Напоминание

Веселая матрешка


Автор: Соболева Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ 12
Населённый пункт: город краснокаменск
Наименование материала: Проект
Тема: Веселая матрешка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Компенсирующей направленности детский сад №12 «Родничок»

Тема проекта:

«Красавица матрёшка»

Направленность проекта:

Познавательно-творческая деятельность

Участники проекта: Дети гр. №5

с нарушением

зрения (5, 6 лет)

Руководители проекта: Соболева О.Л.-

Воспитатель.К

г. Краснокаменск 2019г.

I. Введение

Актуальность

Актуальность данного проекта заключается в возвращении молодого

поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических

корней культуры.Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая

в

себя

игровую

культуру

многих

поколений.

Она

и

эстетически

привлекательна,

и

эмоционально

комфортна,

и

многофункциональна.

Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и

формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к

близким людям, к человеку вообще, к Родине: «Мы, русские, совсем не знаем

своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…»

(Максимилиан Волошин). Поэтому решили взять за основу русскую

народную игрушку – матрешку, которая представляет деревянную точёную

фигурку девушки Матрёны в сарафане с платочком и символизирует образ

матери, девушки.

В убогой хижине и в роскошном дворце дети играли в куклы. Первые

куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения

первобытного общества. Куклы была не просто игрушками. Через них

предавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было

разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное.

Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она

сохраняет

в

своём

облике

самобытность

своего

народа.

На

Руси

существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее

она будет". Древние славянские куклы служили мощным оберегами

и

сопровождали наших предков от рождения и до смерти. Была у наших

предков еще одна примета - когда дети долго и усердно играли в куклы, то в

семью приходило благополучие и прибыток ( достаток). Если же с куклами

обращались небрежно, то в дом могла прийти беда. Куклы были не только

для девочек. Как правило, для ребят изготовляли деревянные или глиняные

фигурки животных. Но чаще всего это была фигурка лошади. С малых лет

мальчик понимал, что он будет и хозяином в доме и воином. Наблюдая за

тем, как отец ухаживает за конем, мальчик повторял те же действия со своей

игрушкой. Если ребёнок допускал ошибки, то его исправляли взрослые. А

для многих иностранцев образ матрешки является символом России.

Таким образом, игрушка выполняла не только развлекательную, но и

обучающую роль в жизни ребёнка. На Руси считалось плохой приметой

прерывать играющего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем

спокойнее была семейная жизнь. Основными принципами дошкольного

образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного

учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации

развития детей, т.д. Тема материнства и матрешки, как мы видим, тесно

переплетается, постоянно развивается и совершенствуется. Она любима

детьми, и как показала практическая работа с социумом – родителями, а

также с законными представителями воспитанников, и взрослыми. Также эта

тема является важным средством эмоционального воздействия на них и

взрослых.

Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка

прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы

получить

радующий,

положительный

результат,

поднимающий

по

ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое

восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные

навыки, ловкость, смекалку.

Проблема

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время

достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь.

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой - это

одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг

представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые

доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей

к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые

известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на решение,

которого направлен проект: как появилась матрешка? Какие бывают

матрёшки?Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен

при анкетировании детей в форме беседы.

Новизна

Знакомство детей с русской народной игрушкой (история возникновения,

виды матрешек и т.д.) с помощью использования ИК технологий (просмотр

детского видеоролика), а также семейное изготовление матрешки.

Практическая значимость

Матрешка по своей структуре – хорошая развивающая игрушка. Ребенок

может складывать и разбирать ее, тренируя глазомер, мелкую моторику рук,

внимательность и усидчивость.

Направленность проекта - познавательно-творческая деятельность.

Предмет проекта - формы, методы, приемы и средства познавательной и

творческой деятельности по изучению русской народной игрушки -

матрешки.

Типология проекта

По доминирующему методу

Познавательный

По

характеру

участия

детей

в

проекте

Дети - участники от зарождения

идеи до получения результата

По характеру содержания

Включает

взаимодействие

детей,

родителей и педагогов

По количеству участников

Коллективный

По характеру контактов

Осуществляется в контакте с семьей

По продолжительности

Краткосрочный

Цель проекта - развитие познавательных интересов детей дошкольного

возраста к русской народной игрушке путем создания мини-музея семейных

матрешек.

Задачи.

Обучающие:

- Дать знания о матрешке, о истории появления, о ее цветовой гамме,

росписи.

- Расширять представление детей о изготовлении матрешек;

Развивающие:

- Развивать у детей познавательный интерес к матрешке как к сувениру,

символу страны.

- Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.

- Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении

игрушки-матрешки.

Воспитывающие:

- Воспитывать любовь к народному искусству.

- Воспитывать нравственно-патриотические качества – гуманизм, любовь и

уважение к образу материнства.

- Воспитывать дружеские отношения между детьми, учить получать радость

от узнавания нового.

Гарантированный результат:

В качестве основных развивающих функций познавательно-творческой

деятельности проект поможет обозначить следующее:

- освоение ребенком особенностей русской народной игрушки (история

возникновения, материал, форма, цвет, узор).

- развитие познавательной инициативы ребенка, расширение словарного

запаса.

- самостоятельное изготовление семейной матрешки, умение расписывать

сарафаны матрешек.

Критерии и способы оценки результатов

Критерии

Способы

Уровень освоения детьми знаний о

русской народной игрушке

Просмотр

детского

видеоролика,

творческие задания.

Уровень сформированности знаний

об организации мини-музея в группе

Изготовление

и

размещение

матрешек в мини-музее

Уровень

сформированности

познавательного

интереса

дошкольников,

коммуникативных

навыков, произвольности поведения

Беседы

с

детьми,

дидактические

игры,

взаимодействие

со

сверстниками в повседневной жизни

и

самостоятельной

деятельности

детей по теме проекта «Красавица

матрешка»

Распределение ролей в проекте

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

• Вхождение в проблему, вживание

в игровую ситуацию.

