Автор: Пучкова Эллада Брониславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО БДШИ им. В.К Шишкина
Населённый пункт: д. Берёзовка
Наименование материала: Сборник заданий.
Тема: Сборник заданий, кроссвордов, тестов. Зарубежные композиторы.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Берёзовская детская школа искусств им. В. К.
Шишкина Арзамасского района»
Сборник заданий, кроссвордов, тестов.
Зарубежные композиторы.
2021 год.
Составители: Пучкова Э. Б.,
МБУ ДО БДШИ им. В. К. Шишкина
Иоганн Себастьян
Бах
(1685-1750)
–
великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог,
мастер полифонии. Его творчество явилось завершающим этапом музыкальной
культуры барокко. Им написано более 1000 произведений различных жанров.
Задание № 1. Кроссворд.
По вертикали:
1. В каком городе родился И. С. Бах?
2. Какой композитор в 1829 году открыл миру творчество И. С. Баха?
3. Произведение И. С. Баха – «Хорошо темперированный …»
4. Как И. С. Бах называл свои трёхголосные инвенции?
По горизонтали:
5. Как переводится на русский язык фамилия великого композитора?
6. В каком городе И. С. Бах служил кантором школы певчих при церкви св. Фомы?
7. В каком городе жил И. С. Бах с 1708 года?
8. Хоровое церковное песнопение, название которого произошло от греческого
«choros»
9. Короткая и яркая мелодия, звучащая в начале инвенции или фуги
10. Циклическое произведение, основные части которого – аллеманда, куранта,
сарабанда, жига
11. Произведения И. С. Баха «… по Иоанну», «… по Матфею»
12. «Король музыкальных инструментов»
13. Музыкальный эпизод между проведениями темы в фуге.
14. «Подражание», повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим
прозвучавшей в другом голосе
Задание № 2. Тест.
1.
И. С. Бах является композитором:
a)
России
b)
Италии
c)
Германии
2.
Какое утверждение о его творчестве верно:
a)
Композитор-романтик
b)
Композитор-философ
c)
Основоположник русской классической музыки
3.
И. С. Бах родился:
a)
1685г.
b)
1750г.
c)
1825г.
4.
Вырос в семье:
a)
Придворного портного
b)
Профессионального музыканта
c)
Адвоката
5.
«Королём» инструментов считался:
a)
Контрабас
b)
Скрипка
c)
Орган
6.
На каком инструменте не играл И.С. Бах:
a)
Скрипка
b)
Саксофон
c)
Орган
7.
«Сюита» – это:
a)
Оркестровое выступление
b)
Определение темпа
c)
Несколько пьес, объединённых общим названием
8.
Произведение, написанное И.С. Бахом:
a)
«Утро»
b)
«Шутка»
c)
«Болезнь куклы»
9.
Слово «полифония» обозначает:
a)
Музыкальное сопровождение
b)
Название инструмента
c)
Многоголосие
Задание № 3. Ответьте на вопросы.
1. К какому направлению в искусстве принадлежит творчество И.С.Баха?
---------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Место рождения и годы жизни
И.С.Баха?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------
3. Основные произведения
И.С.Баха?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---
----------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Что такое «инвенция»?------------------------------------------------------------------
Полифония-это--------------------------------------------------------------------------------
Имитация-это----------------------------------------------------------------------------------
Темперация музыкального строя -
это--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------
Задание № 4. Вставьте пропущенное слово.
1. И. С. Бах – великий ________________________________ композитор.
а) австрийский;
б) немецкий;
в) английский.
2. И. С. Бах умер в 1750 г. и его произведения долгое время не
исполнялись. Лишь через 80 лет, в 1829 г., известный немецкий композитор
впервые
исполнил
его
произведение
«Страсти
по
Матфею».
Это
был
__________________________.
а) В. Моцарт;
б) Л. Бетховен;
в) Ф. Мендельсон.
3. И. С. Бах в течение своей жизни служил и работал (вычеркнуть лишнее):
Кантором
(руководителем
хора),
музыкальным
критиком,
придворным
музыкантом, городским органистом, руководителем придворного оркестра, оперным
дирижером, педагогом.
4. И. С. Бах – это композитор эпохи ___________________.
а) Барокко;
б) Классицизма;
в) Романтизма.
5. В каком стиле работал И.С. Бах ____________________.
а) полифоническом;
б) гомофонно-гармоническом;
в) монодическом.
6. Родина И.С. Баха – это город ______________________.
а) Дрезден;
б) Эйзенах;
в) Лейпциг.
7.
В
переводе
на
русский
язык
фамилия
«Бах»
обозначает
______________________.
а) море;
б) ручей;
в) океан.
8.
Прием
музыкального
изложения,
когда
тема
или
небольшой
мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим
голосом, как бы подражая первому, называется _____________________.
а) интермедия;
б) импровизация;
в) имитация.
9. Полифонические формы это (вычеркнуть лишнее):
Фуга, инвенция, соната, канон, фугетта, вариации.
10. Обязательными для старинной сюиты стали танцы:
а) аллеманда, менуэт, гавот, жига;
б) аллеманда, куранта, сарабанда, жига;
в) куранта, бурре, ария, рондо.
11.
Толчком
для
создания
какого
произведения
И.С.
Баха
стало
изобретение клавира новой конструкции (с делением октавы на 12 равных
полутонов):
а) Хорошо темперированный клавир;
б) Месса си минор;
в) Итальянский концерт.
12. В каждый том ХТК И.С. Баха входит:
а) 12 мажорных и 12 минорных циклов;
б) 24 мажорных и 24 минорных циклов;
в) 48 мажорных и 48 минорных циклов.
13. Цикл в ХТК строится из:
а) фантазии и фуги;
б) прелюдии и фуги;
в) токкаты и фуги.
14. И.С. Бах написал свыше 150 хоральных обработок для органа. Хорал –
это…
а) старинное духовное песнопение, основанное на немецких народных
мелодиях;
б) произведение для хора в сопровождении органа;
в) старинный танец.
15. «Для такого гения, как И.С. Бах, самым родным инструментом был …»
(А. Серов)
а) клавир;
б) скрипка;
в) орган.
16. «Английскими» сюиты И.С. Баха названы так, потому что они:
а) написаны в Англии;
б) написаны по заказу англичанина;
в) в них используются английские танцы.
17. «Французскими» сюиты И.С. Баха названы так, потому что они:
а) написаны во Франции;
б) написаны по заказу француза;
в) в них используются французские танцы.
