Автор: Ылахова Мария Семеновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ РС(Я) ВЦПДС им.С.М.Аржакова
Населённый пункт: г.Вилюйск
Наименование материала: Программа по самосовершенствованию личности.
Тема: Подготовка к самостоятельной жизни в современном обществе.
Раздел: среднее образование
Программа по самосовершенствованию личности.
Подготовка к самостоятельной жизни в современном обществе
за 2020-2021гг.
Работа воспитателя
2 группы Ылаховой М.С.
г. Вилюйск, 2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В наше непростое время социально-экономической нестабильности во
всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои
населения, и в первую очередь, дети-сироты. С каждым днем растет
количество детских домов и находящихся в них воспитанников, уже сейчас
превышая послевоенный уровень.
У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных
успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант
жизни достойного человека. И основная миссия детского дома помощь в
социальной адаптации воспитанников.
К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации
воспитанников детских домов является недостаточным, о чем
свидетельствуют цифры статистики. Недостаточная адаптированность
воспитанников следствие целого комплекса причин. Одна из основных,
отсутствие государственной программы для детских домов. К настоящему
времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные
учреждения имеют государственную программу, где четко определено
содержание обучения, требования к знаниям и умениям (а для детского сада
существует даже несколько вариативных программ). Таким образом,
возникает противоречие между требованием подготовки воспитанников
детских домов к самостоятельной жизни в обществе и отсутствием
государственных документов (стандартов), определяющих минимальный
объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для
успешной социальной адаптации.
Настоящая программа подготовки воспитанников детских домов к
самостоятельной жизни в обществе и призвана заполнить этот пробел.
Назначение программы дать нормативный перечень основных тем,
определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников,
необходимых для их самостоятельной жизни. Программа рассчитана на
воспитанников школьного возраста как с нормальным интеллектом, так и
воспитанников с задержкой развития.
Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число
тем, по каждому направлению определены нормативные требования к
знаниям и умениям воспитанников.
В основном, работа по данной программе происходит на воспитательных
часах (специально выделены в режиме дня и предварительно
спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения
воспитательного часа жестко не закреплена это может быть и беседа, рассказ,
инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.),
практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом
программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его
закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного
материала органично вплетается в жизнь детей в детском доме уборка
помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.
Предполагаемый результат работы с программой более высокий
уровень социальной ориентации воспитанников.
План работы на 2020-2021 учебный год
Цель: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание
человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире,
способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения,
выражать своё мнение, здраво мыслить.
Задачи:
1.
формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное
развитие воспитанников посредством творчески-созидательной
деятельности по направлению программы «Самосовершенствование
личности»;
2.
создать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников,
стремления к здоровому образу жизни через направление «Личная
гигиена, здоровье, ОБЖ»
3.
содействовать формированию благоприятного эмоционально –
психологического и нравственного климата в детском учреждении
через индивидуальную работу;
Основные направления воспитательной деятельности:
1.
Подготовка к семейной жизни, жизненное и профессиональное
самоопределение.
2.
Личная гигиена, здоровье, ОБЖ
3.
Индивидуальная работа.
1.
ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ
Цель:
создание
условий
для
развития
нравственной
социально
адаптированной
личности,
владеющей
основами
семейной
жизни
и
жизненного профессионального самоопределения
Задачи:
- способствовать воспитанию интереса и внимания к окружающим
людям;
-
помочь
воспитать
чувства
взаимоуважения,
взаимодоверия,
взаимопонимания;
-
способствовать
воспитанию
коммуникабельности
и
чувства
коллективизма.
Методическое обеспечение
Формы проведения занятий:
-беседа;
-сюжетно-ролевая игра;
-игра-спор;
-подвижная игра;
-учебная игра;
-конкурс;
-праздник.
Техническое оснащение и наглядные пособия:
компьютер;
проектор;
экран;
памятки для каждого ребенка;
художественные рисунки и иллюстрации;
настольные игры;
книги.
Формы подведения итогов:
конкурс;
игры;
общие мероприятия.
