Автор: Соболева Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ 12
Населённый пункт: город краснокаменск
Наименование материала: Проект
Тема: Веселая матрешка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Компенсирующей направленности детский сад №12 «Родничок»
Тема проекта:
«Красавица матрёшка»
Направленность проекта:
Познавательно-творческая деятельность
Участники проекта: Дети гр. №5
с нарушением
зрения (5, 6 лет)
Руководители проекта: Соболева О.Л.-
Воспитатель.К
г. Краснокаменск 2019г.
I. Введение
Актуальность
Актуальность данного проекта заключается в возвращении молодого
поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических
корней культуры.Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая
в
себя
игровую
культуру
многих
поколений.
Она
и
эстетически
привлекательна,
и
эмоционально
комфортна,
и
многофункциональна.
Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и
формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к
близким людям, к человеку вообще, к Родине: «Мы, русские, совсем не знаем
своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…»
(Максимилиан Волошин). Поэтому решили взять за основу русскую
народную игрушку – матрешку, которая представляет деревянную точёную
фигурку девушки Матрёны в сарафане с платочком и символизирует образ
матери, девушки.
В убогой хижине и в роскошном дворце дети играли в куклы. Первые
куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения
первобытного общества. Куклы была не просто игрушками. Через них
предавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было
разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное.
Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она
сохраняет
в
своём
облике
самобытность
своего
народа.
На
Руси
существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее
она будет". Древние славянские куклы служили мощным оберегами
и
сопровождали наших предков от рождения и до смерти. Была у наших
предков еще одна примета - когда дети долго и усердно играли в куклы, то в
семью приходило благополучие и прибыток ( достаток). Если же с куклами
обращались небрежно, то в дом могла прийти беда. Куклы были не только
для девочек. Как правило, для ребят изготовляли деревянные или глиняные
фигурки животных. Но чаще всего это была фигурка лошади. С малых лет
мальчик понимал, что он будет и хозяином в доме и воином. Наблюдая за
тем, как отец ухаживает за конем, мальчик повторял те же действия со своей
игрушкой. Если ребёнок допускал ошибки, то его исправляли взрослые. А
для многих иностранцев образ матрешки является символом России.
Таким образом, игрушка выполняла не только развлекательную, но и
обучающую роль в жизни ребёнка. На Руси считалось плохой приметой
прерывать играющего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем
спокойнее была семейная жизнь. Основными принципами дошкольного
образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного
учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации
развития детей, т.д. Тема материнства и матрешки, как мы видим, тесно
переплетается, постоянно развивается и совершенствуется. Она любима
детьми, и как показала практическая работа с социумом – родителями, а
также с законными представителями воспитанников, и взрослыми. Также эта
тема является важным средством эмоционального воздействия на них и
взрослых.
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка
прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы
получить
радующий,
положительный
результат,
поднимающий
по
ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое
восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные
навыки, ловкость, смекалку.
Проблема
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время
достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь.
Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой - это
одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг
представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые
доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей
к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые
известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на решение,
которого направлен проект: как появилась матрешка? Какие бывают
матрёшки?Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен
при анкетировании детей в форме беседы.
Новизна
Знакомство детей с русской народной игрушкой (история возникновения,
виды матрешек и т.д.) с помощью использования ИК технологий (просмотр
детского видеоролика), а также семейное изготовление матрешки.
Практическая значимость
Матрешка по своей структуре – хорошая развивающая игрушка. Ребенок
может складывать и разбирать ее, тренируя глазомер, мелкую моторику рук,
внимательность и усидчивость.
Направленность проекта - познавательно-творческая деятельность.
Предмет проекта - формы, методы, приемы и средства познавательной и
творческой деятельности по изучению русской народной игрушки -
матрешки.
Типология проекта
По доминирующему методу
Познавательный
По
характеру
участия
детей
в
проекте
Дети - участники от зарождения
идеи до получения результата
По характеру содержания
Включает
взаимодействие
детей,
родителей и педагогов
По количеству участников
Коллективный
По характеру контактов
Осуществляется в контакте с семьей
По продолжительности
Краткосрочный
Цель проекта - развитие познавательных интересов детей дошкольного
возраста к русской народной игрушке путем создания мини-музея семейных
матрешек.
Задачи.
Обучающие:
- Дать знания о матрешке, о истории появления, о ее цветовой гамме,
росписи.
- Расширять представление детей о изготовлении матрешек;
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к матрешке как к сувениру,
символу страны.
- Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
- Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении
игрушки-матрешки.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к народному искусству.
- Воспитывать нравственно-патриотические качества – гуманизм, любовь и
уважение к образу материнства.
- Воспитывать дружеские отношения между детьми, учить получать радость
от узнавания нового.
Гарантированный результат:
В качестве основных развивающих функций познавательно-творческой
деятельности проект поможет обозначить следующее:
- освоение ребенком особенностей русской народной игрушки (история
возникновения, материал, форма, цвет, узор).
- развитие познавательной инициативы ребенка, расширение словарного
запаса.
- самостоятельное изготовление семейной матрешки, умение расписывать
сарафаны матрешек.
Критерии и способы оценки результатов
Критерии
Способы
Уровень освоения детьми знаний о
русской народной игрушке
Просмотр
детского
видеоролика,
творческие задания.
Уровень сформированности знаний
об организации мини-музея в группе
Изготовление
и
размещение
матрешек в мини-музее
Уровень
сформированности
познавательного
интереса
дошкольников,
коммуникативных
навыков, произвольности поведения
Беседы
с
детьми,
дидактические
игры,
взаимодействие
со
сверстниками в повседневной жизни
и
самостоятельной
деятельности
детей по теме проекта «Красавица
матрешка»
Распределение ролей в проекте
Деятельность детей
Деятельность воспитателя
• Вхождение в проблему, вживание
в игровую ситуацию.
