Напоминание

Подготовка к самостоятельной жизни в современном обществе.


Автор: Ылахова Мария Семеновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ РС(Я) ВЦПДС им.С.М.Аржакова
Населённый пункт: г.Вилюйск
Наименование материала: Программа по самосовершенствованию личности.
Тема: Подготовка к самостоятельной жизни в современном обществе.
Раздел: среднее образование





Назад




Программа по самосовершенствованию личности.

Подготовка к самостоятельной жизни в современном обществе

за 2020-2021гг.

Работа воспитателя

2 группы Ылаховой М.С.

г. Вилюйск, 2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во

всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои

населения, и в первую очередь, дети-сироты. С каждым днем растет

количество детских домов и находящихся в них воспитанников, уже сейчас

превышая послевоенный уровень.

У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных

успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант

жизни достойного человека. И основная миссия детского дома помощь в

социальной адаптации воспитанников.

К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации

воспитанников детских домов является недостаточным, о чем

свидетельствуют цифры статистики. Недостаточная адаптированность

воспитанников следствие целого комплекса причин. Одна из основных,

отсутствие государственной программы для детских домов. К настоящему

времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные

учреждения имеют государственную программу, где четко определено

содержание обучения, требования к знаниям и умениям (а для детского сада

существует даже несколько вариативных программ). Таким образом,

возникает противоречие между требованием подготовки воспитанников

детских домов к самостоятельной жизни в обществе и отсутствием

государственных документов (стандартов), определяющих минимальный

объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для

успешной социальной адаптации.

Настоящая программа подготовки воспитанников детских домов к

самостоятельной жизни в обществе и призвана заполнить этот пробел.

Назначение программы дать нормативный перечень основных тем,

определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников,

необходимых для их самостоятельной жизни. Программа рассчитана на

воспитанников школьного возраста как с нормальным интеллектом, так и

воспитанников с задержкой развития.

Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число

тем, по каждому направлению определены нормативные требования к

знаниям и умениям воспитанников.

В основном, работа по данной программе происходит на воспитательных

часах (специально выделены в режиме дня и предварительно

спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения

воспитательного часа жестко не закреплена это может быть и беседа, рассказ,

инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.),

практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом

программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его

закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного

материала органично вплетается в жизнь детей в детском доме уборка

помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.

Предполагаемый результат работы с программой более высокий

уровень социальной ориентации воспитанников.

План работы на 2020-2021 учебный год

Цель: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание

человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире,

способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения,

выражать своё мнение, здраво мыслить.

Задачи:

1.

формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное

развитие воспитанников посредством творчески-созидательной

деятельности по направлению программы «Самосовершенствование

личности»;

2.

создать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников,

стремления к здоровому образу жизни через направление «Личная

гигиена, здоровье, ОБЖ»

3.

содействовать формированию благоприятного эмоционально –

психологического и нравственного климата в детском учреждении

через индивидуальную работу;

Основные направления воспитательной деятельности:

1.

Подготовка к семейной жизни, жизненное и профессиональное

самоопределение.

2.

Личная гигиена, здоровье, ОБЖ

3.

Индивидуальная работа.

1.

ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ

Цель:

создание

условий

для

развития

нравственной

социально

адаптированной

личности,

владеющей

основами

семейной

жизни

и

жизненного профессионального самоопределения

Задачи:

- способствовать воспитанию интереса и внимания к окружающим

людям;

-

помочь

воспитать

чувства

взаимоуважения,

взаимодоверия,

взаимопонимания;

-

способствовать

воспитанию

коммуникабельности

и

чувства

коллективизма.

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий:

-беседа;

-сюжетно-ролевая игра;

-игра-спор;

-подвижная игра;

-учебная игра;

-конкурс;

-праздник.

Техническое оснащение и наглядные пособия:

компьютер;

проектор;

экран;

памятки для каждого ребенка;

художественные рисунки и иллюстрации;

настольные игры;

книги.

