Напоминание

ритмическое воспитание в хоровом коллективе


Автор: Прокуратова Елена Владимировна
Должность: преподаватель, хормейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ им. Э.Т.А. Гофмана
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: методическая разрабртка
Тема: ритмическое воспитание в хоровом коллективе
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУ ДО «ДМШ им. Э.Т.А. Гофмана»

Методическая работа

Ритмическое воспитание в хоровом коллективе

Преподаватель Прокуратова Елена Владимировна

г. Калининград

27.05.2015г

Ритмическое воспитание в хоровом коллективе.

Различные факторы определяют развитие общества в целом, постепенно

видоизменяя , обновляя культурные традиции, преобразуя их.

Музыкальное искусство также претерпевает глобальные изменения. В контексте

развития европейской и американской музыкальной культуры 20 века ритму,

несомненно, принадлежит особая роль. Композиторы опрокинули многие

музыкальные правила прошлого, нашли новые ,смелые ритмы и новые способы

их выражения. С начала 20 века ритм определил новую энергичную пульсацию

музыки Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. Но настоящим взрывом,

преобразовавшим бытовую танцевально-певческую традицию, стало появление

новых демократических массовых жанров: сначала – джаза, затем молодёжной

рок - и поп- музыки, а также знакомство с музыкой различных этнических

культур. Утвердились на концертной эстраде ансамбли и оркестры ударных

инструментов из Африки, Японии ,Китая. В конце 20 века стал популярным и

быстро распространился в молодёжной среде исполнительский приём

битбоксинг- изображение ударных голосом, не только как «инструментальный»

вариант сопровождения в вокальном ансамбле, но и как сольный вид

исполнительства.

Основатель ритмики - швейцарский музыкант, педагог, композитор Эмиль Жак-

Далькроз открыл новую ярчайшую страницу в области музыкальной

педагогики.. Его называли «пророком ритма».

Являясь преподавателем сольфеджио, он обратил внимание на неритмичность

большинства учеников и точно почувствовал пульс времени, которое

настоятельно диктовало необходимость выработки новых приемов в обучении,

Далькроз выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной

педагогики. При помощи сочетания ритма, музыки и движения он решал задачу

воспитания чувства ритма у детей. Начиная с дошкольного возраста, Ж.-

Далькроз комплексно формировал у них не только музыкальный слух , но и

память, внимание, ритмичность, пластику движения, эмоциональную

отзывчивость. » Жизненный путь и творческое развитие Жак-Далькроза

чрезвычайно интересны. Родился он в 1865 году в Вене. С детства обнаружил

яркие музыкальные способности. Учился в консерваториях Вены и Парижа по

классам фортепиано, органа и композиции. Учителями его были Брукнер и

Делиб. В 1892 году он становится преподавателем музыкально-теоретических

дисциплин в Женевской консерватории. В Женеве широко развернулась его

активная творческая деятельность одновременно на трех поприщах:

педагогическом, литературном и композиторском. Он выступает со статьями в

различных музыкальных и литературных журналах, пишет крупные

симфонические сочинения, оперу, скрипичный концерт, разрабатывает

интересную систему сольфеджио и завоевывает большую популярность своими

многочисленными песнями, написанными на собственные тексты и

проникшими в самые широкие массы швейцарского населения. Огромный

успех, выпавший на долю его цикла детских песен с движениями,

предопределил дальнейший творческий путь Далькроза, так как направил его

внимание на область взаимоотношения между музыкой и движением.

К началу девятисотых годов 19 века, наблюдая за своими учениками по

сольфеджио, он окончательно убедился, что для повышения музыкальной

культуры учащихся необходимо тренировать, воспитывать и развивать

специальными упражнениями не только слух, но и ритмические способности:

так как ритм по существу своему есть организованное движение, то и

воспитывать чувство ритма лучше всего через движение. Исходя из этих

соображений, Далькроз заставил своих учащихся ходить, бегать, прыгать,

ложиться, вставать, гнуться, бороться с препятствиями, чувствовать ритм

движения всеми мышцами своего тела. Движения эти регулировались музыкой.

Музыкальная терминология, музыкальная теория, музыкальная метроритмика,

архитектоника и форма легли в основу метода занятий.

Очень скоро он убедился в том, что ритмические дефекты зависят от целого

ряда причин и физического и психического порядка. Могут быть, например,

такие физические недостатки, как мускульная слабость, вялость или же,

наоборот

перенапряженность. Борясь с этими недостатками, удается

восстановить нормальную ритмичность. Могут быть недочеты в работе

нервной системы, например, заторможенность или, наоборот, излишняя

возбудимость. Соответствующие упражнения, регулирующие и тренирующие

точные и целесообразные реакции, восстанавливают уверенную, четкую

ритмичность. Недостатки в способности к координации движений могут

гибельно отражаться на внешнем ритме человека. Тренаж координации

движений приводит к положительным результатам. Слабая способность

внимания, слабая память представляют собой также тормоз для выявления

хорошего, четкого ритма. Работа над укреплением внимания и памяти

способствует появлению точности и уверенности в ритмических движениях,

будь то игра на рояле, читка стиха или танцевальное выступление.