18. Старинные танцы это (вычеркнуть лишнее):
Гавот, аллеманда, мазурка, лур, бурре, куранта, паспье, ригодон, сарабанда,
жига, ноктюрн, менуэт, прелюдия.
19. Соедините стрелочками произведения И.С. Баха, написанные для
клавира и для органа.
Инвенция
Орган
Токката и фуга ре минор
ХТК
Маленькие прелюдии и фуги
Клавир
Хоральные прелюдии
Хроматическая фантазия и фуга
Итальянский концерт
Йозеф Гайдн
(1732- 1809)-
Австрийский композитор, представитель венской классической
школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и
струнный квартет, также внес вклад в такой жанр, как сонаты для клавира.
Задание № 1. Кроссворд.
По горизонтали:
1.
Жанр, чьим «отцом» называют Гайдна
2.
… венского кафедрального собора св. Стефана, где прошли детские годы
Гайдна
3.
Деревня – родина Гайдна
4.
Произведение для фортепиано из трёх частей
5.
Князь, которому Гайдн служил большую часть жизни
6.
Крупное произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное не для
сценического, а для концертного исполнения
7.
Граф, у которого Гайдн служил руководителем капеллы в 1759–1761 годах
8.
Симфония Гайдна, «отучившая» слушателей спать во время исполнения
медленных частей
9.
Раздел формы рондо между повторами рефрена
10.Третья часть симфонии, «танец королей и король танцев»
По вертикали:
1.
Название стиля и направления в искусстве XVII–XVIII веков, произошедшее от
латинского classicus
Задание № 2. Кроссворд.
По горизонтали:
1.
Симфония Гайдна, во время исполнения которой уходят музыканты.
2.
Итальянский композитор и педагог, которому Гайдн прислуживал в обмен на
полезные музыкальные советы.
3.
Музыкальная форма – классический сонатно-симфонический …
4.
Столица Австрии, давшая название классической школе.
5.
Музыкальная форма, название которой произошло от французского слова
«круг»
6.
Венский классик, младший современник и друг Гайдна
По вертикали:
7.
Имя великого композитора – … Йозеф Гайдн
8.
Английский город, в котором Гайдну присвоена почётная степень доктора
музыки
9.
Партия, открывающая экспозицию классической сонатной формы
10.Раздел рондо, название которого произошло от французского слова «припев»
11.Приём исполнения на литаврах, давший название одной из симфоний Гайдна.
Задание № 3. Тесты.
1.
Творчество Й. Гайдна относится к эпохе Венского…
а) романтизма
б) классицизма
в) барокко
2.
Какой композитор является представителем той же эпохи, что и Й. Гайдн?
а) Бах
б) Шопен
в) Бетховен
3.
Какой композитор не является венским классиком?
а) Гайдн
б) Гендель
в) Моцарт
4.
Какой жанр является ведущим в творчестве Й. Гайдна?
а) симфония
б) опера
в) сюита
5.
К какому из перечисленных музыкальных жанров не обращался Й. Гайдн?
а) опера
б) квартет
в) балет
6.
Й. Гайдн в детстве пел в церковном хоре и выучился играть на…
а) скрипке
б) органе
в) флейте
7.
Отец Й. Гайдна был…
а) музыкантом-любителем
б) профессиональным музыкантом
в) далёким от музыки человеком
8.
Й. Гайдн получал ценные профессиональные указания от…
а) А. Сальери
б) Н. Порпора
в) И.С. Баха
9.
Й. Гайдн был известен в Вене как…
а) композитор
б) импровизатор
в) органист
10.В каком году была сочинена Первая симфония Й. Гайдна?
а) 1759
б) 1760
в) 1761
11.Й. Гайдн служил у князя Эстергази в качестве…
а) хориста
б) капельдинера
в) капельмейстера
12.К симфониям Й. Гайдна не относится:
а) «Прощальная»
б) «Пасторальная»
в) «Сюрприз»
13.В какой стране дважды побывал Й. Гайдн в 90-е годы XVIII века?
а) в Америке
б) в Англии
в) в Италии
14.Й. Гайдн выступал в Англии с исполнением своих произведений в качестве…
а) певца
б) дирижёра
в) клавириста
15.К ораториям Й. Гайдна не относится…
а) «Мессия»
б) «Сотворение мира»
в) «Времена года»
Задание № 4. Тесты.
1.
Какая симфония принадлежит Й. Гайдну?
а) «Героическая»
б) «Классическая»
в) «Школьный учитель»
2.
Й. Гайдн использовал треугольник, тарелки и барабан в симфонии…
а) «Военной»
б) «Сюрприз»
в) «Часы»
3.
Танец, вошедший в четырёхчастный симфонический цикл Й. Гайдна в качестве
III части:
а) вальс
б) полонез
в) менуэт
4.
Духовой инструмент, не вошедший в классический состав оркестра Й. Гайдна:
а) валторна
б) саксофон
в) труба
5.
Когда родился Людвиг ван Бетховен, Й. Гайдну было:
а) 38 лет
б) 40 лет
в) 24 года
6.
С каким из великих композиторов не довелось лично встретиться Й. Гайдну?
а) с Моцартом
б) с Бетховеном
в) с Бахом
7.
Игрой на каком инструменте владел Й. Гайдн?
а) на виолончели
б) на клавире
в) на органе
8.
Й. Гайдн был известен в Вене как…
а) кларнетист
б) вокалист
в) педагог
9.
Какой музыкальный жанр имел второстепенное значение у композиторов-
классиков?
а) соната
б) песня
в) квартет
10.Экспозиция, разработка, реприза являются основными разделами формы…
а) рондо
б) тема с вариациями
в) сонатной формы
11.Сколько лет прожил Й. Гайдн?
а) 77 лет
б) 57 лет
в) 65 лет
12.Количество частей в классическом сонатном цикле Й. Гайдна?
а) 4 части
б) 3 части
в) 2 части
13.Состав исполнителей в симфониях Й. Гайдна?
а) 5 инструментов
б) солирующий инструмент с оркестром
в) оркестр
14.Звучанием какого ударного инструмента начинается I часть 11-й из 12-ти
«Лондонских симфоний» Й. Гайдна?
а) литавры
б) большой барабан
в) тарелки
15.Основным жанром клавирной музыки Й. Гайдна является:
а) прелюдия
б) соната
в) фуга
Задание № 5. Филворд.
1.Слова могут «ломаться» под прямым углом, но нигде не пересекаются.
2.В скобках вопроса- количество букв, в слове-ответе.