• Принятие поставленной задачи,
дополнение задач проекта.
• Объединение детей в рабочие
группы, распределение амплуа.
•
Формирование
специфических
знаний, умений и навыков.
•
Подготовка
к
презентации
продукта деятельности.
•
представление
зрителям
или
• Формулирует цель, задачи
проектной деятельности на основе
изученных проблем детей.
• Разрабатывает план продвижения к
цели, обсуждает его с родителями.
• Привлекает специалистов ДОУ к
осуществлению соответствующих
разделов проекта.
• Составляет план-схему проекта.
• Занимается сбором и накоплением
материала.
экспертам продукт деятельности
• Включает в план проекта занятия,
игры и другие виды детской
деятельности.
• Подготавливает домашние задания
и задания для самостоятельной
деятельности детей.
• Помогает в решении задачи
дошкольникам.
• Направляет и контролирует
осуществление проекта.
• Организует и проводит
презентацию проектной
деятельности.
Предполагаемый продукт – создание мини-музея семейных матрешек.
II. Планирование проекта
Этапы
работы
по
реализации
проекта
«Красавица
матрешка»
Этапы проекта
Деятельность
педагогов
Деятельность детей
I этап Организационно-
подготовительный
Вводная презентация
воспитателя,
актуализация знаний
воспитанников,
обсуждение
проблемного вопроса.
Заявление темы
проекта.
1. Выбор темы,
предмета исследования,
определение цели и
задач проекта.
2. Подбор литературы,
атрибутов для мини-
музея, проведение игр
с матрешками.
3. Подготовка
консультаций для
родителей «Как играть
с матрешкой», для
воспитателей «Русская
матрешка».
4. Составление
конспектов для
1. Рассматривание
иллюстраций по теме
«Матрешка».
2. Рассматривание и
игры с матрешками.
3. Чтение и анализ
художественной и
познавательной
литературы
(Л.Некрасова «Веселые
матрешки»,
И.Черницкая
«Матрешки»,
С.Маршак «О
матрешках»,
В.Приходько
«Матрешка на
окошке»)
проведения с детьми
познавательной
деятельности
(Познание «Виды
матрешек», «История
возникновения
матрешки», «Из чего
сделана матрешка»;
Рисование «Украсим
сарафан матрешки»;
Физическое развитие
«Матрешки с
платочками»)
5. Беседа с родителями
по организационным
моментам реализации
проекта
II. Практический
1. Работа с детьми и
родителями.
2. Проведение
консультаций, помощи
в поиске ресурсов.
Сбор, анализ материала
для мини - музея
1.Изготовление
семейных матрешек из
разного материала
3. Заучивание стихов,
загадок, частушек про
матрешек.
4. Дидактическая игра:
«Матрешки»
5. Игры детей с
матрешками
6. Выставка рисунков
детей «Авторская
матрешка»
III. Заключительный
Подготовка к презентации конечного продукта
проекта «Красавица матрешка». Подведение
итогов, обоснование полученных результатов.
Реализация проекта
Этапы
Содержание работы
Сроки
При
меча
ния
I.Организационно
-
подготовительный
1. Выбор темы, предмета
исследования, определение цели
и задач проекта.
2. Подбор литературы, атрибутов
с
25.12.2018г
-
12.01.2019г
для мини-музея, презентации
конечного продукта проекта
3. Подготовка консультаций для
родителей «Как играть с
матрешкой», для педагогов
«Русская матрешка».
4. Составление конспектов для
проведения с детьми
познавательной и творческой
деятельности.
5. Беседа с родителями по
организационным моментам
реализации проекта
II. Практический
1.Изготовление атрибутов для
мини-музея: сбор всех видов
матрешек, изготовление
семейных матрешек (шитье
мягких игрушек, аппликации,
рисунок и т.д.)
2. Проведение презентации мини-
музея семейных матрешек.
3. Заучивание стихов, загадок,
частушек про матрешек.
4. Дидактическая игра:
«Матрешки»
5. Игры детей с матрешками
с
13.01.2019г
-
31.01.2019г
Дома
шнее
задан
ие
III. Методическое обеспечение проекта
Материально-техническое
Учебно-методическое
Фабричные
игрушки
матрешек;
художественная
литература;
видеоролик
«Русская
матрешка»;
рисунки,
аппликации
и
мягкие
игрушки матрешек, изготовленные
детьми и родителями группы №5
1. Русская матрешка. М.: Мозаика
1995.
2.
Русская
игрушка.:
Советская
Россия 1987.
3.
Казакова
Т.Г.
Занятия
с
дошкольниками
по
изодеятельности:
Кн.
для
воспитателей дет. сада и родителей
– М.: Просвещение, 1996.
4.
Журналы
«Дошкольное
воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4,
1994.
5. Алехин А «Матрешки», Москва,
1989 г.
6.
Берестов
В.
«Матрешкиныпотешки»,
Москва,
1992 г.
7.
Дайн
Г.
«Русская
народная
игрушка», Москва, 1981 г.
8. Кондакова Н. Матрешка /Новая
игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
9. Воробьева О. Я. Декоративно-
прикладное
творчество.
Традиционные
народные
куклы.
Керамика. – Волгоград: Учитель,
2009.
10. Котова И. Н., Котова А. С.
Русские
обряды
и
традиции.
Народная кукла. – СПб.: Паритет,
2010.
11.
Народные
художественные
промыслы.,
общ.
ред.
М.
А.
Некрасовской и др., 2004.