Тема: Жилище
1. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения и
службы детского дома. Варианты квартир и подсобных помещений; виды
отопления.
2. Почтовый адрес и телефоны детского дома
Экскурсия по детскому дому;
Практические работы - заполнение почтовых адресов на конвертах.
Воспитанники должны знать;
виды жилых помещений в городе, деревне, их различия;
почтовый адрес и телефоны детского дома.
Воспитанники должны уметь:
подписывать адрес на конвертах.
Тема: Одежда и обувь
1. Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры
2. Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка
3. Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы; подготовка
к сезонной обуви и их хранению.
Практические работы:
чистка и сушка верхней одежды и обуви,
снятие мерок (определение размера)
Воспитанники должны знать:
Виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры)
Правила ухода за одеждой и обувью.
Воспитанник и должны уметь;
подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону (и размеру) и
различать их назначения (повседневная, праздничная, спортивная);
сушить мокрую одежду и обувь; чистить, готовить их к хранению;
подбирать крем и чистить кожаную обувь
Тема: Питание и здоровье
1. Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие продуктов
питания.
2.Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования и
ухода за ними. Химические средства ухода.
Практические работы:
приготовление бутерброда, салата, винегрета, яичницы,
отваривание яиц,
заваривание чая.
Воспитанники должны знать:
различные меню завтрака,
санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи,
правила сервировки стола к завтраку;
правила заваривания чая,
назначение кухонных принадлежностей и посуды;
Санитарно-гигиенические требования к использованию химических
средств по ухода за посудой.
Воспитанники должны уметь:
Резать ножом продукты для бутербродов;
отваривать яйца,
жарить яичницу;
нарезать вареные овощи кубиками, соломкой,
накрывать на стол с учетом конкретного меню.
2.ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ
Тема: Транспорт
Проезд в детский дом (маршруты, виды транспорта)
Правила поведения в транспорте и на улице.
Правила дорожного движения.
Экскурсия - коллективные поездки в транспорте.
Воспитанники должны знать:
наиболее рациональный маршрут проезда до детского дома.
варианты проезда разными видами транспорта.
количество времени, затраченное на дорогу, пересадки.
правила передвижения на велосипеде.
Воспитанники должны уметь:
соблюдать правила поведения в общественном транспорте
(правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе
на улицу).
соблюдать правила дорожного движения.
Тема: Торговля
1. Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, их
назначение.
2. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.
Экскурсия в продовольственные магазины.
Воспитанники должны знать:
основные виды магазинов и их назначение,
виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила
покупки в них;
стоимость основных продуктов, используемых для приготовления
завтрака.
Воспитанники должны уметь:
выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного
меню;
оплатить продукты питания;
соблюдать правила поведения в магазине.
Тема: Связь
1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон)
2. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные
переводы, телеграммы).
3. Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок
отправки писем различных видов, стоимость пересылки, написание адреса на
конвертах.
4.Телеграф, виды телеграфных услуг, тарифы, заполнение телеграфных
бланков.
Практические работы, экскурсии:
экскурсия на почту, узел связи,
составление телефонограмм,
заполнение бланков
Воспитанники должны знать:
основные средства связи,
виды почтовых отправлений, виды телеграфных услуг;
тарифы,
порядок отправки посылок, переводов и т.д.
Воспитанники должны уметь;
записывать индекс на конвертах,
составлять различные тексты телеграмм,
заполнять телефонные бланки,
подсчитывать примерную стоимость телеграмм.
3.ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ
Цель: формирование мотивации детей к личной гигиене.
Задачи:
-формировать представление о ценности здоровья и ресурсах собственного
организма;
-научить навыкам личной гигиены;
-привить правильные привычки;
-воспитать ответственность за состояние собственного здоровья.
Методическое обеспечение
Формы проведения занятий:
-беседа;
-наблюдение;
-сюжетно-ролевая игра;
-подвижная игра;
-военно-спортивная игра;
-спортивная игра и соревнование;
Техническое оснащение и наглядные пособия:
компьютер;
проектор;
экран;
памятки для каждого ученика;
видеопрезентационные материалы, интернет-ресурсы;
спортивный инвентарь.