А В Н А Я У Ю Щ А Я
Л Г С В Я З
О Н Д О
И Е Р А З
Р Р
Т
К А
Н П У Т С А Б
О Р
Е
Е Л А Л В Я А Н Р
П
Ф И Н П О Б О Ч И З
И Ц И Я К О Н И Я А
З
О П К А Н О Ф М И
Э К С О Д Ц Е
Р
Т С
1.Произведение для симфонического оркестра,
написанное в форме сонатно-симфонического цикла. (8)
2.Произведение для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром,
написанное в форме сонатно-симфонического цикла. (7)
3.Последняя часть сонаты или симфония.(5)
4.Музыкальная форма, в которой часто пишется финал сонаты или симфонии. (5)
5.Первый раздел сонатной формы. (10)
6.Раздел сонатной формы, в котором происходит развитие основных тем экспозиции.
(10)
7.Заключительный раздел сонатной формы. (7)
8.Дополнительный, завершающий раздел сонатной формы, в котором происходит
закрепление главной тональности. (4)
9.Дополнительный раздел, с которого может начаться сонатная форма. (10)
10.Тема в сонатной форме, звучащая в экспозиции в основной тональности. (7)
11.Тема экспозиции, в которой происходит модуляция побочную тональность. (9)
12.Тема, которая звучит в экспозиции в тональности доминанты или параллельной
тональности. (8)
Вольфганг Амадей
Моцарт
(1756- 1791)-
австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из
самых популярных классических - композиторов, Моцарт оказал большое
влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству
современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом,
памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской
филармонической академии за всю её историю, а также самый молодой
кавалер ордена Золотой шпоры.
Задание № 1. Найди ошибку.
1. Мы с вами находимся на концерте маленького Моцарта. С ним
выступают отец и брат (сестра).
2. На сцене стоит рояль (клавесин).
3.
Выходит высокий,
розовощекий (мал
ростом,
худенький,
бледный) семилетний Вольфганг.
4. Он одет в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, с
пышной прической (в парике).
5. Он подошел к инструменту и начал играть музыку П.И.
Чайковского (жил в XIX веке).
6. Маленький виртуоз исполнял сложные произведения на скрипке
и клавесине, импровизировал на заданную тему. После концерта в
зале выключили свет (в XVIII веке не было электричества).
Задание № 2. Филворд.
Р
Е
К
В
И
Е
М
Е
В
С
З
А
Л
Е
О
С
О
Ю
К
Л
Ф
С
П
О
Ъ
З
А
Ь
О
Ю
О
П
А
А
Д
Ц
Р
Л
Л
Е
П
Н
Л
Б
Т
Е
Ь
Р
И
Н
И
У
Е
А
Д
А
Ш
А
Б
Р
П
В
Ы
Л
К
Н
Р
Г
И
А
Н
О
Е
Ц
Е
Т
Т
О
К
Я
Задание № 3. Тесты.
Вариант I
1. Какая опера не принадлежит Моцарту?
а) “Свадьба Фигаро” б) “Дон-Жуан” в) “Волшебная флейта” г) “Фиделио”
2. К какому жанру не обращался в своём творчестве Моцарт?
а) вокальный цикл б) соната в) концерт г) опера
3. Моцарт был младше Гайдна на...
а) 10 лет б) 24 года в) 38 лет г) 3 года
4. Место рождения Моцарта:
а) Вена б) Бонн в) Зальцбург г) Эйзенштадт
5. Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея, не был...
а) педагогом б) скрипачом в) флейтистом г) композитором
6. В. А. Моцарт начал заниматься музыкой в возрасте...
а) трёх лет б) пяти лет в) семи лет г) девяти лет
7. Музыкальные инструменты, игрой на которых владел Моцарт?
(несколько правильных ответов):
а) гобой б) клавесин в) орган г) скрипка
8. Четыре сонаты для скрипки и клавесина, изданные в Париже, написаны
Моцартом в возрасте...
а) 10 лет б) 7 лет в) 5 лет г) 15 лет
9. Свои первые симфонии Моцарт написал в...
а) Зальцбурге б) Вене в) Париже г) Лондоне
10. Первая опера Моцарта, написанная в двенадцатилетнем возрасте,
называется...
а) “Идоменей” б) “Митридат, царь Понтийский” в) “Свадьба Фигаро”
г) “Мнимая простушка”
11. В Италии Моцарт не выступал перед публикой в качестве...
а) дирижёра б) органиста в) оратора г) импровизатора
12. Музыкальный педагог, у которого Моцарт брал уроки:
а) падре Мартини б) А. Сальери в) Н. Порпора г) И. С. Бах
13. Моцарт был избран членом Болонской филармонической академии в
возрасте...
а) 20 лет б) 14 лет в) 15 лет г) 30 лет
14. Опера, написанная Моцартом по заказу Миланского театра:
а) “Идоменей” б) “Похищение из сераля” в) “Дон-Жуан”
г) “Митридат, царь Понтийский”
15. Город, в котором Моцарт прожил последнее десятилетие своей жизни:
а) Париж б) Зальцбург в) Вена г) Милан
16. Персонаж оперы “Свадьба Фигаро”:
а) Папагено б) донна Анна в) Сюзанна г) Лепорелло
17. Три последние симфонии Моцарта написаны в...
а) 1788 г. б) 1789 г. в) 1790 г. г) 1791 г.
18. “Я считаю Вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-
либо слышал” – эти слова, сказанные отцу Моцарта, принадлежат...
а) А.Сальери б) Й. Гайдну в) Л. ван Бетховену г) императору
19. Моцарт посвятил Гайдну...
а) Симфонию № 41 б) “Маленькую ночную серенаду”
в) оперу “Дон-Жуан” г) 6 струнных квартетов
20. Последним сочинением Моцарта является...
а) опера “Волшебная флейта” б) симфония № 41 в) Реквием
г) опера “Дон-Жуан”.
Вариант II
1. Направление в искусстве, к которому принадлежит творчество Моцарта:
а) классицизм б) романтизм в) реализм г) экспрессионизм
2. С кем из перечисленных композиторов Моцарт был знаком лично?
