Автор: Булатова Сююмбике Бейтулаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д\С
Населённый пункт: Г,ЛЯНТОР
Наименование материала: ТРИЗ технология
Тема: Развитие творческих способностей
Раздел: дошкольное образование
ТРИЗ как средство
развития творческих
способностей детей
дошкольного возраста.
Подготовила: воспитатель Булатова С.Б
МБДОУ детский сад «Светлячок»
«Малые умы интересуются
необычным,
а великие – самым обычным»
Эльберт Хаббард.
Как нам всем известно - одним из
основных целевых ориентиров
Федерального Государственного
стандарта дошкольного образования
является –
Развитие творческих способностей
ребёнка.
Использование ТРИЗ – это один из
лучших способов развить творческую
личность!
-
Теория
-
Решения
-
Изобретательских
- Задач
Т
Р
И
З
ТРИЗ
Эта теория была придумана советским
изобретателем, писателем-фантастом
Генрихом Сауловичем Альтшуллером,
Михаилом Наумовичем Шустерман.
Изначально она создавалась для помощи
в нахождении решений для технических
задач и способствовало развитию
мышления, гибкости, системности,
логическому построению и
оригинальности.
Главная задача данной методики -
научить ребенка думать нестандартно и
находить собственные решения.
Основные методы ТРИЗ
Метод проб и ошибок.
Метод фокальных объектов.
Морфологический анализ.
Мозговой штурм.
Метод контрольных и наводящих вопросов.
Синектика.
Системный анализ.
Метод противоречий.
Метод борьбы с психологической инерцией.
Оператор РВС.
Метод моделирования маленькими человечками.
Вепольный анализ.
Ресурсы.
Функционально-стоимостный анализ(ФСА)
Что нам дает использование
технологии ТРИЗ?
Развитие творческого мышления.
Развитие логического мышления.
Развитие воображения.
Развитие внимания.
Развитие речи.
В каких образовательных областях
можно использовать элементы ТРИЗ.
Познавательно-речевом развитии.
Коммуникативно-личностном развитии.
Художественно-эстетическом развитии.
Физическом развитии.
Цель ТРИЗ
Не просто развивать фантазию детей, а
мыслить системно, с пониманием
происходящих процессов.
Дать в руки воспитателям инструмент по
конкретному практическому воспитанию у
детей качеств творческой личности,
способной понимать единство и
противоречие окружающего мира, решать
свои маленькие проблемы.
ТРИЗ для дошкольников
Это программа коллективных игр и занятий с
подробными методическими рекомендациями.
Все занятия и игры предлагают
самостоятельный выбор ребенком темы,
материала и вида деятельности. Они учат детей
выявлять противоречивые свойства предметов,
явлений и разрешать эти противоречия.
Разрешение противоречий – ключ к
творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми
является педагогический поиск.
Педагог должен давать детям готовые
знания, раскрывать перед ними истину,
он должен учить ее находить.
Основные функции ТРИЗ
Решение творческих и изобретательских
задач любой сложности и направленности
без перебора вариантов.
Прогнозирование развития технических
систем и получение перспективных решений
(в том числе и принципиально новых)
Развитие качеств творческой личности.
Принципы построения занятий
по ТРИЗ
Минимум сообщения информации, максимум
рассуждений. Оптимальная формула организации
обсуждения проблемных ситуаций
« мозговой штурм».
Системный подход (все в мире взаимосвязано, и в любое
явление должно рассматриваться в развитии).
Включение в процессе познания всех доступных для
ребенка мыслительных операций и средств
восприятия(анализаторов, причинно-следственных
выводов и заключений, сделанных самостоятельно,
системно-схематичной наглядности).
Обязательная активизация творческого воображения.
Что дает творчество ребенку?
Возможность проявить себя.
Стремление получать новую информацию об
окружающем.
Развиваем потребность в познавательной
деятельности.
Дает возможность созидать, творить.
Способствует развитию аналитических
способностей.
Формировать умение развивать и доказывать
свою точку зрения.
Основные этапы методики ТРИЗ
•
«Поиск сути» Перед детьми становится
проблема(вопрос), который надо решить и
все ищут разные варианты решения, то, что
является истиной.
•
«Тайна двойного» выявление противоречий
«Хорошо-плохо».
Например: солнце-это хорошо и плохо.
Хорошо-греет, плохо-может сжечь.
•
Разрешение противоречий(при помощи игр и
сказок)
Например: зонт нужен большой, чтобы
скрыться под ним от дождя, но он нужен и
маленький, чтобы носить его в сумке.
Решение этого противоречия - складной
зонтик.
ТРИЗ и развитие речи детей.
Дидактические принципы.
•
Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими
управляющем действии предоставить ребенку право
выбора.
•
Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку
возможность работать с открытыми задачами(не имеющими
единственно правильного решения). В условие творческого
задания необходимо разные варианты решения.
•
Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно
контролировать процесс освоения детьми мыслительных
операций, так как в новых творческих заданиях есть
элементы предыдущих.
•
Принцип идеальности - творческие задания не требуют
специального оборудования и могут быть частью любого
занятия, чтобы позволять максимально использовать
возможности, знания и интересы детей.
•
Принцип деятельности - в любое творческое задание
включать практическую деятельность.
•
Принцип приросообразности обучения – обучая ребенка,
педагог должен идти от его природы. Данный принцип
предполагает необходимость воспитания ребенка в
соответствии с объективными закономерностями развития
человека в окружающем мире, т.е. учет возрастного и
индивидуального подхода.
Игры и упражнения
«Поиск аналогов» – необходимо назвать объект и как можно
больше его аналогов, сходных по различным существенным
признакам.
Например: мяч-яблоко(форма), заяц(скачет)…
«Поиск противоположного объекта» - необходимо назвать
объект и как можно больше других объектов, ему
противоположных
Например: снег-шерсть (холодный-теплый), уголь(белый-
черный), металл(легкий-тяжелый), камень (мягкий-
твердый).
«Хорошо-плохо» – берется объект, не вызывающий у игроков
стойких положительных или отрицательных его сторон.
«Выбери троих» – из пяти случайных слов нужно выбрать три и
рассказать для чего они нужны и как могут
взаимодействовать.
«Поиск общих признаков» – берется два объекта, далеко
стоящих друг от друга на смысловой оси, необходимо найти
для них, как можно больше общих признаков.
«Да - Нет» - игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим.
Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме,
чтобы он мог ответить «ДА» или «НЕТ».
«Что умеет делать?» – Ведущий называет объект. Дети должны
определить, что умеет делать объект или , что делается с его
помощью.
«Складушки – вычиталки»
Белка + осень = запасы
Дерево – лист = осеннее дерево
Небо + вода = дождь
Огород + тепло = урожай
Преимущества методов ТРИЗ
-
активизация познавательной деятельности детей;
-
создание мотивационных установок на проявление
творчества;
-
создание условий для развития образовательной стороны
речи детей(обогащение словарного запаса, словами с
переносным значением, синонимами и антонимами);
-
повышение эффективности овладения всеми языковыми
средствами;
-
формирование осознанности в построении лексико-
грамматических конструкций;
-
развитие гибкости аналитико-синтетических операций в
мыслительной деятельности.
Положительные стороны ТРИЗ
У детей обогащается круг представлений, растет
словарный запас, развиваются творческие способности;
ТРИЗ помогает формировать диаметрику логику,
способствует продолжению застенчивости, радости.
Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а
попадая в трудные ситуации самостоятельно находить
оригинальные решения.
ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного,
причинного, памяти, воображения, воздействует на другие
психические процессы.