической акцентировке, интонационной

чистоте;

владение навыками игры в ансамбле, умение и готовность «быть на втором плане»;

умение подбирать по слуху;

умение

транспонировать

в

пределах

любой

трудности,

ориентация

в

ладогармоническом строении произведения;

знание основ вокального искусства (желательно на личном опыте);

работа над развитием тембрового слуха, особенно при игре оркестровых переложений;

умение редактировать нотный текст, т.е. сделать переложение неудобных эпизодов в

фортепианной фактуре, не нарушая исполнительского замысла.

.Все эти качества концертмейстер приобретает с течением времени в результате

обширной концертмейстерской практики.

Концертмейстер - пианист – это и солист, и равноправный ансамблист, и

аккомпаниатор, сопровождающий солиста. Солист и пианист в художественном

смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Это такой

ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль,

далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и

ритмической поддержки партнера.

Концертмейстер помогает ученику обогащать музыкальные представления,

лучше понять, усвоить и передать содержание произведения. Развивает ритмическую

дисциплину

ученика

и

согласованность

исполнения

партий.

Функции

концертмейстера носят во многом педагогический характер, так как участие в подборе

педагогом

программы,

совместное

разучивание

музыкального

произведения

способствуют развитию индивидуальности и музыкальности солиста.

Проводя занятия в классе, концертмейстер не только готовит певца к будущему

выступлению, но и сам тщательно работает над своей партией, ибо в момент

выступления на эстраде он является творческим партнером солиста.Работа с

вокалистами предполагает безупречное владение фортепианной партией.Помимо

занятий с учениками, концертмейстеру приходится много работать самостоятельно –

проучивать технические трудности аккомпанементов, искать нужное звучание

фактуры (особенно в период подготовки солистов к конкурсам).

Для начинающего

солиста концертмейстер – помощник, друг, наставник, педагог, психолог. Необходимо

выработать умение приспосабливаться к личности и исполнительской манере ребенка:

не ритмично играющего - держать, робкого - воодушевлять, эмоционального -

сопровождать. Важно также и умение быстро ориентироваться в тексте, видеть весь

текст, помогать в случае допущенной ошибки, уметь поддержать ученика в

концертном выступлении, предугадывать его намерения. В работе концертмейстера

крайне важно чувство меры, слуховой контроль и дирижерское начало, умение

переживать и сопереживать.

Начальным этапом является выучивание произведения с юным певцом. Задача

концертмейстера – наблюдать за точностью воспроизведения им звуковысотного и

ритмического

рисунка

мелодии,

отчетливостью

его

дикции,

осмысленной

фразировкой,

расстановкой

дыхания.

Здесь

необходима

детализация,

игра

с

преувеличением, установка логических связей. В период подготовки произведения

певец и пианист совместно проходят ряд стадий: повторение целого и деталей,

остановка в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпов и т. п..

Концертмейстер шаг за шагом проделывает с учащимся эту трудную, но, безусловно,

интересную работу по выучиванию произведения. Если все сделано правильно, то

исполнение на эстраде станет приятной миссией, как для ученика, так и для

концертмейстера.

Особую роль в подготовке к концертным выступлениям играют репетиции в

зале. Мастерство концертмейстера заключается в нахождении нужного звукового

баланса, соответствующего акустике помещения. Концертмейстер также помогает

воспитаннику приобретать артистические навыки общения с публикой. На эстраде

волнуются все, но каждый по - своему, здесь необходимо учитывать различные типы

темперамента юных артистов и быть готовым к любым сюрпризам.Опытный

концертмейстер,

как

и

чуткий

педагог,

помогает

выступающему

устранить

эмоциональное напряжение, предконцертное волнение и достигнуть ощущения

комфорности. Поэтому концертмейстер должен наблюдать за повторяющими и

устойчивыми проявлениями психики ребенка на сцене. Особое значение для

совместных

репетиций

имеет

психологический

климат,

увлеченность

своей

профессией, любовь к музыке, доброжелательная манера разговора.Чувствовать певца

как себя, обладать способностью к перевоплощению – одна из задач концертмейстера

вокалистов.«По-видимому, ни один инструментальный аккомпанемент не играет столь

важной драматургической роли, как аккомпанемент вокальных произведений…» -

пишет Е. М. Шендерович в книге «В концертмейстерском классе». Аккомпанемент в

вокальных произведениях очень выразителен, это равноправная партия, которая

усиливает глубину содержания, так называемый поэтический образ.

Для педагога по специальному классу концертмейстер – это правая рука,

главный помощник, музыкальный единомышленник.Концертмейстеру приходиться

приспосабливаться

к

творческой

манере

и

человеческим

качествам

многих

преподавателей, в классах которых он работает. Эта особенность его деятельности, о

которой

упоминают

далеко

не

всегда,

ещё

больше

повышает

нагрузку

и

ответственность, возлагаемую на «мастера концертов».

Главная психологическая особенность деятельности концертмейстера состоит в

единстве трех главных компонентов: собственно потребность в ансамблевом общении;

высокий

эмоциональный

тонус

на

всем

его

протяжении;

стабильные

коммуникативные

навыки

и

умения,

гарантирующие

успешность

творческой

деятельности.

Профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него

целого комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем

внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость

в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Концертмейстер должен быть готов ко всему: всевозможным импровизациям,

подсказке забытого слова, дублированию мелодии (если солист не «держит»

тональность), проведению урока в отсутствие преподавателя по специальности

Как известно, концертмейстер должен слышать произведение объемно – и по

вертикали,

и

по

горизонтали.

Вот

почему

так

часто

выступает

принцип

самоограничения, когда приходится отступить на второй план ради выявления

главного, основного, во имя целого. А для этого требуется опыт, мастерство, знание

стиля композитора, ясное понимание исполняемого произведения – таков портрет

идеального концертмейстера. Все это в совокупности дает возможность совместно с

солистами передать слушателям образ произведения правдиво, одухотворенно,

выразительно.

Многообразие

требований

стимулирует

музыканта

-

концертмейстера

поддерживать свою профессиональную компетентность на максимальном уровне.

Творческая

деятельность

концертмейстера

объединяет

исполнительскую,

педагогическую, организационную составляющие

,

причем музыка выступает в

качестве

реального

самостоятельного

художественного

процесса.

Область

концертмейстерской практики для многих пианистов и для автора этих строк, в

частности, является творческой потребностью, влияет самым благотворным образом

на

дальнейшее

совершенствование

художественной

индивидуальности.

Талант

режиссера живет в его фильмах, художника – в картинах, поэта – в стихах.

Исполнительский труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен, неуловим. В

этом его сложность и благородство.

Список использованной литературы:

Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: размышления педагога.- М. Музыка,

1996г.

Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. – М.

Музыка, 1987г.

Методические записки по вопросам музыкального образования: сб. статей: выпуск 3/

ред. – сост. Лагутин А. –М. Музыка,1991г.

Выготский, Л.С. Психология искусства. – М.:Педагогика, 1987

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974



В раздел образования