Напоминание

Развитие творческих способностей


Автор: Булатова Сююмбике Бейтулаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д\С
Населённый пункт: Г,ЛЯНТОР
Наименование материала: ТРИЗ технология
Тема: Развитие творческих способностей
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТРИЗ как средство

развития творческих

способностей детей

дошкольного возраста.

Подготовила: воспитатель Булатова С.Б

МБДОУ детский сад «Светлячок»

«Малые умы интересуются

необычным,

а великие – самым обычным»

Эльберт Хаббард.

Как нам всем известно - одним из

основных целевых ориентиров

Федерального Государственного

стандарта дошкольного образования

является –

Развитие творческих способностей

ребёнка.

Использование ТРИЗ – это один из

лучших способов развить творческую

личность!

-

Теория

-

Решения

-

Изобретательских

- Задач

Т

Р

И

З

ТРИЗ

Эта теория была придумана советским

изобретателем, писателем-фантастом

Генрихом Сауловичем Альтшуллером,

Михаилом Наумовичем Шустерман.

Изначально она создавалась для помощи

в нахождении решений для технических

задач и способствовало развитию

мышления, гибкости, системности,

логическому построению и

оригинальности.

Главная задача данной методики -

научить ребенка думать нестандартно и

находить собственные решения.

Основные методы ТРИЗ

Метод проб и ошибок.

Метод фокальных объектов.

Морфологический анализ.

Мозговой штурм.

Метод контрольных и наводящих вопросов.

Синектика.

Системный анализ.

Метод противоречий.

Метод борьбы с психологической инерцией.

Оператор РВС.

Метод моделирования маленькими человечками.

Вепольный анализ.

Ресурсы.

Функционально-стоимостный анализ(ФСА)

Что нам дает использование

технологии ТРИЗ?

Развитие творческого мышления.

Развитие логического мышления.

Развитие воображения.

Развитие внимания.

Развитие речи.

В каких образовательных областях

можно использовать элементы ТРИЗ.

Познавательно-речевом развитии.

Коммуникативно-личностном развитии.

Художественно-эстетическом развитии.

Физическом развитии.

Цель ТРИЗ

Не просто развивать фантазию детей, а

мыслить системно, с пониманием

происходящих процессов.

Дать в руки воспитателям инструмент по

конкретному практическому воспитанию у

детей качеств творческой личности,

способной понимать единство и

противоречие окружающего мира, решать

свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников

Это программа коллективных игр и занятий с

подробными методическими рекомендациями.

Все занятия и игры предлагают

самостоятельный выбор ребенком темы,

материала и вида деятельности. Они учат детей

выявлять противоречивые свойства предметов,

явлений и разрешать эти противоречия.

Разрешение противоречий – ключ к

творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми

является педагогический поиск.

Педагог должен давать детям готовые

знания, раскрывать перед ними истину,

он должен учить ее находить.

Основные функции ТРИЗ

Решение творческих и изобретательских

задач любой сложности и направленности

без перебора вариантов.

Прогнозирование развития технических

систем и получение перспективных решений

(в том числе и принципиально новых)

Развитие качеств творческой личности.

Принципы построения занятий

по ТРИЗ

Минимум сообщения информации, максимум

рассуждений. Оптимальная формула организации

обсуждения проблемных ситуаций

« мозговой штурм».

Системный подход (все в мире взаимосвязано, и в любое

явление должно рассматриваться в развитии).

Включение в процессе познания всех доступных для

ребенка мыслительных операций и средств

восприятия(анализаторов, причинно-следственных

выводов и заключений, сделанных самостоятельно,

системно-схематичной наглядности).

Обязательная активизация творческого воображения.

Что дает творчество ребенку?

Возможность проявить себя.

Стремление получать новую информацию об

окружающем.

Развиваем потребность в познавательной

деятельности.

Дает возможность созидать, творить.

Способствует развитию аналитических

способностей.

Формировать умение развивать и доказывать

свою точку зрения.

Основные этапы методики ТРИЗ

«Поиск сути» Перед детьми становится

проблема(вопрос), который надо решить и

все ищут разные варианты решения, то, что

является истиной.

«Тайна двойного» выявление противоречий

«Хорошо-плохо».

Например: солнце-это хорошо и плохо.

Хорошо-греет, плохо-может сжечь.

Разрешение противоречий(при помощи игр и

сказок)

Например: зонт нужен большой, чтобы

скрыться под ним от дождя, но он нужен и

маленький, чтобы носить его в сумке.

Решение этого противоречия - складной

зонтик.

ТРИЗ и развитие речи детей.

Дидактические принципы.

Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими

управляющем действии предоставить ребенку право

выбора.

Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку

возможность работать с открытыми задачами(не имеющими

единственно правильного решения). В условие творческого

задания необходимо разные варианты решения.

Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно

контролировать процесс освоения детьми мыслительных

операций, так как в новых творческих заданиях есть

элементы предыдущих.

Принцип идеальности - творческие задания не требуют

специального оборудования и могут быть частью любого

занятия, чтобы позволять максимально использовать

возможности, знания и интересы детей.

Принцип деятельности - в любое творческое задание

включать практическую деятельность.

Принцип приросообразности обучения – обучая ребенка,

педагог должен идти от его природы. Данный принцип

предполагает необходимость воспитания ребенка в

соответствии с объективными закономерностями развития

человека в окружающем мире, т.е. учет возрастного и

индивидуального подхода.

Игры и упражнения

«Поиск аналогов» – необходимо назвать объект и как можно

больше его аналогов, сходных по различным существенным

признакам.

Например: мяч-яблоко(форма), заяц(скачет)…

«Поиск противоположного объекта» - необходимо назвать

объект и как можно больше других объектов, ему

противоположных

Например: снег-шерсть (холодный-теплый), уголь(белый-

черный), металл(легкий-тяжелый), камень (мягкий-

твердый).

«Хорошо-плохо» – берется объект, не вызывающий у игроков

стойких положительных или отрицательных его сторон.

«Выбери троих» – из пяти случайных слов нужно выбрать три и

рассказать для чего они нужны и как могут

взаимодействовать.

«Поиск общих признаков» – берется два объекта, далеко

стоящих друг от друга на смысловой оси, необходимо найти

для них, как можно больше общих признаков.

«Да - Нет» - игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим.

Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме,

чтобы он мог ответить «ДА» или «НЕТ».

«Что умеет делать?» – Ведущий называет объект. Дети должны

определить, что умеет делать объект или , что делается с его

помощью.

«Складушки – вычиталки»

Белка + осень = запасы

Дерево – лист = осеннее дерево

Небо + вода = дождь

Огород + тепло = урожай

Преимущества методов ТРИЗ

-

активизация познавательной деятельности детей;

-

создание мотивационных установок на проявление

творчества;

-

создание условий для развития образовательной стороны

речи детей(обогащение словарного запаса, словами с

переносным значением, синонимами и антонимами);

-

повышение эффективности овладения всеми языковыми

средствами;

-

формирование осознанности в построении лексико-

грамматических конструкций;

-

развитие гибкости аналитико-синтетических операций в

мыслительной деятельности.

Положительные стороны ТРИЗ

У детей обогащается круг представлений, растет

словарный запас, развиваются творческие способности;

ТРИЗ помогает формировать диаметрику логику,

способствует продолжению застенчивости, радости.

Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а

попадая в трудные ситуации самостоятельно находить

оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного,

причинного, памяти, воображения, воздействует на другие

психические процессы.



В раздел образования