Напоминание

" Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста через элементы рисования как средство обучения письму "


Автор: Логвянкова Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Курская обл. г. Суджа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста через элементы рисования как средство обучения письму "
Раздел: дошкольное образование





Назад




План работы

по самообразованию воспитателя

I квалификационной категории

Логвянковой Т.П.

на тему:

" Развитие графомоторных навыков

детей старшего дошкольного возраста

через элементы рисования как средство обучения письму "

МКДОУ "Детский сад №1" на 2018 - 2020 учебный год.

2018г.

г.Суджа

Актуальность

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее

значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание

начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый

класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности

не всегда соответствует этим требованиям.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро

устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко

встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист",

"строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и

недостаточной

сформированности

навыков

зрительно-двигательной

координации,

произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и

вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых

подготовить руку ребёнка к письму.

Письмо первоклассника - это продукция работы мелких мышц руки, руководимых

мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях.

Рисование, которым так любят заниматься дошкольники одно из важнейших занятий,

которые нам помогают развивать руку ребенка. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука

шестилетки это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не

должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка можно и

необходимо развивать.

Рисование может значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению

каллиграфии. В процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего

школьника. Он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения

руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со

словом воспитателя.

В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между

восприятием

предмета

(при

рисовании),

знака

(при

письме)

и

его

графическим

изображением, начертанием, регулирующие усилия руки при нажиме.

Конечно, есть и существенные различия. При рисовании лист бумаги используется

свободно, гораздо шире, чем при письме, а написание букв, слов, цифр строго ограничено в

пространстве

(клетка,

строка,

линия).

Развитие

движений

руки,

повышение

её

чувствительности,

гибкости происходит в процессе длительной

и

систематической

тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы,

держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных

направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка

равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.

При этом дети учатся накладывать штрихи, регулируя силу нажима на карандаш или

фломастер. При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий:

сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых

сочетаются горизонтальные и вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые

линии, замкнутые формы (круг, квадрат, ромб, прямоугольник и т.д.). Для дошкольников

интересны декоративные рисунки.

Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины,

пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении

навыков

письма.

При

рисовании

орнаментов

дети

практически

познают

приемы

расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под,

посередине, с краю и т.д.), учатся правильно определять направление линий и движений

руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), знакомятся с протяженностями (длина,

ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые,

равные).

Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в

процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны

научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно,

легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя

их.

В процессе рисования развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез,

сравнение, ассоциативное связывание, систематизация.

Мышление от наглядно действенного развивается в наглядно образное. Развитие

произвольного воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи,

памяти, внимания. Формируются нравственные качества поведения, развиваются навыки

трудолюбия

.

Изучив педагогическую литературу и проведя глубокий анализ прочитанного, я

пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до

поступления ребёнка в школу. Именно это обстоятельство в значительной степени и

определяет актуальность работы по теме: "Развитие графомоторных навыков детей старшего

дошкольного возраста через элементы рисования как средство обучения письму"

целью, которой является: развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста, в

том числе и в качестве предпосылки учебной деятельности, а именно подготовки руки к

письму, путём систематических тренировок с использованием элементов рисования.

Из поставленной мною цели вытекают следующие задачи:

Повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук

(база для овладения графомоторными навыками);

Развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности

движений рук, подготовка к овладению графикой письма;

Нормализация речевой функции;

Развитие

внимания,

памяти,

логического

мышления,

воображения,

пространственных

представлений,

произвольного

внимания,

зрительного

и

слухового восприятия, творческой активности.

Ведь слаженная работа мелких мышц рук и пальцев оказывает большое влияние на развитие

речи ребёнка, психические процессы, связанные с организацией поступающей из внешней

среды информации, а также активизирует познавательную и эмоциональную сферу малыша.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

Направления

работы

с

детьми:

игровая,

продуктивная,

познавательная,

коммуникативная деятельность.

Направления работы с родителями:

консультации, практикумы, мастер-классы,

совместная работа по реализации проекта.

Направления работы с педагогами: проведение совместных мероприятий, внедрение

здоровьесберегающих технологий в разные виды деятельности в работе с детьми

старшего дошкольного возраста.

Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:

Наглядные, практические, словесные методы: показ, наблюдение, объяснение,

собеседование, описание, инструкции, команды и распоряжения при работе с

графическими диктантами, помощь, игровые упражнения, тестирование, анализ

результатов работы, учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей

каждого ребенка.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки,

которое позволяет:

- рисовать;

- раскрашивать;

- копировать простейшие узоры;

- соединять точки;

- правильно удерживать пишущий предмет.

Работа по формированию графомоторных навыков делится на 4 этапа:

Первый этап.

Развитие общей и мелкой моторики.

Для развития общей моторики необходимо:

- выполнять физминутки.

Для развития мелкой моторики необходимо:

- выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж)

- лепить из пластилина или глины;

- вырезать из бумаги;

- нанизывать бусины, пуговицы и т. д. ;

- застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

- собирать мозаики и конструкторы;

- раскрашивать раскраски и т. д.

Второй этап.

Формирование пространственных представлений и речевого обозначения

пространственных отношений.

Этот этап предусматривает:

- ориентировку в собственном теле;

- ориентировку в окружающем пространстве;

- ориентировку на листе бумаги.

Третий этап.

Развитие зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания)

Для развития зрительного гнозиса используются:

- контурные изображения предметов,

- перечеркнутые контурные изображения,

- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.

Четвертый этап.

Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

На этом этапе выполняется:

- Ознакомление с клеткой, пространством листа.

