Напоминание

Диагностическое направление, как основа компетентности педагога- психолога ДОУ.


Автор: Первова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 38 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: Диагностическое направление, как основа компетентности педагога- психолога ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Диагностическое направление, как основа компетентности педагога-

психолога ДОУ.

Профессиональная

компетентность

педагога-психолога рассматривается

как

сложное

психологическое

образование,

которое

выступает

основой

его

успешной профессиональной деятельности.

Психодиагностические компетенции – психолого-педагогическая диагностика,

оценка

индивидуально-психологических

свойств

личности

воспитанников,

особенностей развития. Одним из основных направлений работы педагога-

психолога

в

дошкольном

учреждении

является

диагностика.

Выбор

инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом

самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и

круга решаемых развивающих задач. Диагностическое направление включает

известные

методики

выявления

уровня

психического

развития

детей

дошкольного возраста.

Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об

индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их

развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам,

родителям и педагогам; выявление возможностей и интересов, способностей,

склонностей детей для обеспечения полноценного личностного развития.

Так

как

основным

субъектом работы

является

ребенок,

то

приоритетным

направлением

является

диагностика

детей.

Исследование

психологических

особенностей

и

развития

ребенка

начинается с

3-х

лет

и

ведется

в

двух

направлениях

изучение

познавательной

и

эмоционально-волевой

сферы.

Календарное планирование диагностики

ведется в

соответствии с

годовым

планом педагога-психолога, где указываются сроки его проведения и цели.

Результаты

проведенных

исследований

фиксируются

в

журнале

диагностической работы.

Диагностическое направление подразделяется на следующие виды:

скрининговая диагностика,

диагностика в рамках ПМПк,

Диагностика

психологической

готовности

к

обучению

в

школе

детей

подготовительной группы.

диагностика по запросу,

дополнительно – диагностика родителей и диагностика педагогов дошкольного

учреждения.

Скрининговая диагностика – это плановое мероприятие, которое проводится

ежегодно в

марте,

апреле

и

мае.

Целью

ее

является

определение

уровня

развития

познавательных процессов

детей

и

соотнесение

их

с

возрастной

нормой, а также выявление трудностей в эмоционально-волевой сфере детей.

По результатам скрининговой диагностики педагог-психолог формирует группы

детей для коррекционной и развивающей работы.

Диагностика в

рамках ПМПк

проводится ежегодно в

феврале,

целью

ее

является выявление детей с отклонениями в познавательной и эмоционально-

волевой сфере для последующего психологического сопровождения ребенка.

Диагностика

психологической

готовности

к

обучению

в

школе

детей

подготовительной группы проводиться в сентябре и апреле. Целью ее является

определение уровня готовности детей к обучению в школе.

Диагностика детей по запросу родителей и педагогов проводится в течение

года, что также регистрируется в журнале учета. Диагностика родителей в

дошкольном

учреждении

проводится

в

случае

обращения

их

к

педагогу-

психологу, в контексте детско-родительских отношений.

Диагностика

педагогов

проводится

по

запросу

администрации

и

в

обязательный перечень работы не входит.

Поскольку

педагог-психолог является

членом

коллектива, то

для

большей

объективности целесообразно привлекать специалистов из других учреждений.

Все

методики,

используемые

педагогом-психологом,

должны

быть

лицензированы и стандартизированы.

Основной

целью

применения

психологической

диагностики

является

определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей .

Психодиагностическое

обследование

ребенка

с

проблемами

в

развитии

является

системным

и

включает

в

себя

изучение

всех

сторон

психики

(познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное

развитие).

По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ,

который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком

заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение

ребенка:

•особенности контакта ребенка;

•эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

•реакция на одобрение;

•реакция на неудачи;

•эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

•эмоциональная подвижность;

•особенности общения;

•реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

•наличие и стойкость интереса к заданию;

•понимание инструкции;

•самостоятельность выполнения задания;

•характер деятельности (целенаправленность и активность);

•темп

и

динамика

деятельности,

особенности

регуляции

деятельности;

•работоспособность;

•организация помощи.

Качественные

показатели,

характеризующие

особенности

познавательной

сферы и моторной функции ребенка:

•особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

•особенности моторной функции.

Профессионально-важные

качества

компетенции

позволяют

педагогу-

психологу

эффективно

решать

задачи

в

динамических

условиях

профессиональной деятельности. Становление и развитие профессиональной

компетенции

происходит

в

процессах

постоянного

профессионального

образования и практической деятельности.



В раздел образования