Напоминание

«Изучение произведений романтического склада на уроках фортепиано»


Автор: Глухова Наталия Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств" Мотовилихинского района г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Изучение произведений романтического склада на уроках фортепиано»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Мотовилихинского района г. Перми

Методическое сообщение

педагога Глуховой Наталии Владимировны

«Изучение произведений романтического склада

на уроках фортепиано»

г. Пермь, 2021

Формирование пианистических навыков у учащегося происходит в

процессе работы над произведениями разных эпох и стилей. Произведения

композиторов-романтиков занимают значительное место в педагогическом

репертуаре ДШИ. Чем же так привлекательны произведения романического

склада для учащихся школы?

Романтизм, как художественное течение, сформировался в конце XVIII,

начале XIX веков сначала в литературе, затем в музыке и других видах

искусства. Романтический стиль самобытен, фантастичен и возвышен.

Эпоха

романтизма

богата

большим

музыкальным

наследием:

фортепианная миниатюра, вальс, полонез, лирические песни, связанные с

традицией

бытового

музицирования,

а

также

баллады,

ноктюрны,

экспромты. Композиторы-романтики оставили нам много небольших по

размерам

фортепианных

пьес,

доступных

детским

исполнительским

возможностям. Большую роль приобрели программные произведения, что,

естественно, более понятно детям.

В центре мира романтизма находится личность человека, устремленная

к полной внутренней свободе, к совершенству и обновлению. Свое

отношение к жизни, окружающему миру он выражает через лирику

душевных переживаний и чувств. Очень часто в пьесах музыкальные

образы

связаны

со

сказочными,

таинственными,

фантастическими

персонажами, что тоже вызывает интерес у детей. Романтики стремились ко

всему

необычному,

их

привлекали

народные

предания

и

народное

творчество.

Господствующее место занимает тема любви, именно это душевное

состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы

человеческой психики. Любовь человека к своему дому, к своему отечеству,

к своему народу - сквозной нитью проходит через творчество всех

композиторов - романтиков.

Образ природы, тесно и неразрывно переплетается с лирической темой.

Подобно образам любви, образ природы олицетворяет душевное состояние

героя.

Тема фантастики нередко соперничает с образами природы и это

порождено

стремлением вырваться из

плена

реальной

жизни.

У

композиторов романтической школы сказочные, фантастические образы

приобретают

национальную

неповторимую

окраску.

Композиторы-

романтики стали проявлять большой интерес к национальному своеобразию

отечественной музыки, а также музыки других народов. В связи с этим

началось внимательное изучение народного музыкального творчества —

музыкального фольклора.

Чтобы хорошо, грамотно исполнять произведения романтического склада

необходимо знать характерные черты романтической фортепианной музыки.

1.

Композиторы-романтики стремились приблизить звучание

инструмента к звучанию человеческого голоса. Для того, чтобы петь на

инструменте, необходимо понять интонационную выразительность каждой

музыкальной фразы. Чтобы воспитать у учащегося это понимание можно

использовать метод пения мелодии пьесы, чтобы игра ученика следовала за

голосом, как бы ощущая все трудные, то есть более напряженные

интонационные обороты. После такой работы игра ученика становится более

выразительной и осмысленной.

Быстрые пассажи и украшения – это тоже мелодия, интонирование

которой подчиняется тем же вокальным законам.

Стремление к «вокализации» рояля, пению рук требует и особого

отношения к способу звукоизвлечения. Для того, чтобы извлечь из рояля

мягкий теплый и вместе с тем сильный и длящийся звук, нужно

прикоснуться к клавише, а затем «погрузить в нее палец, словно в густую

вязкую массу». Кроме того, необходимо добиться, чтобы ученик «выжимал»

из рояля певучий звук не столько силой мышц, сколько весом руки,

опирающейся на палец.

2.

Композиторы-романтики

придавали

большое

значение

выразительным возможностям разных регистров рояля. При работе над

произведениями следует обратить внимание на тембровую окраску разных

регистров

инструмента,

на

различное

образно-смысловое

наполнение

звучащих мелодий. Уровень громкости динамики, указанной в нотах также

зависит от регистра, в котором размещена мелодия. Так в среднем и низком

регистрах обычно бывает более звучным и глубоким, чем тот же нюанс в

высоком регистре, что требует и разного исполнительского подхода.

Объясняя это ученику, можно использовать сравнения с человеческим

голосом - более сильным мужским, и более нежным женским.

3. Еще одна особенность музыки романтического склада - это

усложнение

гармонического

языка.

Композиторы

использовали

альтерированные аккорды, аккорды побочных ступеней. В основе мелодии

часто оказывается мажоро-минорный лад, то есть мажор обогащается

аккордами

одноименного

минора.

Минор

обогащается

аккордами

одноименного мажора.

4. Красочная характеристичность разных

тональностей

- важное

свойство, присущее романтической музыке. Это проявлялось как в выборе

основной тональности произведения, так и в сопоставлениях разных

тональностей внутри произведения. Часто этот прием был направлен не на

подчеркивание

контраста

между

образами,

а

на

«перекрашивание»,

«переосвещение»

одного

и

того

же

образа.

Композитор

оставлял

тематический материал прежним, сдвигая его в другую тональность. Такое

использование тональной краски особенно типично для музыки романтиков.

5. Одна из самых сложных проблем фортепианного исполнительства,

непосредственно связанная с музыкой романтизма - проблема rubato.

Огромную роль в этой работе играет формирование слухового опыта.

Слушая много музыки, ученик постепенно начинает ощущать, а затем и

осознавать выразительную сущность ритма. Конечно, невозможно описать

все случаи rubato, но некоторые способы используют педагоги музыкальных

школ в своей работе:

-

rubato

связано

с

интонированием

мелодии,

в

его

основе

лежит

интонационное строение мелодии;

- rubato, связанное с тонально-гармоническим планом произведения. Очень

часто отступления от темпа оказываются нужными для того, чтобы

подчеркнуть

выразительность отклонения или модуляции в другую

тональность.

- иногда небольшие торможения темпа связывают с окончаниями фраз,

предложений, периодов, то есть с границами формы.

6. Фактура композиторов-романтиков очень многообразна. Часто

главный мелодический голос усиливается терциями, секстами, аккордами.

Аккорд используется как тембровый усилитель мелодии. Фоновые голоса

развиваются наравне с мелодией. Стирается грань между мелодией и

аккомпанементом.

7. В эпоху романтизма коренным образом изменилось отношение

композиторов к педализации, ставшей одной из важнейших выразительных

средств пианистического искусства.

Находки композиторов-романтиков в области фортепианной фактуры

вызвали

к

жизни

новый

принцип

педализации

так

называемую

гармоническую педаль. В основе этого принципа лежит следование педали

за сменой гармоний, что заметно расширило ресурс фортепиано, так как

сделало возможным оставлять звучащим не только то, что непосредственно

выдержано пальцами. Принцип гармонической педали стал и источником

особой красочности, возникшей благодаря смешанию на одной педали

аккордовых

и

неаккордовых

звуков,

что

создает

необыкновенную

поэтическую звуковую атмосферу.

Таким образом, произведения композиторов-романтиков XIX

века

являются

прекрасным

педагогическим

материалом

для

формирования

многих необходимых пианистических навыков. Они пробуждают творческое

воображение и фантазию детей, дают возможность научить певучему

звукоизвлечению,

развивают

слышание

тембрового

многообразия

фортепиано, позволяют заложить основы художественной педализации, а

также служат хорошей базой для воспитания потребности в интонационно-

осмысленном исполнении музыкальных произведений



В раздел образования