Формы подведения итогов:

конкурс;

игры;

общие мероприятия.

Тема: Жилище

1. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения и

службы детского дома. Варианты квартир и подсобных помещений; виды

отопления.

2. Почтовый адрес и телефоны детского дома

Экскурсия по детскому дому;

Практические работы - заполнение почтовых адресов на конвертах.

Воспитанники должны знать;

виды жилых помещений в городе, деревне, их различия;

почтовый адрес и телефоны детского дома.

Воспитанники должны уметь:

подписывать адрес на конвертах.

Тема: Одежда и обувь

1. Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры

2. Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка

3. Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы; подготовка

к сезонной обуви и их хранению.

Практические работы:

чистка и сушка верхней одежды и обуви,

снятие мерок (определение размера)

Воспитанники должны знать:

Виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры)

Правила ухода за одеждой и обувью.

Воспитанник и должны уметь;

подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону (и размеру) и

различать их назначения (повседневная, праздничная, спортивная);

сушить мокрую одежду и обувь; чистить, готовить их к хранению;

подбирать крем и чистить кожаную обувь

Тема: Питание и здоровье

1. Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие продуктов

питания.

2.Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования и

ухода за ними. Химические средства ухода.

Практические работы:

приготовление бутерброда, салата, винегрета, яичницы,

отваривание яиц,

заваривание чая.

Воспитанники должны знать:

различные меню завтрака,

санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи,

правила сервировки стола к завтраку;

правила заваривания чая,

назначение кухонных принадлежностей и посуды;

Санитарно-гигиенические требования к использованию химических

средств по ухода за посудой.

Воспитанники должны уметь:

Резать ножом продукты для бутербродов;

отваривать яйца,

жарить яичницу;

нарезать вареные овощи кубиками, соломкой,

накрывать на стол с учетом конкретного меню.

2.ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ

Тема: Транспорт

Проезд в детский дом (маршруты, виды транспорта)

Правила поведения в транспорте и на улице.

Правила дорожного движения.

Экскурсия - коллективные поездки в транспорте.

Воспитанники должны знать:

наиболее рациональный маршрут проезда до детского дома.

варианты проезда разными видами транспорта.

количество времени, затраченное на дорогу, пересадки.

правила передвижения на велосипеде.

Воспитанники должны уметь:

соблюдать правила поведения в общественном транспорте

(правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе

на улицу).

соблюдать правила дорожного движения.

Тема: Торговля

1. Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, их

назначение.

2. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.

Экскурсия в продовольственные магазины.

Воспитанники должны знать:

основные виды магазинов и их назначение,

виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила

покупки в них;

стоимость основных продуктов, используемых для приготовления

завтрака.

Воспитанники должны уметь:

выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного

меню;

оплатить продукты питания;

соблюдать правила поведения в магазине.

Тема: Связь

1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон)

2. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные

переводы, телеграммы).

3. Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок

отправки писем различных видов, стоимость пересылки, написание адреса на

конвертах.

4.Телеграф, виды телеграфных услуг, тарифы, заполнение телеграфных

бланков.

Практические работы, экскурсии:

экскурсия на почту, узел связи,

составление телефонограмм,

заполнение бланков

Воспитанники должны знать:

основные средства связи,

виды почтовых отправлений, виды телеграфных услуг;

тарифы,

порядок отправки посылок, переводов и т.д.

Воспитанники должны уметь;

записывать индекс на конвертах,

составлять различные тексты телеграмм,

заполнять телефонные бланки,

подсчитывать примерную стоимость телеграмм.

3.ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ

Цель: формирование мотивации детей к личной гигиене.

Задачи:

-формировать представление о ценности здоровья и ресурсах собственного

организма;

-научить навыкам личной гигиены;

-привить правильные привычки;

-воспитать ответственность за состояние собственного здоровья.

