Автор: Первова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 38 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: Диагностическое направление, как основа компетентности педагога- психолога ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Диагностическое направление, как основа компетентности педагога-
психолога ДОУ.
Профессиональная
компетентность
педагога-психолога рассматривается
как
сложное
психологическое
образование,
которое
выступает
основой
его
успешной профессиональной деятельности.
Психодиагностические компетенции – психолого-педагогическая диагностика,
оценка
индивидуально-психологических
свойств
личности
воспитанников,
особенностей развития. Одним из основных направлений работы педагога-
психолога
в
дошкольном
учреждении
является
диагностика.
Выбор
инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом
самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и
круга решаемых развивающих задач. Диагностическое направление включает
известные
методики
выявления
уровня
психического
развития
детей
дошкольного возраста.
Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об
индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их
развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам,
родителям и педагогам; выявление возможностей и интересов, способностей,
склонностей детей для обеспечения полноценного личностного развития.
Так
как
основным
субъектом работы
является
ребенок,
то
приоритетным
направлением
является
диагностика
детей.
Исследование
психологических
особенностей
и
развития
ребенка
начинается с
3-х
лет
и
ведется
в
двух
направлениях
–
изучение
познавательной
и
эмоционально-волевой
сферы.
Календарное планирование диагностики
ведется в
соответствии с
годовым
планом педагога-психолога, где указываются сроки его проведения и цели.
Результаты
проведенных
исследований
фиксируются
в
журнале
диагностической работы.
Диагностическое направление подразделяется на следующие виды:
скрининговая диагностика,
диагностика в рамках ПМПк,
Диагностика
психологической
готовности
к
обучению
в
школе
детей
подготовительной группы.
диагностика по запросу,
дополнительно – диагностика родителей и диагностика педагогов дошкольного
учреждения.
Скрининговая диагностика – это плановое мероприятие, которое проводится
ежегодно в
марте,
апреле
и
мае.
Целью
ее
является
определение
уровня
развития
познавательных процессов
детей
и
соотнесение
их
с
возрастной
нормой, а также выявление трудностей в эмоционально-волевой сфере детей.
По результатам скрининговой диагностики педагог-психолог формирует группы
детей для коррекционной и развивающей работы.
Диагностика в
рамках ПМПк
проводится ежегодно в
феврале,
целью
ее
является выявление детей с отклонениями в познавательной и эмоционально-
волевой сфере для последующего психологического сопровождения ребенка.
Диагностика
психологической
готовности
к
обучению
в
школе
детей
подготовительной группы проводиться в сентябре и апреле. Целью ее является
определение уровня готовности детей к обучению в школе.
Диагностика детей по запросу родителей и педагогов проводится в течение
года, что также регистрируется в журнале учета. Диагностика родителей в
дошкольном
учреждении
проводится
в
случае
обращения
их
к
педагогу-
психологу, в контексте детско-родительских отношений.
Диагностика
педагогов
проводится
по
запросу
администрации
и
в
обязательный перечень работы не входит.
Поскольку
педагог-психолог является
членом
коллектива, то
для
большей
объективности целесообразно привлекать специалистов из других учреждений.
Все
методики,
используемые
педагогом-психологом,
должны
быть
лицензированы и стандартизированы.
Основной
целью
применения
психологической
диагностики
является
определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей .
Психодиагностическое
обследование
ребенка
с
проблемами
в
развитии
является
системным
и
включает
в
себя
изучение
всех
сторон
психики
(познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное
развитие).
По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ,
который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком
заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение
ребенка:
•особенности контакта ребенка;
•эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
•реакция на одобрение;
•реакция на неудачи;
•эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
•эмоциональная подвижность;
•особенности общения;
•реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
•наличие и стойкость интереса к заданию;
•понимание инструкции;
•самостоятельность выполнения задания;
•характер деятельности (целенаправленность и активность);
•темп
и
динамика
деятельности,
особенности
регуляции
деятельности;
•работоспособность;
•организация помощи.
Качественные
показатели,
характеризующие
особенности
познавательной
сферы и моторной функции ребенка:
•особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
•особенности моторной функции.
Профессионально-важные
качества
–
компетенции
–
позволяют
педагогу-
психологу
эффективно
решать
задачи
в
динамических
условиях
профессиональной деятельности. Становление и развитие профессиональной
компетенции
происходит
в
процессах
постоянного
профессионального
образования и практической деятельности.