Напоминание

"Пути формирования грамматически правильной связной речи детей семи лет в ДОУ."


Автор: Горбачева Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Ноябрьск; Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Методическая разработка для родителей
Тема: "Пути формирования грамматически правильной связной речи детей семи лет в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пути формирования грамматически правильной связной речи детей семи лет в ДОУ.

Требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста к моменту выпуска из

детского сада имеют довольно высокую планку. Ребёнок должен уметь участвовать в

коллективном разговоре, последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении,

быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса; пользоваться

формулами словесной вежливости; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения

разных видов, пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;

составлять по плану и образцу рассказы из личного опыта, о предмете, по сюжетной картине,

набору картин с развитием действий. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от

уровня овладения ими связной речью еще в дошкольном возрасте.

Для того, чтобы помочь детям в формировании грамматически правильной связной речью,

воспитатель ставит перед собой определённые задачи, выполняя которые достигает

положительных результатов. Здесь непременно учитывается и создание предметно-развивающей

среды; подбор разнообразного иллюстрационно-графического материала, багаж кейса

интерактивно-наглядного материала.

Методика обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста предполагает

разные виды. Каждый вид обучения рассказыванию, как метод формирования связной речи детей,

имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приёмы.

При обучении рассказыванию широко используются картины. Педагог учит описывать

события с указанием места и времени действия; ребёнок самостоятельно придумывает события,

предшествующие изображённым на картине, и последующие. Поощряется умение детей

целенаправленно слушать выступление сверстников, высказывать элементарные оценочные

суждения об их рассказах. Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по

объёму материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного

сюжета.

В январе, например, можно составить с ребятами рассказ по картине «Зимние развлечения».

Чтобы дети составили содержательные рассказы, предварительно можно рассмотреть картину,

ориентируя детей на точное обозначение изображенных зимних развлечений, на выделение не

только главного, но и деталей. Педагог предлагает внимательно рассмотреть детвору, катающуюся

с горы на санках. Задаёт вопрос: «А что произошло с теми, кто уже съехал с горы?» - и ребята

ведут небольшой рассказ об увиденном. Далее педагог предлагает рассмотреть детвору, которая

занята лепкой снеговика, катается на коньках, лыжах. Для активизации можно задать вопрос:

«Если подойти поближе к месту, где веселится детвора, что можно услышать?». Предполагаемые

ответы ребят таковы: «как хрустит на морозе снег, скрип едущих саней, шум, смех детей, веселые

крики, голоса».

Вместе с детьми предлагается составить план, изобразить его графически и приступить к

коллективному составлению рассказа. Сначала педагог предлагает составить рассказ детям с

богатым словарным запасом и более сформированным грамматическим строем речи, затем и

остальным ребятам.

Ещё один вид рассказывания, которому обучаются дети старшего дошкольного возраста

является пересказ. Большое внимание уделяется выбору произведения для пересказа. На

начальном этапе работы используются небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается.

Отбираются тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся моментов, тексты с четким

делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Например:

«Четыре желания» К.Д. Ушинского, «Косточка» Л.Н. Толстого, «Грибы» В. Катаева и др.

Текст необходимо прочитать дважды, в медленном темпе. При повторном чтении

используется приём завершения детьми отдельных незаконченных предложений. С помощью того

же приёма обращается внимание детей на возможные варианты изменения грамматической формы

слова, нормативные правила оформления связи слов в словосочетаниях.

Разбор содержания произведения производится в опросно-ответной форме.

Подготовительные вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов

сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих и наиболее значимых

деталей повествования. В процессе разбора применяется иллюстративный материал,

изображающий персонажей рассказов в статике и динамике, место действий. Первоначально дети

пересказывают по одному фрагменту текста, затем постепенно переходят к индивидуальному

пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. Таким образом, дети учатся составлять

пересказ по предваряющему плану-схеме. На данном этапе обучения дети овладевают пересказом

без опоры на наглядный материал.

При обучении пересказу можно использовать прием детского рисунка. После разбора и

пересказа текста по вопросам, на отдельном занятии детям предлагается выполнить рисунок по

любому сюжетному фрагменту рассказа. После чего, ребята самостоятельно могут составить

пересказ этого фрагмента произведения на основе своего рисунка.

Большое внимание уделяется рассказыванию на темы из личного опыта детей. Чтобы

вызвать интерес, проводится краткая беседа, в ходе которой дошкольники припоминают факты из

своей жизни. Например, на занятии по составлению рассказа из личного опыта на тему: «Хороший

поступок твоего друга» детям было предложено вспомнить хорошие поступки их друзей. Педагог,

совместно с ребятами оценивает поступки, обращает внимание на проявление в них дружбы,

смелости, правдивости, доброты, скромности. Затем воспитатель знакомит ребят с заданием:

подробно рассказать о хорошем поступке друга.

Первоначально предлагается речевой образец, который помогает отобрать факты из

жизненного опыта, использовать образные выражения, дать эмоциональный настрой. Для лучшего

понимания задаются вопросы, затем предлагается обдумывание рассказа и после небольшой паузы

представляется возможность для рассказывания. Все рассказы детей оцениваются и обсуждаются

ребятами.

В процессе обучения детей рассказыванию особое внимание уделяется коррекционной

работе над грамматически правильной речью, усвоению различных языковых средств построения

связных высказываний.

На индивидуальных занятиях дети учатся усвоению нормативного употребления падежных

окончаний имен существительных и личных местоимений, формы согласования прилагательных с

существительными (в роде и числе); используются упражнения на словоизменение, подбор лексем

и словоформ; упражнения на дополнения предложений нужны м по смыслу словом. Таким

образом у детей формируются навыки практических действий с языковым материалом.

В ходе целенаправленного обучения владению языковыми средствами и речевыми

навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний, у детей

формируются представления об основных принципах построения связного сообщения:

адекватности содержания, последовательности изложения, отражения причинно-следственной

взаимосвязи событий. Ребята приобретают навыки описания предмета, составления рассказа по

картине, серии картин, из личного опыта, пересказа, т.е. тех видов монологических высказываний,

которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Подготовила: воспитатель I категории

МАДОУ «Лукоморье» Л.В. Горбачева.



В раздел образования