а) И. С. Бах б) Бетховен в) Берлиоз г) Аллегри
3. Моцарт один раз услышал и записал по памяти духовное сочинение:
а) “Страсти по Матфею” б) “Stabat Mater” в) “Мизерере” г) Месса h-moll
Баха
4. Духовное сочинение Моцарта заупокойного характера:
а) оратория б) кантата в) мотет г) реквием
5. Латинское слово “requiem” означает:
а) “покой” б) “свет” в) “страдания” г) “слёзная”
6. Клавишно-духовой инструмент, на котором импровизировал Моцарт:
а) фортепиано б) орган в) фисгармония г) челеста
7. Учебное пособие, изданное Леопольдом Моцартом:
а) “Школа пения” б) “Школа фортепианной игры” в) “Школа
дирижирования”
г) “Школа скрипичной игры”
8. Русский композитор, написавший оперу “Моцарт и Сальери” по
одноимённой
маленькой трагедии Пушкина:
а) П. И. Чайковский б) Н. А. Римский-Корсаков в) С. В. Рахманинов г) Г.
В.Свиридов
9. Страна, в которую Моцарт совершил три длительные концертные поездки
в 1769 – 1773 г.:
а) Франция б) Англия в) Италия г) Германия
10. Последняя опера Моцарта:
а) “Волшебная флейта” б) “Свадьба Фигаро” в) “Дон-Жуан”
г) “Похищение из сераля”
11. Французский писатель, автор комедии “Безумный день, или Женитьба
Фигаро”:
а) Бальзак б) Дюма в) Стендаль г) Бомарше
12. Итальянский город, филармоническая академия которого избрала своим
членом
четырнадцатилетнего Моцарта:
а) Венеция б) Болонья в) Рим г) Флоренция
13. Либреттист трёх венских опер Моцарта:
а) Лоренцо да Понте б) Гёте в) Шиканедер г) барон ван Свитен
14. Опера buffa Моцарта:
а) “Свадьба Фигаро” б) “Идоменей” в) “Волшебная флейта”
г) “Митридат, царь Понтийский”
15. Опера seria Моцарта:
а) “Дон-Жуан” б) “Похищение из сераля” в) “Милосердие Тита”
г) “Мнимая простушка”
16. Персонаж оперы “Дон-Жуан”:
а) Керубино б) Церлина в) Тамино г) Царица ночи
17. Заказчик Реквиема:
а) В. цу Штуппах б) И. Колоредо в) Г. ван Свитен г) Э. Шиканедер
18. Название Симфонии № 41 Моцарта:
а) “Юпитер” б) “Пражская” в) “Линцская” в) “Хаффнер-симфония”
19. Устраивал ли Моцарт в Вене свои “академии”?
а) Нет б) Да
20. Город, в котором в 1778 году Моцарт пытался устроиться на службу:
а) Вена б) Рим в) Лондон г) Париж
Задание № 4. Кроссворд.
По горизонтали:
1.Первая опера юного Моцарта «Мнимая…».
2.Стиль и направление в искусстве XVII – XVIII веков, произошедшее от
латинского classicus.
3. Третья часть симфонии, “танец королей и король танцев”.
4. Инструмент, голоса которого Моцарт боялся в раннем детстве.
5. Имя великого композитора – Вольфганг ... Моцарт.
6. Форма, в которой написана I часть известной сонаты ля мажор.
7. Город, в котором родился В. А. Моцарт.
По вертикали:
2. Сикстинская ..., где Моцарт услышал и записал по памяти многоголосное
духовное сочинение.
8. Страна, в которой жил Моцарт.
9. Героиня оперы “Свадьба Фигаро”.
10. Третья часть сонаты ля мажор – “турецкий ...”.
11. Последнее сочинение Моцарта, в переводе “покой”.
Задание № 5. Кроссворд.
По горизонтали:
1. Французский писатель, на сюжет произведения которого написана опера
“Свадьба Фигаро”.
2.Музыкальный голос Фигаро.
3.Итальянский композитор, духовное сочинение которого Моцарт услышал в
Сикстинской капелле и записал по памяти.
4.Имя отца Вольфганга.
5.Инструмент, на котором Моцарт начал учиться играть в три года.
По вертикали:
7. Одна из последних опер Моцарта, в названии которой есть деревянный
духовой инструмент.
2. Итальянский город, в котором четырнадцатилетний Моцарт был избран
членом филармонической академии.
8. Знаменитый итальянский педагог, теоретик и композитор, у которого
Моцарт брал уроки – падре....
9. Так называли сестру Моцарта родители.
10. Немецкий город, в котором в 1762 году состоялось первое публичное
выступление Вольфганга.
11. Город, в котором жили Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Задание № 6. Тест.
1. Какая опера не принадлежит Моцарту?
“Свадьба Фигаро”
“Дон-Жуан”
“Волшебная флейта”
“Фиделио”
2. К какому жанру не обращался в своём творчестве Моцарт?
вокальный цикл
соната
концерт
опера
3. Место рождения Моцарта:
Вена
Бонн
Зальцбург
Эйзенштад
4. В. А. Моцарт начал заниматься музыкой в возрасте...
трёх лет
пяти лет
семи лет
девяти лет
5. Музыкальные инструменты, игрой на которых владел Моцарт?
(несколько правильных ответов):
гобой
клавесин
орган
скрипка
6. Моцарт был избран членом Болонской филармонической академии в
возрасте...
20 лет
14 лет
15 лет
30 лет
7. Последним сочинением Моцарта является...
опера “Волшебная флейта”
симфония № 41
Реквием
опера “Дон-Жуан”.
Людвиг ван Бетховен
(1770-1827)
–
немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний
представитель «венской классической школы». Бетховен - ключевая фигура
классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из
наиболее исполняемых композиторов в мире.
Задание № 1. Кроссворд.
По горизонтали:
1.
Раздел, с которого начинаются увертюра “Эгмонт” и I часть сонаты Л. В.
Бетховена № 8.
2.
Страна, в которой родился Бетховен.
3.
Средство общения Бетховена с друзьями в последние годы жизни – “разговорная
...”.
4.
Столько лет было Бетховену, когда состоялось его первое публичное
выступление.
5.
Болезнь, признаки которой проявились у Бетховена в 26-27 лет.
6.
Единственная опера Бетховена.
7.
Симфония № 3, которую Бетховен первоначально хотел посвятить Наполеону.
8.
Композитор, органист, клавирист, дирижёр, музыкальный писатель, обучавший
юного Бетховена композиции, игре на органе и фортепиано.
9.
Учебное заведение, в котором в 1789 году Бетховен был слушателем
философского факультета.
10.Жанр III частей симфоний Бетховена, название которого в переводе с
итальянского означает “шутка”.
11.Знаменитый австрийский композитор-классик, у которого Бетховен в течение
года брал уроки.
