Автор: Логвянкова Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Курская обл. г. Суджа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста через элементы рисования как средство обучения письму "
Раздел: дошкольное образование
План работы
по самообразованию воспитателя
I квалификационной категории
Логвянковой Т.П.
на тему:
" Развитие графомоторных навыков
детей старшего дошкольного возраста
через элементы рисования как средство обучения письму "
МКДОУ "Детский сад №1" на 2018 - 2020 учебный год.
2018г.
г.Суджа
Актуальность
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее
значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание
начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый
класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности
не всегда соответствует этим требованиям.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро
устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко
встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист",
"строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и
недостаточной
сформированности
навыков
зрительно-двигательной
координации,
произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и
вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых
подготовить руку ребёнка к письму.
Письмо первоклассника - это продукция работы мелких мышц руки, руководимых
мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях.
Рисование, которым так любят заниматься дошкольники одно из важнейших занятий,
которые нам помогают развивать руку ребенка. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука
шестилетки это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не
должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка можно и
необходимо развивать.
Рисование может значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению
каллиграфии. В процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего
школьника. Он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения
руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со
словом воспитателя.
В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между
восприятием
предмета
(при
рисовании),
знака
(при
письме)
и
его
графическим
изображением, начертанием, регулирующие усилия руки при нажиме.
Конечно, есть и существенные различия. При рисовании лист бумаги используется
свободно, гораздо шире, чем при письме, а написание букв, слов, цифр строго ограничено в
пространстве
(клетка,
строка,
линия).
Развитие
движений
руки,
повышение
её
чувствительности,
гибкости происходит в процессе длительной
и
систематической
тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы,
держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных
направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка
равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.
При этом дети учатся накладывать штрихи, регулируя силу нажима на карандаш или
фломастер. При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий:
сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.
Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых
сочетаются горизонтальные и вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые
линии, замкнутые формы (круг, квадрат, ромб, прямоугольник и т.д.). Для дошкольников
интересны декоративные рисунки.
Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины,
пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении
навыков
письма.
При
рисовании
орнаментов
дети
практически
познают
приемы
расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под,
посередине, с краю и т.д.), учатся правильно определять направление линий и движений
руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), знакомятся с протяженностями (длина,
ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые,
равные).
Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в
процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны
научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно,
легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя
их.
В процессе рисования развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез,
сравнение, ассоциативное связывание, систематизация.
Мышление от наглядно действенного развивается в наглядно образное. Развитие
произвольного воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи,
памяти, внимания. Формируются нравственные качества поведения, развиваются навыки
трудолюбия
.
Изучив педагогическую литературу и проведя глубокий анализ прочитанного, я
пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до
поступления ребёнка в школу. Именно это обстоятельство в значительной степени и
определяет актуальность работы по теме: "Развитие графомоторных навыков детей старшего
дошкольного возраста через элементы рисования как средство обучения письму"
целью, которой является: развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста, в
том числе и в качестве предпосылки учебной деятельности, а именно подготовки руки к
письму, путём систематических тренировок с использованием элементов рисования.
Из поставленной мною цели вытекают следующие задачи:
Повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук
(база для овладения графомоторными навыками);
Развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности
движений рук, подготовка к овладению графикой письма;
Нормализация речевой функции;
Развитие
внимания,
памяти,
логического
мышления,
воображения,
пространственных
представлений,
произвольного
внимания,
зрительного
и
слухового восприятия, творческой активности.
Ведь слаженная работа мелких мышц рук и пальцев оказывает большое влияние на развитие
речи ребёнка, психические процессы, связанные с организацией поступающей из внешней
среды информации, а также активизирует познавательную и эмоциональную сферу малыша.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Направления
работы
с
детьми:
игровая,
продуктивная,
познавательная,
коммуникативная деятельность.
Направления работы с родителями:
консультации, практикумы, мастер-классы,
совместная работа по реализации проекта.
Направления работы с педагогами: проведение совместных мероприятий, внедрение
здоровьесберегающих технологий в разные виды деятельности в работе с детьми
старшего дошкольного возраста.
Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:
Наглядные, практические, словесные методы: показ, наблюдение, объяснение,
собеседование, описание, инструкции, команды и распоряжения при работе с
графическими диктантами, помощь, игровые упражнения, тестирование, анализ
результатов работы, учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей
каждого ребенка.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки,
которое позволяет:
- рисовать;
- раскрашивать;
- копировать простейшие узоры;
- соединять точки;
- правильно удерживать пишущий предмет.
Работа по формированию графомоторных навыков делится на 4 этапа:
Первый этап.
Развитие общей и мелкой моторики.
Для развития общей моторики необходимо:
- выполнять физминутки.
Для развития мелкой моторики необходимо:
- выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж)
- лепить из пластилина или глины;
- вырезать из бумаги;
- нанизывать бусины, пуговицы и т. д. ;
- застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- собирать мозаики и конструкторы;
- раскрашивать раскраски и т. д.
Второй этап.
Формирование пространственных представлений и речевого обозначения
пространственных отношений.
Этот этап предусматривает:
- ориентировку в собственном теле;
- ориентировку в окружающем пространстве;
- ориентировку на листе бумаги.
Третий этап.
Развитие зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания)
Для развития зрительного гнозиса используются:
- контурные изображения предметов,
- перечеркнутые контурные изображения,
- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
Четвертый этап.
Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
На этом этапе выполняется:
- Ознакомление с клеткой, пространством листа.
- Рисование вертикальных и горизонтальных прямых линии и комбинации из них.