Формы подведения итогов:
Спортивные конкурсы;
Общие мероприятия «…».
Организационные мероприятия:
-ежедневно проводить утреннюю зарядку;
-ежедневно проводить уборку комнат;
-проводить контроль состояния комнат -1 раз в неделю
Тема: Личная гигиена
1. Правила личной гигиены. Твой внешний вид.
2. Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий)
Практические работы:
выполнение утреннего и вечернего туалета,
причесывание волос.
Воспитанники должны знать;
1 .последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
2. периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства
борьбы с перхотью;
3. Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении,
выполнение домашних заданий, просмотра телепередач;
4.Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий.
Воспитанники должны уметь:
1 . Выполнять утренние и вечерние туалеты
2. Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь
3. Соблюдать правила гигиены приготовления д./з., зрения, сна.
4. Чистить зубы
5. Следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид).
Здоровье и медицинская помощь
1. Медицинские учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки
их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинская
сестра, младший медицинский персонал, регистраторы; работники аптеки).
2.Виды медицинской помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием,
госпитализация. Вызов скорой помощи и врач на дом. Экскурсии в аптеку,
поликлиники.
Воспитанники должны иметь представление:
о назначении поликлиники, больницы, диспансера, аптеки,
о порядке записи к врачу, порядке приобретения лекарств,
о порядке вызова скорой помощи и врача на дом.
Воспитанники должны знать:
виды медицинской помощи;
функции основных врачей – специалистов.
Воспитанники должны уметь:
записываться на прием к врачу;
вызывать врача на дом,
приобретать лекарства в аптеке.
Основы безопасности жизнедеятельности.
Тематика: формирование умений и навыков ориентироваться в
домашней обстановке:
1)
Домашние опасности - электробытовые приборы.
2)
Правила пожарной безопасности.
3)
Благо и вред лекарств, средств бытовой химии.
4)
Отравление и первая помощь.
5)
Порядок вызова медицинской помощи, милиции, газовой службы,
пожарных
6)
Меры безопасности при общении с колюще - режущими предметами
7)
Первая помощь при травмах.
Воспитанники должны знать:
источники опасности и правила безопасного поведения в
помещении, на улице, в природе
правила обращения с электробытовыми приборами
порядок вызова скорой помощи, милиции, газовой службы,
пожарных
Воспитанники должны уметь;
обращаться с электроприборами повседневного пользования
пользоваться слесарными инструментами и инструментами для работы
с тканью, бумагой (ножницы, иглы и т.д.)
действовать по сигналу опасности
ориентироваться на местности
оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях и т.д.
4.ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Социальное направление:
1. Что такое семья. Состав семьи. Необходимость заботы и уважения к друг
другу.
2. Правила поведения в семье. Женщина - Дама, мужчина - Рыцарь.
Истоки сексуальной культуры:
1.Внешние различия мужчины и женщины (разница в строении тела,
вторичные половые признаки). Беседы о зарождении новой жизни у
растений, животного, человека
2. Беседы о сущности беременности и бережном отношении к
беременным, первые представления о родах. О дружбе мальчиков и девочек
УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
1.Детские ясли, детский сад, школа. Дом культуры, библиотека и их
назначение.
2.Экскурсия - Дом Культуры, в библиотеку
Воспитанники должны знать:
виды детских учреждений, их назначение,
адрес местного ДК, библиотеки;
какие кружки, секции в них имеются;
правила поведения в ДК и библиотеке.
Воспитанники должны уметь;
обратиться к работнику ДК, библиотеки
правильно вести себя во время игр, просмотра фильмов, чтение книг,
журналов.
5.ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Цель: развитие и совершенствование каждого ребенка, содействие
формированию личностных качеств ребенка, индивидуальности и
творческого отношения к жизни на всех этапах детства; развитие
способностей и склонностей детей, профилактика правонарушений.
Методическое обеспечение:
-наблюдение;
-беседа;
-анкетирование, тестирование;
-собеседование.
ТЕМЫ:
1. Твой режим дня
2. Время богатство; друг и враг
3. Можно ли планировать свою жизнь
4. Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшей
учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.)