12.Симфония Бетховена, в последней части которой хор исполняет “Оду к
Радости”.
По вертикали:
1.
Название Сонаты № 8.
Задание № 2.
Стрелочками укажите правильный ответ.
1. Год рождения
Людвига ван
Бетховена:
Немецкого
барокко
2.
Представителем
какого
музыкального
направления
является
Бетховен:
Кристиан Готлоб
Нефе
3. Кто впервые
серьёзно занялся
с Людвигом
музыкой
1770
4. В каком
возрасте
Бетховен получил
должность
помощника
органиста при
дворе
Он всех заставит
говорить о себе
5. Для чего
Бетховен
переезжает в
Вену
12 лет
6. Что однажды
сказал великий
Моцарт, услышав
одну из
импровизаций
Бетховена
Чтобы брать
уроки у Гайдна
7. Чем была
осложнена жизнь
и работа
Бетховена
Вена
Задание № 3. Тест.
1. Родина Л. В. Бетховена – это город
а) Вена;
б) Бонн;
в) Зальцбург.
2. Л. В. Бетховен прожил сложную и трудную жизнь. Он часто терпел
лишения и невзгоды, был вынужден много трудиться. Вычеркните те профессии,
которые не имели отношения к этому композитору.
Органист, пианист, придворный музыкант, композитор, издатель, дирижер.
3. Всего Л. В. Бетховен написал ___ сонат.
а) 9;
б) 20;
в) 32.
4. Соедините стрелками номер сонаты с ее названием:
«Патетическая»
№ 14
«Лунная»
№ 23
«Аппассионата»
№ 8
5. «Лунную» сонату Л.В. Бетховен посвятил своей возлюбленной.
а) Дж. Гвиччарди;
б) Т. Брунсвик.
6. В 1787 г. Л.В. Бетховен едет в Вену, чтобы встретиться с великим
композитором.
Этот
композитор,
услышав
произведения
Л.В.
Бетховена
воскликнул, обращаясь к присутствующим: «Обратите внимание на него! Он
заставит о себе говорить!» Это был:
а) Й. Гайдн;
б) В. Моцарт;
в) Ф. Шуберт.
7. В 1789 г. во Франции происходит важнейшее историческое событие,
которое повлияло на жизнь и творчество Л.В. Бетховена. Это:
а) Великая французская революция;
б) Франко-Прусская война;
в) Отечественная война.
8. Глубина и значительность замысла Симфонии № 9 определили
необычный для этого жанра состав. Композитор вводит в финал симфонии:
а) балет;
б) хор и певцов-солистов;
в) духовой оркестр.
9. Третьей частью симфоний Й. Гайдна и В .Моцарта стал менуэт. Л.В.
Бетховен вместо менуэта в некоторых симфониях использует:
а) гавот;
б) фугу;
в) скерцо.
10. О теме вступления к своему произведению Л.В. Бетховен заметил: «Так
судьба стучится в дверь ко мне». Это произведение:
а) Торжественная месса;
б) «Героическая» симфония;
в) Симфония № 5.
11. С кем из данных композиторов Л.В. Бетховен не был знаком лично, но
высоко ценил его талант и его музыкальные произведения:
а) В. Моцарт;
б) Й. Гайдн;
в) Ф. Шуберт.
12. Сколько симфоний написал Л.В. Бетховен:
а) 40;
б) 9;
в) 5.
13. Соедините стрелками авторов с их произведениями:
Й. Гайдн
Реквием
И.С. Бах
Увертюра «Эгмонт»
Л. Бетховен
«Лондонские» симфонии
В. Моцарт
«Страсти по Матфею»
14.
Многие
выражения
и
высказывания
Л.В.
Бетховена
стали
«крылатыми» фразами. Допиши их
а)
«Князей
существует
и
будет
существовать
тысячи.
А
_______________________________________________________»;
б) «Я схвачу _______________________________________»;
Задание № 4. Тест.
Вариант I
1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Бетховена:
а) барокко б) классицизм в)романтизм г) импрессионизм
2. Музыкальный жанр, к которому не обращался в своём творчестве Бетховен:
а) симфония б) концерт в) балет г) Песня без слов
3. Сколько симфоний у Бетховена?
а) 104 б) 41 в) 9 г) 2
4. Сколько фортепианных сонат у Бетховена?
а) 40 б) 32 в) 25 г) 10
5. Бетховен был младше Гайдна на...
а) 38 лет б) 24 года в) 15 лет г) 9 лет
6. Был ли Бетховен лично знаком с Гайдном?
а) Да б) Нет
7. Какому композитору Бетховен посвятил свои три фортепианные сонаты (№№ 1–3)?
а) Моцарту б) Сальери в) Гайдну г) Шуберту
8. Кому принадлежат слова о юном Бетховене-импровизаторе: “Обратите внимание на
него! Он всех заставит о себе говорить!”?
а) Гайдну б) Гёте в) Моцарту г) Глюку 9. Был ли Бетховен лично знаком с Моцартом?
а) Да б) Нет
10. Какая опера принадлежит Бетховену?
а) “Орфей и Эвридика” б) “Волшебная флейта” в) “Волшебный стрелок”
г) “Фиделио”
11. Свидетелем какого исторического события был Бетховен?
а) Великая французская революция 1789 года б) Восстание в Польше 1830-1831 г.г.
в) Октябрьская революция 1917 г.
12. Бетховен вырос в семье потомственных музыкантов?
а) Нет б) Да
13. Кто был учителем Бетховена?
а) Моцарт б) Глюк в) Нефе г) И. С. Бах
14. Игрой на каком инструменте не владел Бетховен?
а) клавир б) орган в) альт г) саксофон
15. Какая симфония принадлежит Бетховену?
а) “Траурная” б) “Юпитер” в) “Фантастическая” г) “Героическая”
16. Какая увертюра написана Бетховеном к опере “Фиделио”?
а) “Леонора № 3” б) “Эгмонт” в) “Кориолан”
20. Какое произведение Бетховен посвятил скрипачу и композитору Р. Крейцеру?
а) Струнный квартет б) Концерт для скрипки с оркестром
в) Пятую симфонию г) “Крейцерову сонату” для скрипки и фортепиано
Вариант II
1. Годы жизни Л. ван Бетховена: 1770 – ...
а) 1809 б) 1827 в) 1828 г) 1791
2. Вокальный цикл Бетховена:
а) “Зимний путь” б) “Любовь и жизнь женщины”
в) “К далёкой возлюбленной” г) “Любовь поэта”
3. Название фортепианной сонаты op.13, c-moll Бетховена:
а) “Лунная” б) “Патетическая” в) “Прощальная” г) “Аврора”
4. Какой балет принадлежит Бетховену?