Призвав в постоянные консультанты профессора Женевского университета

Жюля Клапареда, Далькроз устанавливает факт общевоспитательного значения

ритмической гимнастики. Начинается новая стадия в истории системы. В чисто

музыкальную дисциплину вкрапливаются все новые и новые упражнения,

имеющие определенные цели общевоспитательного характера: для развития

быстроты и точности реакции, для увеличения объема внимания, для

тренировки памяти, для развития центров торможения и т.д. и т.д. Система,

имевшая целью развитие в учениках ритмичности, обратилась в воспитание

человека при помощи ритма. С этого времени Далькрозом начинают

заинтересовываться, кроме музыкантов, педагоги, врачи, невропатолог.

В начале и первой половине 20 века в музыкальной педагогике появляется

сразу несколько ярких имён педагогов – новаторов. Карл Орф, Белла Барток,

Пауль Хиндемит- каждый по-своему - шли к обновлению системы начального

музыкального образования, в том числе и через ритмическое воспитание.

Переосмысление роли ритма в творческом детском музицировании вызвало к

жизни новые методические приёмы, специальный репертуар, и, как результат,

новые прогрессивные современные программы обучения.

В отечественной музыкальной педагогике вопросы ритмического воспитания

разработаны хорошо. Особенно это касается программ музыкального

воспитания дошкольников, собственно предмета « Ритмика» ( дошкольники и

младшие школьники), программа по элементарному музицированию, связанных

с методикой Карла Орфа.

В образовательных программах по хору ритмическое воспитание не

выделяется в отдельный раздел. Подразумевается, что в хоровом исполнении

наибольшую трудность для детей представляет работа над чистотой интонации,

вокальными навыками, художественным содержанием произведения.

В предлагаемой работе хочу особо отметить появление нового жанра в

коллективном хоровом исполнительстве - body percussion - (боди перкашн,

дословный перевод « тело- ударные»),который используется как приём

аккомпанирования пению и как основа самостоятельных произведений.

«Первыми инструментами» человека было, как известно, его собственное тело.

Для современного ребенка оно является им и сейчас. Звучащие жесты – это

игра звуками человеческого тела, которое испокон веков и до нынешних времен

становится первым и незаменимым «оркестром» разнообразных инструментов.

Инструментов, которые всегда «с собой», которые позволяют организовать и

украсить музицирование в отсутствии любых других инструментов.

В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для

продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих

при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем

ударных инструментов. Эти «инструменты» даны человеку самой природой, и

их использование отличается универсальностью.

Сегодня каждому музыканту известно невероятно развитое с точки зрения

европейца чувство ритма любого жителя Африки. Ритм – бог африканской

музыки, здесь господствуют пение и танцы на фоне ударных. Музыка и танец

сливаются воедино при помощи ритма. Они неразделимы, одно подразумевает

другое. Поэтому логично предположить, что и чувство ритма африканцев есть

результат абсолютно телесного научения без всякого арифметического счета и

понимания соотношения длительностей.

Африканцы не мыслят музыки без движения, без ее пластического

переживания.

Идея использовать в элементарном музицировании те «инструменты», которые

даны человеку самой природой, была заимствована К.Орфом у африканских,

австралийских, индонезийских народов и отличается универсальностью,

важной для массовой педагогики, так как подобные формы ритмического

сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в

русском фольклоре.

Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кегман, соавтору

«Шульверка» К.Орфа . Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди,

притопы, щелчки пальцами и др. Для каждого из звучащих жестов существуют

варианты исполнения. Хлопки: звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми

ладонями, удары верхними частями кистей, удары одним или несколькими

пальцами по нижней части ладони. Помимо этого для воспроизведения тихих

шелестящих звуков можно использовать потирание ладонями, верхними

частями кистей, фалангами согнутых пальцев, ногтями. Притопы: всей стопой,

пяткой, носком. Шлепки: по коленям, по груди, по бокам. Щелчки: пальцами в

воздухе, по коленям, по надутым щекам.

Ритмические игры с предметами

Это композиции, где ритм выстукивается разными предметами- карандашом,

чашкой ,кастрюлями. В зарубежной эстраде утвердился как жанр ритмический

театр- композиции с разными предметами, выполняющими роль ударных,-

вёдрами, бочками, кастрюлями, швабрами, пакетами из-под молока.

У Санкт- Петербургского композитора , хормейстера Андрея Думченко есть

произведение « Забавы для хора» , где используются звучащие жесты рук-

хлопки и шлепки ладонями, щелчки пальцами.

Если говорить о применении ритмических игр на хоровых занятиях, какова

может быть практическая польза?

1.

Воспитание метроритмических навыков:

- точность прохлопывания метрической доли, удержание точного темпа.

-проработка синкоп и других ритмических трудностей.

-воспитание двигательной координации в различных

последовательностях движений.

-равномерное симметричное владение правой и левой руками.

2. Ритмические игры могут использоваться в групповых занятиях хора для

оживления обстановки, как вариант переключения на другие виды полезной

деятельности, как вариант зарядки , двигательной активности.

3. Игры могут использоваться на внеклассных мероприятиях, КВН,

праздниках и т.д..

Использованная литература:

1.Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. / Сост.

Л.А. Баренбойм. М., 1978.

2.

Е. Забурдяева, Н. Карш, Н. Перунова. Посвящение Карлу Орфу. Вып. 2.,

СПб, 2010.

3.Ритмическое воспитание в хоровом коллективе Роганова И.В. Вып.3

Спб, 2013г.

4.Забавы для хора А.Ю. Думченко Сбп,2013г.

5.Э. Жак-Далькроз « Ритм» Изд. « Классика 21» 2002г.



В раздел образования