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий:

-беседа;

-наблюдение;

-сюжетно-ролевая игра;

-подвижная игра;

-военно-спортивная игра;

-спортивная игра и соревнование;

Техническое оснащение и наглядные пособия:

компьютер;

проектор;

экран;

памятки для каждого ученика;

видеопрезентационные материалы, интернет-ресурсы;

спортивный инвентарь.

Формы подведения итогов:

Спортивные конкурсы;

Общие мероприятия «…».

Организационные мероприятия:

-ежедневно проводить утреннюю зарядку;

-ежедневно проводить уборку комнат;

-проводить контроль состояния комнат -1 раз в неделю

Тема: Личная гигиена

1. Правила личной гигиены. Твой внешний вид.

2. Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий)

Практические работы:

выполнение утреннего и вечернего туалета,

причесывание волос.

Воспитанники должны знать;

1 .последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

2. периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства

борьбы с перхотью;

3. Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении,

выполнение домашних заданий, просмотра телепередач;

4.Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий.

Воспитанники должны уметь:

1 . Выполнять утренние и вечерние туалеты

2. Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь

3. Соблюдать правила гигиены приготовления д./з., зрения, сна.

4. Чистить зубы

5. Следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид).

Здоровье и медицинская помощь

1. Медицинские учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки

их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинская

сестра, младший медицинский персонал, регистраторы; работники аптеки).

2.Виды медицинской помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием,

госпитализация. Вызов скорой помощи и врач на дом. Экскурсии в аптеку,

поликлиники.

Воспитанники должны иметь представление:

о назначении поликлиники, больницы, диспансера, аптеки,

о порядке записи к врачу, порядке приобретения лекарств,

о порядке вызова скорой помощи и врача на дом.

Воспитанники должны знать:

виды медицинской помощи;

функции основных врачей – специалистов.

Воспитанники должны уметь:

записываться на прием к врачу;

вызывать врача на дом,

приобретать лекарства в аптеке.

Основы безопасности жизнедеятельности.

Тематика: формирование умений и навыков ориентироваться в

домашней обстановке:

1)

Домашние опасности - электробытовые приборы.

2)

Правила пожарной безопасности.

3)

Благо и вред лекарств, средств бытовой химии.

4)

Отравление и первая помощь.

5)

Порядок вызова медицинской помощи, милиции, газовой службы,

пожарных

6)

Меры безопасности при общении с колюще - режущими предметами

7)

Первая помощь при травмах.

Воспитанники должны знать:

источники опасности и правила безопасного поведения в

помещении, на улице, в природе

правила обращения с электробытовыми приборами

порядок вызова скорой помощи, милиции, газовой службы,

пожарных

Воспитанники должны уметь;

обращаться с электроприборами повседневного пользования

пользоваться слесарными инструментами и инструментами для работы

с тканью, бумагой (ножницы, иглы и т.д.)

действовать по сигналу опасности

ориентироваться на местности

оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях и т.д.

4.ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Социальное направление:

1. Что такое семья. Состав семьи. Необходимость заботы и уважения к друг

другу.

2. Правила поведения в семье. Женщина - Дама, мужчина - Рыцарь.

Истоки сексуальной культуры:

1.Внешние различия мужчины и женщины (разница в строении тела,

вторичные половые признаки). Беседы о зарождении новой жизни у

растений, животного, человека

2. Беседы о сущности беременности и бережном отношении к

беременным, первые представления о родах. О дружбе мальчиков и девочек

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

1.Детские ясли, детский сад, школа. Дом культуры, библиотека и их

назначение.

2.Экскурсия - Дом Культуры, в библиотеку

Воспитанники должны знать:

виды детских учреждений, их назначение,

адрес местного ДК, библиотеки;

какие кружки, секции в них имеются;

правила поведения в ДК и библиотеке.

Воспитанники должны уметь;

обратиться к работнику ДК, библиотеки

правильно вести себя во время игр, просмотра фильмов, чтение книг,

журналов.

5.ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Цель: развитие и совершенствование каждого ребенка, содействие

формированию личностных качеств ребенка, индивидуальности и

творческого отношения к жизни на всех этапах детства; развитие

способностей и склонностей детей, профилактика правонарушений.