а) “Творения Прометея” б) “Корсар” в) “Коппелия” г) “Времена года”
5. Игрой на каком инструменте владел Бетховен?
а) арфа б) флейта в) альт г) кларнет
6. Место рождения Бетховена:
а) Эйзенах б) Зальцбург в) Бонн г) Лейпциг
а) Шиллер б) Рельштаб в) Мюллер г) Гёте
7. Какая увертюра не принадлежит Бетховену?
а) “Гамлет” б) “Эгмонт” в) “Кориолан” г) “Леонора № 3”
8. Какая увертюра не принадлежит Бетховену?
а) “Гамлет” б) “Эгмонт” в) “Кориолан” г) “Леонора № 3”
9. Учитель Бетховена (несколько правильных ответов):
а) Нефе б) Сальери в) Гайдн г) Моцарт
10. Увертюра Бетховена к драме К. Коллина?
а) “Эгмонт” б) “Кориолан” в) “Леонора № 3”
11. В каком городе восьмилетний Бетховен дал первый концерт?
а) Бонн б) Вена в) Лейпциг г) Кёльн
12. В каком городе Бетховен жил с 1792 года до конца жизни?
а) Бонн б) Вена в) Лейпциг г) Кёльн
13. Последние сочинения Бетховена:
а) Девятая симфония б) “Торжественная месса” в) струнные квартеты
г) 5 фортепианных сонат (№ 28 – 32)
Франц Шуберт
(1797 – 1828)
-
австрийский композитор, один из основоположников
романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций, девяти
симфоний, а также большого количества камерных и сольных
фортепианных произведений. В своих произведениях композитор раскрывает
необъятный и глубокий мир человека – мечтательный, страдающий, протестующий,
передает его сокровенные мысли и чувства
«Что за неисчерпаемое богатство мелодического
изобретения было в этом безвременно окончившим
свою карьеру композитора!
Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность»
П. И. Чайковский.
Задание № 1. Выбери правильный ответ.
1.
Какое определение наиболее подходит для определения романтизм:
а) Классический б) Духовный мир человека в) Впечатление
2.
Какие из перечисленных композиторов не относятся к романтикам:
а) И. С. Бах б) Ф. Шуберт в) Й. Гайдн г) Ф. Шопен д) В.А. Моцарт
3.
Ф. Шуберт родился в Лихтентале, предместье:
а) Варшавы б) Вены в) Берлина г) Москвы д) Парижа
4.
К каким из перечисленных жанров тяготел Ф. Шуберт:
а) Песни б) мюзиклы в) симфонии г) вальсы д) рок – оперы
5.
Сколько песен написал Ф. Шуберт:
а) 10 б) 100 в) более1000 г) более 600 д) более 700
6. Как называется первый вокальный цикл Ф. Шуберта:
а) «Прекрасная мельничиха» б) «Зимний путь» в) «Лебединая песня»
6.
Кто автор поэтических строк баллады «Лесной царь»
а) Шубарт б) Гетте в) Рельштаб
7.
Какой вокальный цикл не принадлежит Ф. Шуберту:
а) «К далекой возлюбленной» б) «Прекрасная мельничиха»
в) «Зимний путь»
Задание № 2. Выполни задания.
Соотнесите данные
определения с жанрами
музыкальных
определений:
1)Жанр произведения в
характере свободной
композиции и
изложения
2)Основной жанр
народного
музыкального
творчества
3)Жанр лирической
песни, связанной с
образами любви
4)Пьеса с
содержанием,
навеянным картинами
былого, народными
сказаниями
5)Инструментальная
миниатюра
а) баллада
б) песня
в) музыкальный
момент
1__________________
2__________________
3__________________
4__________________
5__________________
г) серенада
д) экспромт
Назови три жанра впервые введенные Ф. Шубертом:
_________________________________________________________
Назови три жанра, в которых наиболее ярко проявилось мастерство композитора:
_________________________________________________________
Что объединяет Шопена, Шуберта и Шумана:
_________________________________________________________
Что объединяет классицизм, барокко, романтизм:
_________________________________________________________
Задание № 3
. Догадайтесь, о каких произведениях Ф. Шуберта идет
речь:
.
Догадайтесь, о каком произведении Ф. Шуберта идет речь:
1.Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока
её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил в концерте в 1865
году. (Прозвучали завершённые Шубертом первые две части).До сих пор неясны
причины, почему Шуберт не завершил __________________________. По-видимому,
он был намерен довести её до логического конца: первые две части были полностью
закончены, а 3-я часть (в характере скерцо) осталась в набросках. Какие-либо эскизы к
финалу отсутствуют (или они, возможно, утрачены).
Долгое
время
существовала
точка
зрения,
что
_________________________________ — вполне завершённое произведение, так как
круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. В качестве
сравнения говорили о сонатах Бетховена из двух частей и о том, что позднее у
композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением.
Однако против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части
написаны в разных, далёких друг от друга тональностях. (Такие случаи не встречались
ни до, ни после него.)
2.Этопервый вокальный
цикл Франца
Шуберта на
слова Вильгельма
Мюллера.
Состоит из 20 песен. Сочинён в 1823 году, за четыре года до второго цикла «Зимний
путь» и посвящён другу Карлу фон Шёнштейну.
В песнях рассказывается о юном мельнике, который отправляется в странствия искать
счастье. Он видит мельницу и влюбляется в дочь местного мельника. Любовь
приносит ему радостные, а затем и горестные переживания: у него появляется более
счастливый
соперник,
охотник.
Вновь
отправившись
в
странствия,
юноша
рассказывает ручью как единственному верному другу о своей потерянной любви
Как
называется
этот
вокальный
цикл?
______________________________________________
.