- Рисование вертикальных и горизонтальных прямых линии и комбинации из них.

- Рисование наклонных прямых линии и комбинации из них.

- Рисование орнаментов (дуги, волнистые линии, круги, овалы).

- Рисование по клеткам предметов сложной формы (математические

диктанты).

- Овладение графической символизацией.

Последовательность правильного формирования графомоторных

навыков:

1 шаг. Дети учатся правильно сидеть.

2 шаг. Учатся правильно держать ручку и бумагу.

3 шаг. Учатся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

4 шаг. Учатся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.

5 шаг. Учатся рисовать полуовалы (верхние, нижние).

6 шаг. Учатся рисовать круги и овалы.

7 шаг. Учатся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

8 шаг. Учатся рисовать линии, полуовалы, овалы определённой величины

(вводится ограничительная линейка - строка).

9 шаг. Знакомятся с печатными буквами и учатся писать их правильно.

10 шаг. Подготовка к письму - освоению написания элементов письменных букв.

Переходить к последнему этапу подготовки к письму до школы не рекомендуется, так

как дошкольник обладает низкой способностью к произвольной регуляции движений, у него

не закончено окостенение фаланг пальцев, не сформированы мелкие мышцы кисти, низкая

выносливость к статическим нагрузкам.

Таким образом, коррекционно - развивающая работа в области графомоторных навыков

может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и

неотъемлемой задачей дошкольного воспитания.

Предполагаемый результат:

Дети

- Знает способы изображения предметов на бумаге;

- различные техники штриховки.

Умеет:

- расслаблять и напрягать мышцы руки;

- координировать движения пальцев и кистей рук;

- концентрировать внимание, зрительную память, самоконтроль;

- выполнять различные виды штриховки и графических диктантов;

- использовать полученные умения и навыки в жизни.

Родители

- Понимают значимость тренировки у ребёнка движений пальцев и кистей рук для

последующего успешного овладения письмом.

- владеют необходимыми умениями и навыками для формирования графомоторных

навыков у детей дошкольного возраста.

Полученные теоретические знания я применяю при планировании воспитательно –

образовательного процесса и обогащении развивающей среды в группе.

Этапы реализации

Этапы

Сроки

Содержание работы

Задачи

Подготовительный

Сентябр

ь

2018 г.

1. Осуществление теоретического осмысления

проблемы.

2. Изучение научно-практических и

методических источников по заявленной

проблеме.

3.Формулирование исходных позиций

исследования на основании изучения

существующих теорий, разработка

понятийного аппарата.

4. Определение цели и задач.

5. Разработка системы работы по развитию

графомоторных навыков у детей.

6. Разработка перспективного плана работы

совместной деятельности в режиме дня.

7. Подбор и систематизация тестов, заданий,

игр, бесед, сценариев и т.д.

8. Организация выставочного уголка

творческих работ.

9. Разработка консультаций для родителей.

Создание условий и

разработка системы

работы для развития

графических навыков

детей

Диагностический

Сентябрь

2018г.

1. Выявление уровня развития мелкой

моторики и графомоторных навыков у детей.

2. Оценка уровня овладения необходимыми

навыками и умениями.

3. Анкетирование родителей с целью

выявления творческого интереса

Определение уровня

графомоторного

развития детей на

начало проекта

Практический

Сентябрь

-апрель

2018г.-

2020г.

1. Реализация планов совместной деятельности

в режиме дня с детьми старшей и

подготовительной группы.

2. Составление сборника заданий для детей,

бесед, познавательных игр.

3. Разработка образцов продуктивной

деятельности для работы с детьми.

4. Разработка консультативного материала, для

родителей.

5. Организация выставок продуктивной

деятельности детей и родителей групп.

6. Организация для родителей

практикоориентированных занятий в целях

заинтересованности к совместной

продуктивной деятельности с детьми.

Приобретение

практических навыков

и умений в ходе

регулярной

практической

деятельности. Развитие

детской фантазии,

стремления добиться

поставленной цели,

почувствовать себя

успешным.

Обобщающий

Апрель -

май

2020г.

1. Подведение итогов работы в рамках

совместной деятельности с детьми и

родителями.

2. Анализ эффективности системы работы с

детьми по развитию графомоторных навыков.

3. Разработка методических рекомендаций.

4. Подготовка презентационного буклета,

фотоальбомов, отражающих содержание

работы с детьми.

5. Систематизация заданий продуктивной

деятельности по развитию графомоторики.

6. Разработка и подборка материала для

изготовления совместных работ детей и

родителей.

7. Обобщение работы, формулирование

выводов, оформление результатов.

Презентативный

Май

2020г.

1. Презентация системы работы с детьми по

развитию графомоторных навыков.

2. Разработка и проведение мастер-класса

"Развитие графомоторных навыков один из

главных аспектов подготовки детей к школе"

для воспитателей групп старшего дошкольного

возраста ДОУ

.

Обмен педагогическим

опытом в рамках

МКДОУ "Детский сад

№1".

Размещение опыта на

педагогических сайтах

в интернете.

Успешность

работы

по

формированию

двигательных

навыков

зависит

от

ее

систематичности и регулярности. Занятия по подготовке руки к письму я провожу 2 раза в

неделю, продолжительность занятия 15-20 минут.

Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений.

Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз

и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без

пробелов, не выезжая за контур.

В 6-7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок: прямые вертикальные

(сверху

вниз,

горизонтальные

(слева

направо,

наклонные,

клубочками

(круговыми

движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, полукругами (чешуя

у рыбы, черепица крыши, крупными петельками.

Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением

кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без

отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или

тетради.

Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала

простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин.

После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить

пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные

занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.



В раздел образования