Автор: Нурисламова Айсылу Фидусовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с 6 с.Верхнеяркеево
Населённый пункт: Илишевский район РБ
Наименование материала: Статья
Тема: Речевая готовность к школе
Раздел: дошкольное образование
Речевая готовность к школе
Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем
легче и полнее будет усвоены знания.
Н.И. Жинкин
Учение в школе – это новый период в жизни каждого малыша. Очень
важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя
комфортно. А для этого будущий первоклассник должен быть готов к
обучению в школе.
Рассмотрим критерии готовности ребенка к обучению в школе по основным
видам деятельности:
- элементарные математические представления;
- развитие речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- представления об окружающем мире;
Подробнее остановимся на критериях речевой готовности к школьному
обучению:
- сформированность звуковой стороны речи;
- сформированность фонематических процессов;
- сформированность слоговой структуры слова;
- достаточный словарный запас;
- умение пользоваться разными способами словообразования;
- сформированность грамматического строя речи;
- владение связной речью;
- речевая коммуникация.
Чтобы проверить речевое развитие ребенка попросите малыша пересказать
короткий рассказ или сказку. Если при рассказе ребенок с трудом
согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично
выстроить сюжетную линию, значит ему нужно поработать над развитием
речи.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребенка
к школе?
- вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего
ребенка;
- создать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития
детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому
развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение.
Самым эффективным способом развития речи является – чтение книг.
Читайте ребенку сказки, рассказы. Задавайте вопросы по прочитанному,
заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша, как прошел
его день, что интересное он видел.
Больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы,
больше терпения и выдержки, и тогда все получится.