3. Уже с самого первого прослушивания, когда песня «______________» была
Представлена на суд слушателей, было отмечено, что ее нежная и грациозная мелодия
очень легка для восприятия. К тому же куплетная форма, выбранная Шубертом для
этой композиции, сближает ее с народными песнями. Изначально Шуберт, задумав
написать свою песню для высокого голоса, выбрал для нее тональность Ре – бемоль
мажор. Размер композиции – 2/4. С первого призывного интервала, которым
начинается вокальная миниатюра, композитор заставляет восхищаться идиллической
картиной: прекрасный день, светит ласковое солнце, в прозрачной воде ручья весело
резвятся _____________________. Вся эта природная гармония искусно отражается в
музыке Шуберта. Оживленную мелодию жизнерадостного характера поддерживает
изысканный аккомпанемент: ритмическая фигура, включающая секстоли, изображает
всплески воды и веселую игру ________________. Грусть в песне и минорный оттенок
появляются в 3 куплете, когда автор сочувствует______________________, которую
поймал хитрый рыбак. В это время меняется и характер сопровождения: он становится
более напряженным. Далее в музыке вновь возвращается мажорное настроение, и
песня заканчивается в том же характере, в котором и начиналась. Со времени своего
появления и до нынешнего дня она является одним из самых популярных
произведений, которое многие знаменитые вокалисты с удовольствием включают в
свой репертуар.
Задание № 4.
К каким произведениям принадлежат эти картинки:
_________________________________ _______________________________________________
__________________________ ______________________________________
Задание № 5. Кроссворд.
13
4
9
10
1
7
3
6
11
2
5
8
12
Погоризонтали:
1. Жанр песни «Лесной царь»
5. Сколько сольных концертов при жизни дал Шуберт
6. Поэт, написавший балладу «Лесной царь»
8. Вокальный цикл …………………………..путь
9. Как назывались собрания музыкантов, певцов и поэтов, на которых исполнялись
произведения Шуберта
11. Поэт, на чьи стихи Шуберт написал два вокальных цикла
12. Один из инструментов, на котором играл Шуберт
По вертикали:
2. Певец и друг Шуберта, исполнявший песни композитора
3. Любимый жанр Шуберта
4. Композитор, который бесплатно преподавал Шуберту контрапункт и композицию
7. К какому направлению в музыке принадлежал Шуберт
10. Первая профессия Ф. Шуберта
12. Самая известная песня на стихи Рельштаба
13. Имя Шуберта
Надгробная надпись гласит: «Смерть здесь похоронила богатое
сокровище, но еще более прекрасные надежды».
Почему такие слова посвящены Ф. Шуберту:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
______________________
Фридерик Шопен
(1810 – 1849)
-
полное имя - Фридерик Францишек Шопен; полное имя во
французской транскрипции - Фредерик Франсуа Шопен - польский композитор и
пианист французско-польского происхождения. В зрелые годы жил и работал во
Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального
романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал
значительное влияние на мировую музыку.
«Шапки долой, господа, перед вами гений!»
Роберт Шуман
Задание № 1. Ответь на вопросы- да или нет.
1.Ф. Шопен – это польский композитор ___________
2.Ф. Шопен родился в Варшаве ___________
3.Первый профессиональный учитель по фортепиано, это мама _______
4. Первый дебют Шопена состоялся, когда ему было 7 лет_______
5.Шопен свободно владел русским языком _________
6.Народная музыка оказала влияние на творчество Шопена _______
7.Шопен учился в Высшей школе музыки__________
8.Когда Шопен впервые влюбился, он создал «Революционный этюд»___
9.В 1830 г., когда Шопен уезжал на гастроли, друзья подарили ему кубок с польской
землей ___________
10.Правда ли, что слушатели Парижа были покорены необычной манерой игры на
фортепиано ___________
11.Фридерик был вынужден давать ежедневные уроки, чтобы зарабатывать себе на
жизнь ___________
12.Шопен был знаком с Глинкой, Чайковским, Римским – Корсаковым ___
13.Фридерик часами слушал рассказы о Польше и о поляках ______
14.Жорж Санд, с которой на долгие годы связал свою судьбу Ф. Шопен, была
художником ___________
15.Знаменитый «Траурный марш» - это 3 часть 2 сонаты Шопена _______
16.Творчество Шопена не было признано при жизни композитора _______
17.Знаменитый портрет Шопена написал его друг Эжен Делакруа _______
18. Разлука с Родиной – причина постоянной скрытой скорби __________
19.Похоронен Ф. Шопен в Польше ___________
20. Сердце Ф. Шопена находится в Польше в Костеле Святого Креста___
Задание № 2. Закончи высказывание.
1.Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким
композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого
польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы,
перед вами _____________».
2.Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов.
Интересовался он творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту
пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось
много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых
считается работа ________________________________.
3.Ф. Шопена увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу
звали Аврора Дюдеван. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не
состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом,
молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом
___________
Задание № 3. Ф. Шопен был знаком с многими выдающимися людьми. Подпиши
профессии.
Ференц Лист Эжен Делакруа НикколоПаганини
.
____________________ ___________________ ___________________
Генрих Гейне Гектор Берлиоз Винченцо Беллини
________________________ ____________________ _______________
Жорж Санд Адам Мицкевич
______________________ __________________________________
Задание № 4.
Соотнесите данные
жанры с названиями
музыкальных
произведений
1.Польский танец,
празднично –
торжественного
характера
2. Упражнение для
развития
исполнительской
техники
3. Лирическая пьеса с
широкой напевной
мелодией
4. Название
трехдольнего танца в
плавном круговом
движении
5.Подвижный польский
танец с характерными
акцентами на 2-й и 3-й
долях.
а) этюд
б) полонез
в) ноктюрн
г) мазурка
д) вальс
1___________________
2___________________
3____________________
4____________________
5____________________
Задание № 5. Тест.
1.Каких жанров нет в творчестве Ф. Шопена
а) мазурка б) увертюра в) баллада г) вальс д) симфония
2.Первое произведение, которое Шопен написал в 7 лет
а) мазурка б) полонез в) вальс г) этюд д) песня
3.Что друзья подарили Шопену, когда он навсегда покидал Родину
а) кубок с землей б) кубок с монетами в) кубок с вином
4. Эльснер – это
а) друг Шопена б) учитель Шопена в) исполнитель музыки Шопена
5. Знаменитый Этюд №12 носит название
а) «Революционный» б)»Пламенный» в) «Героический»
6. Ф. Шопен основоположник жанра
а) симфонии б) вокального цикла в) инструментальной баллады
7. Композиторы – кумиры Шопена
а) Моцарт б) Сальери в) Бах
8.Международный конкурс им. Шопена проходит
а) в Варшаве б) в Париже в) в Желязовой Воле
Задание № 6. Напиши:
в чем популярность музыки Шопена? Почему она близка
и понятна многочисленным слушателям всего мира?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________
Задание № 6. Кроссворд.