- Рисование наклонных прямых линии и комбинации из них.
- Рисование орнаментов (дуги, волнистые линии, круги, овалы).
- Рисование по клеткам предметов сложной формы (математические
диктанты).
- Овладение графической символизацией.
Последовательность правильного формирования графомоторных
навыков:
1 шаг. Дети учатся правильно сидеть.
2 шаг. Учатся правильно держать ручку и бумагу.
3 шаг. Учатся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.
4 шаг. Учатся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.
5 шаг. Учатся рисовать полуовалы (верхние, нижние).
6 шаг. Учатся рисовать круги и овалы.
7 шаг. Учатся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).
8 шаг. Учатся рисовать линии, полуовалы, овалы определённой величины
(вводится ограничительная линейка - строка).
9 шаг. Знакомятся с печатными буквами и учатся писать их правильно.
10 шаг. Подготовка к письму - освоению написания элементов письменных букв.
Переходить к последнему этапу подготовки к письму до школы не рекомендуется, так
как дошкольник обладает низкой способностью к произвольной регуляции движений, у него
не закончено окостенение фаланг пальцев, не сформированы мелкие мышцы кисти, низкая
выносливость к статическим нагрузкам.
Таким образом, коррекционно - развивающая работа в области графомоторных навыков
может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и
неотъемлемой задачей дошкольного воспитания.
Предполагаемый результат:
Дети
- Знает способы изображения предметов на бумаге;
- различные техники штриховки.
Умеет:
- расслаблять и напрягать мышцы руки;
- координировать движения пальцев и кистей рук;
- концентрировать внимание, зрительную память, самоконтроль;
- выполнять различные виды штриховки и графических диктантов;
- использовать полученные умения и навыки в жизни.
Родители
- Понимают значимость тренировки у ребёнка движений пальцев и кистей рук для
последующего успешного овладения письмом.
- владеют необходимыми умениями и навыками для формирования графомоторных
навыков у детей дошкольного возраста.
Полученные теоретические знания я применяю при планировании воспитательно –
образовательного процесса и обогащении развивающей среды в группе.
Этапы реализации
Этапы
Сроки
Содержание работы
Задачи
Подготовительный
Сентябр
ь
2018 г.
1. Осуществление теоретического осмысления
проблемы.
2. Изучение научно-практических и
методических источников по заявленной
проблеме.
3.Формулирование исходных позиций
исследования на основании изучения
существующих теорий, разработка
понятийного аппарата.
4. Определение цели и задач.
5. Разработка системы работы по развитию
графомоторных навыков у детей.
6. Разработка перспективного плана работы
совместной деятельности в режиме дня.
7. Подбор и систематизация тестов, заданий,
игр, бесед, сценариев и т.д.
8. Организация выставочного уголка
творческих работ.
9. Разработка консультаций для родителей.
Создание условий и
разработка системы
работы для развития
графических навыков
детей
Диагностический
Сентябрь
2018г.
1. Выявление уровня развития мелкой
моторики и графомоторных навыков у детей.
2. Оценка уровня овладения необходимыми
навыками и умениями.
3. Анкетирование родителей с целью
выявления творческого интереса
Определение уровня
графомоторного
развития детей на
начало проекта
Практический
Сентябрь
-апрель
2018г.-
2020г.
1. Реализация планов совместной деятельности
в режиме дня с детьми старшей и
подготовительной группы.
2. Составление сборника заданий для детей,
бесед, познавательных игр.
3. Разработка образцов продуктивной
деятельности для работы с детьми.
4. Разработка консультативного материала, для
родителей.
5. Организация выставок продуктивной
деятельности детей и родителей групп.
6. Организация для родителей
практикоориентированных занятий в целях
заинтересованности к совместной
продуктивной деятельности с детьми.
Приобретение
практических навыков
и умений в ходе
регулярной
практической
деятельности. Развитие
детской фантазии,
стремления добиться
поставленной цели,
почувствовать себя
успешным.
Обобщающий
Апрель -
май
2020г.
1. Подведение итогов работы в рамках
совместной деятельности с детьми и
родителями.
2. Анализ эффективности системы работы с
детьми по развитию графомоторных навыков.
3. Разработка методических рекомендаций.
4. Подготовка презентационного буклета,
фотоальбомов, отражающих содержание
работы с детьми.
5. Систематизация заданий продуктивной
деятельности по развитию графомоторики.
6. Разработка и подборка материала для
изготовления совместных работ детей и
родителей.
7. Обобщение работы, формулирование
выводов, оформление результатов.
Презентативный
Май
2020г.
1. Презентация системы работы с детьми по
развитию графомоторных навыков.
2. Разработка и проведение мастер-класса
"Развитие графомоторных навыков один из
главных аспектов подготовки детей к школе"
для воспитателей групп старшего дошкольного
возраста ДОУ
.
Обмен педагогическим
опытом в рамках
МКДОУ "Детский сад
№1".
Размещение опыта на
педагогических сайтах
в интернете.
Успешность
работы
по
формированию
двигательных
навыков
зависит
от
ее
систематичности и регулярности. Занятия по подготовке руки к письму я провожу 2 раза в
неделю, продолжительность занятия 15-20 минут.
Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений.
Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз
и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без
пробелов, не выезжая за контур.
В 6-7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные
(сверху
вниз,
горизонтальные
(слева
направо,
наклонные,
клубочками
(круговыми
движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, полукругами (чешуя
у рыбы, черепица крыши, крупными петельками.
Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением
кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без
отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или
тетради.
Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала
простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин.
После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить
пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные
занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.