• Принятие поставленной задачи,

дополнение задач проекта.

• Объединение детей в рабочие

группы, распределение амплуа.

Формирование

специфических

знаний, умений и навыков.

Подготовка

к

презентации

продукта деятельности.

представление

зрителям

или

Формулирует цель, задачи

проектной деятельности на основе

изученных проблем детей.

• Разрабатывает план продвижения к

цели, обсуждает его с родителями.

• Привлекает специалистов ДОУ к

осуществлению соответствующих

разделов проекта.

• Составляет план-схему проекта.

• Занимается сбором и накоплением

материала.

экспертам продукт деятельности

• Включает в план проекта занятия,

игры и другие виды детской

деятельности.

• Подготавливает домашние задания

и задания для самостоятельной

деятельности детей.

• Помогает в решении задачи

дошкольникам.

• Направляет и контролирует

осуществление проекта.

• Организует и проводит

презентацию проектной

деятельности.

Предполагаемый продукт – создание мини-музея семейных матрешек.

II. Планирование проекта

Этапы

работы

по

реализации

проекта

«Красавица

матрешка»

Этапы проекта

Деятельность

педагогов

Деятельность детей

I этап Организационно-

подготовительный

Вводная презентация

воспитателя,

актуализация знаний

воспитанников,

обсуждение

проблемного вопроса.

Заявление темы

проекта.

1. Выбор темы,

предмета исследования,

определение цели и

задач проекта.

2. Подбор литературы,

атрибутов для мини-

музея, проведение игр

с матрешками.

3. Подготовка

консультаций для

родителей «Как играть

с матрешкой», для

воспитателей «Русская

матрешка».

4. Составление

конспектов для

1. Рассматривание

иллюстраций по теме

«Матрешка».

2. Рассматривание и

игры с матрешками.

3. Чтение и анализ

художественной и

познавательной

литературы

(Л.Некрасова «Веселые

матрешки»,

И.Черницкая

«Матрешки»,

С.Маршак «О

матрешках»,

В.Приходько

«Матрешка на

окошке»)

проведения с детьми

познавательной

деятельности

(Познание «Виды

матрешек», «История

возникновения

матрешки», «Из чего

сделана матрешка»;

Рисование «Украсим

сарафан матрешки»;

Физическое развитие

«Матрешки с

платочками»)

5. Беседа с родителями

по организационным

моментам реализации

проекта

II. Практический

1. Работа с детьми и

родителями.

2. Проведение

консультаций, помощи

в поиске ресурсов.

Сбор, анализ материала

для мини - музея

1.Изготовление

семейных матрешек из

разного материала

3. Заучивание стихов,

загадок, частушек про

матрешек.

4. Дидактическая игра:

«Матрешки»

5. Игры детей с

матрешками

6. Выставка рисунков

детей «Авторская

матрешка»

III. Заключительный

Подготовка к презентации конечного продукта

проекта «Красавица матрешка». Подведение

итогов, обоснование полученных результатов.

Реализация проекта

Этапы

Содержание работы

Сроки

При

меча

ния

I.Организационно

-

подготовительный

1. Выбор темы, предмета

исследования, определение цели

и задач проекта.

2. Подбор литературы, атрибутов

с

25.12.2018г

-

12.01.2019г

для мини-музея, презентации

конечного продукта проекта

3. Подготовка консультаций для

родителей «Как играть с

матрешкой», для педагогов

«Русская матрешка».

4. Составление конспектов для

проведения с детьми

познавательной и творческой

деятельности.

5. Беседа с родителями по

организационным моментам

реализации проекта

II. Практический

1.Изготовление атрибутов для

мини-музея: сбор всех видов

матрешек, изготовление

семейных матрешек (шитье

мягких игрушек, аппликации,

рисунок и т.д.)

2. Проведение презентации мини-

музея семейных матрешек.

3. Заучивание стихов, загадок,

частушек про матрешек.

4. Дидактическая игра:

«Матрешки»

5. Игры детей с матрешками

с

13.01.2019г

-

31.01.2019г

Дома

шнее

задан

ие

III. Методическое обеспечение проекта

Материально-техническое

Учебно-методическое

Фабричные

игрушки

матрешек;

художественная

литература;

видеоролик

«Русская

матрешка»;

рисунки,

аппликации

и

мягкие

игрушки матрешек, изготовленные

детьми и родителями группы №5

1. Русская матрешка. М.: Мозаика

1995.

2.

Русская

игрушка.:

Советская

Россия 1987.

3.

Казакова

Т.Г.

Занятия

с

дошкольниками

по

изодеятельности:

Кн.

для

воспитателей дет. сада и родителей

– М.: Просвещение, 1996.

4.

Журналы

«Дошкольное

воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4,

1994.

5. Алехин А «Матрешки», Москва,

1989 г.

6.

Берестов

В.

«Матрешкиныпотешки»,

Москва,

1992 г.

7.

Дайн

Г.

«Русская

народная

игрушка», Москва, 1981 г.

8. Кондакова Н. Матрешка /Новая

игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

9. Воробьева О. Я. Декоративно-

прикладное

творчество.

Традиционные

народные

куклы.

Керамика. – Волгоград: Учитель,

2009.

10. Котова И. Н., Котова А. С.

Русские

обряды

и

традиции.

Народная кукла. – СПб.: Паритет,

2010.

11.

Народные

художественные

промыслы.,

общ.

ред.

М.

А.

Некрасовской и др., 2004.



В раздел образования