1
2
10
4
7
8
3
9
5
6
По горизонтали:
2. Революционный …
3. Имя Шопена
6. Родина Шопена
9. Какая страна стала для Шопена второй
Родиной
По вертикали:
1. На выбор этого жанра повлияло увлечение творчеством И. С. Баха
4. Художник, написавший портрет Шопена
5. Шопен родился в местечке Желязова…
7. Раньше этот жанр был 3 частью симфонии, а Шопен превратил его в
самостоятельное произведение
8. Первый учитель Шопена
10. Знаменитое произведение Моцарта, исполненное на похоронах Шопена
Заключительные задания.
Задание 1. Подпишите фамилии композиторов.
Задание 2.Ответьте на вопросы.
1.
Назовите композиторов- «венских классиков» - _______________
_________________________________________________________
2.
Назовите композиторов романтиков – _______________________
_________________________________________________________
3.
Какому направлению в искусстве относится творчество Баха. -
___________________________________________________________
4.
Кто из композиторов служил в капелле у князя Эстерхази? –
____________________________________________________________
5. В каком городе жили и творили Й. Гайдн, А. Моцарт и Л. Бетховен-
___________________________________________________________
6. Родиной какого композитора является Польша?- _________________
7. Какого композитора называли «Чудо-ребенком» 18 века?- ____________
8. В каком городе родился Моцарт?- ________________________________
9. Где родился Гайдн?- ___________________________________________
10.Назовите автора вокального цикла «Прекрасная мельничиха»-
11. К какому произведению Бетховена написан этот эпиграф- «Так судьба стучится
в дверь - ___________________________________________
12. На каких инструментах играл И. С. Бах-
Задание 3.
1.Какие виды оркестров ты
знаешь?------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------
2.Как называют руководителя оркестра?------------------------------------------------
3.Перечисли струнные смычковые
инструменты:----------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------
4.Перечисли деревянные духовые
инструменты:----------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------
5. Перечисли медные духовые
инструменты:----------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------
6.Что означает «челеста»?--------------- «ксилофон»?----------------------------------
«фагот»?------------«валторна»?--------------«тромбон»?-------------------------------
7.Подчеркни названия произведений В.А.Моцарта:
«Реквием»,»Лунная соната»,»Патетическая соната», «К Элизе», «Маленькая ночная
серенада», опера«Свадьба Фигаро», увертюра «Эгмонт», «Турецкий марш», Симфония
«с темой судьбы», опера «Волшебная флейта», Инвенции, «Неоконченная» симфония,
«Прощальная»симфония, баллада «Лесной царь», «Хорошо темперированный клавир»,
«Революционный этюд»,Токката и фуга ре-минор.
8.Сколько струн у смычковых инструментов?-----------------------------------------
9.Состав оркестра Й.
Гайдна?------------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------
10. Что такое «увертюра»?------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
11.Основные разделы сонатной
формы?------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
12.Как называется ансамбль, в котором два исполнителя?------------------------
шесть?---------------четыре?------------------восемь?-------------------------------------
13.Музыкальные формы обозначаются следующими схемами:
Трехчастная------------------------------------------------------------------------------------
Рондо--------------------------------------------------------------------------------------------
Вариации---------------------------------------------------------------------------------------
14. Сколько частей в классической сонате, и как они
называются?------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------
15.Как называются эти приборы?
1)-------------------
2)---------
16.Перечисли Венских композиторов - классиков, годы жизни, национальность и
место рождения каждого из
них:----------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
17. Сколько частей в классической симфонии, и как они
называются?-----------------------------------------------------------------------------------------------
---------------
18.Первый композитор- романтик, и его основные
произведения?---------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------
Ответы на задания.
Гайдн. Задание 1.
По горизонтали: 1 – квартет; 2 – капелла; 3 – Рорау; 4 – соната; 5 – Эстерхази; 6 –
оратория; 7 – Морцин; 8 – «Сюрприз»; 9 – эпизод; 10 – менуэт.
По вертикали: 1 – классицизм
Гайдн. Задание 2.
По горизонтали: 1 – «Прощальная»; 2 – Порпора; 3 – цикл; 4 – Вена; 5 – рондо; 6
– Моцарт
По вертикали: 7 – Франц: 8 – Лондон; 9 – главная; 10 – рефрен; 11 – тремоло
Моцарт. Задание 4.
По горизонтали: 1. Простушка. 2. Классицизм. 3. Менуэт. 4. Труба. 5. Амадей. 6.
Вариации. 7. Зальцбург.
По вертикали: 2. Капелла. 8. Австрия. 9. Сюзанна. 10. Марш. 11. Реквием.
Моцарт. Задание 5.
По горизонтали: 1. Бомарше. 2. Баритон. 3. Аллегри. 4. Гайдн. 5. Леопольд. 6.
Клавесин.
По вертикали: 7. Флейта. 2. Болонья. 8. Мартини. 9. Наннерль. 10. Мюнхен. 11.
Вена.
Заключительные задания. Задание 3.
1.Симфонический, эстрадно- симфонический, эстрадный, камерный,
джазовый, оркестр народных инструментов, духовой.
2. Дирижер.
3. Скрипка, альт, виолончель, контрабас.
4. Флейта, гобой, кларнет, фагот.
5.Труба, валторна, тромбон, туба.
6.Челеста- «небесная», ксилофон- «звучащее дерево», фагот- «вязанка», валторна-
«лесной рог», тромбон- «трубища».
7. «Реквием», «Маленькая ночная серенада»,опера «Свадьба Фигаро», «Турецкий
марш», опера «Волшебная флейта».
8.Четыре струны.
9. Скрипка, альт, виолончель, контрабас, флейта, гобой, кларнет, фагот, труба,
валторна, литавры.
10.Увертюра - это оркестровое вступление к опере или балету.
11. Экспозиция, разработка, реприза.
12. Два - дуэт, шесть - секстет, четыре - квартет, восемь - октет.
13. А - В- А
А - В- А- С - А
А - А1- А2- А3- А4 и т.д.
14.Три части: аллегро, анданте, финал.
15. 1) метроном
2) камертон
16. Й. Гайдн (1732- 1809), австриец, Рорау.
В. А. Моцарт (1756- 1791), австриец, Зальцбург.
Л. Бетховен (1770- 1827), немец, Бонн.
17.Четыре: аллегро, анданте, менуэт (скерцо), финал.
18.Франц Шуберт: более 600 песен, вокальные циклы «Прекрасная мельничиха»,
«Зимний путь»,9 симфоний ( среди них «Неоконченная»), вальсы, экспромты,
музыкальные моменты, сонаты для фортепиано и др.