5. Мир труда (основные группы и типы профессий)
6. Интересы, склонности, задатки и способности
7. Виды профессиональных учебных заведений.
Примерные формы работы:
встречи с преподавателями разных профессий
вечера «защиты профессии»,
викторины по миру профессий, экскурсии,
комплексные сюжетно-ролевые игры и т.д.,
диспут «на что ориентироваться в выборе профессии» и т.д.
6.ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН
Ты и закон
Темы
1. Что такое правовое, демократическое государство. Чем гордится Россия?
6.Наша малая Родина. Зачем нужно знать законы.
10. Почему людей наказывают за правонарушения.
Полезная экономика
ТЕМЫ:
1. Понятие бюджета в семье. Основные статьи расходов семьи (питание,
содержание жилища, приобретение одежды и обуви, культурные
потребности, помощь
родственникам).
2.Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и
коммунальных услуг. Планирование крупных покупок.
Практические работы:
1. Упражнение в планировании расходов на день, две недели (на конкретных
примерах).
2. Снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной
электроэнергии, заполнение квитанции.
3. Планирование крупных покупок и оказание материальной помощи
родственникам (на конкретных примерах).
Воспитанники должны знать:
1. Основные статьи расходов в семье
2. Правила учета расходов
3. Порядок расчета квартплаты
4. Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг
телеграфа.
5. Порядок планирования крупных покупок
6. Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д.
Воспитанники должны уметь:
1. Подсчитывать расходы
2. Планировать расходы на день, две недели
3. Стоимость показания счетчика, подсчитывать стоимость
израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции
4. Оплачивать коммунальные и другие платежи
5. Планировать крупные покупки.
№
Наименование темы
Количество
часов
Сентябрь
Жилище (4 ч)
1
Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом;
помещения и службы детского дома. Варианты квартир и
подсобных помещений; виды отопления.
2
2
2. Почтовый адрес и телефоны детского дома
Экскурсия по детскому дому;
Практические работы - заполнение почтовых адресов на
конвертах.
2
Октябрь
2.Тема: Одежда и обувь(4ч)
1
Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры
2
2
Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения;
чистка
2
Ноябрь
3. Тема: Питание и здоровье (4ч)
1.
Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие
продуктов питания.
2
2
Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила
пользования и ухода за ними. Химические средства ухода.
2
Декабрь
4.ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ (4часов)
Тема: Личная гигиена(2ч)
1
Правила личной гигиены. Твой внешний вид.
1
2
Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних
заданий)
1
Январь
Основы безопасности жизнедеятельности(4ч)
1
1)
Домашние опасности - электробытовые приборы.
2)
Правила пожарной безопасности.
3)
Благо и вред лекарств, средств бытовой химии.
4)
Отравление и первая помощь.
2
2
1) Порядок вызова медицинской помощи, полиции, газовой
службы, пожарных
2)Первая помощь при травмах.
2
Февраль
4.ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ (4 ч)
Социальное направление:
1
Что такое семья. Состав семьи. Необходимость заботы и
уважения к друг другу.
2
2
Правила поведения в семье. Женщина - Дама, мужчина -
Рыцарь.
2
Март
Истоки сексуальной культуры(4ч)
1
1.Внешние различия мужчины и женщины (разница в строении
тела, вторичные половые признаки). Беседы о зарождении
новой жизни у растений, животного, человека
2
2
2. Беседы о сущности беременности и бережном отношении к
беременным, первые представления о родах. О дружбе
мальчиков и девочек
2
Апрель
5.ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (4ч)
Ты и закон
1
Что такое правовое, демократическое государство. Чем
2
гордится Россия?
2
Наша малая Родина. Зачем нужно знать законы.
Почему людей наказывают за правонарушения.
2
Май
Полезная экономика(3ч)
1
Понятие бюджета в семье. Основные статьи расходов семьи
(питание, содержание жилища, приобретение одежды и обуви,
культурные потребности, помощь родственникам).
1
2
Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой
площади и коммунальных услуг. Планирование крупных
покупок.
2
Июнь
Практические работы по пройденным темам(1 ч)