Методическое обеспечение:

-наблюдение;

-беседа;

-анкетирование, тестирование;

-собеседование.

ТЕМЫ:

1. Твой режим дня

2. Время богатство; друг и враг

3. Можно ли планировать свою жизнь

4. Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшей

учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.)

5. Мир труда (основные группы и типы профессий)

6. Интересы, склонности, задатки и способности

7. Виды профессиональных учебных заведений.

Примерные формы работы:

встречи с преподавателями разных профессий

вечера «защиты профессии»,

викторины по миру профессий, экскурсии,

комплексные сюжетно-ролевые игры и т.д.,

диспут «на что ориентироваться в выборе профессии» и т.д.

6.ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН

Ты и закон

Темы

1. Что такое правовое, демократическое государство. Чем гордится Россия?

6.Наша малая Родина. Зачем нужно знать законы.

10. Почему людей наказывают за правонарушения.

Полезная экономика

ТЕМЫ:

1. Понятие бюджета в семье. Основные статьи расходов семьи (питание,

содержание жилища, приобретение одежды и обуви, культурные

потребности, помощь

родственникам).

2.Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и

коммунальных услуг. Планирование крупных покупок.

Практические работы:

1. Упражнение в планировании расходов на день, две недели (на конкретных

примерах).

2. Снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной

электроэнергии, заполнение квитанции.

3. Планирование крупных покупок и оказание материальной помощи

родственникам (на конкретных примерах).

Воспитанники должны знать:

1. Основные статьи расходов в семье

2. Правила учета расходов

3. Порядок расчета квартплаты

4. Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг

телеграфа.

5. Порядок планирования крупных покупок

6. Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д.

Воспитанники должны уметь:

1. Подсчитывать расходы

2. Планировать расходы на день, две недели

3. Стоимость показания счетчика, подсчитывать стоимость

израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции

4. Оплачивать коммунальные и другие платежи

5. Планировать крупные покупки.

Наименование темы

Количество

часов

Сентябрь

Жилище (4 ч)

1

Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом;

помещения и службы детского дома. Варианты квартир и

подсобных помещений; виды отопления.

2

2

2. Почтовый адрес и телефоны детского дома

Экскурсия по детскому дому;

Практические работы - заполнение почтовых адресов на

конвертах.

2

Октябрь

2.Тема: Одежда и обувь(4ч)

1

Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры

2

2

Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения;

чистка

2

Ноябрь

3. Тема: Питание и здоровье (4ч)

1.

Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие

продуктов питания.

2

2

Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила

пользования и ухода за ними. Химические средства ухода.

2

Декабрь

4.ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ (4часов)

Тема: Личная гигиена(2ч)

1

Правила личной гигиены. Твой внешний вид.

1

2

Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних

заданий)

1

Январь

Основы безопасности жизнедеятельности(4ч)

1

1)

Домашние опасности - электробытовые приборы.

2)

Правила пожарной безопасности.

3)

Благо и вред лекарств, средств бытовой химии.

4)

Отравление и первая помощь.

2

2

1) Порядок вызова медицинской помощи, полиции, газовой

службы, пожарных

2)Первая помощь при травмах.

2

Февраль

4.ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ (4 ч)

Социальное направление:

1

Что такое семья. Состав семьи. Необходимость заботы и

уважения к друг другу.

2

2

Правила поведения в семье. Женщина - Дама, мужчина -

Рыцарь.

2

Март

Истоки сексуальной культуры(4ч)

1

1.Внешние различия мужчины и женщины (разница в строении

тела, вторичные половые признаки). Беседы о зарождении

новой жизни у растений, животного, человека

2

2

2. Беседы о сущности беременности и бережном отношении к

беременным, первые представления о родах. О дружбе

мальчиков и девочек

2

Апрель

5.ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (4ч)

Ты и закон

1

Что такое правовое, демократическое государство. Чем

2

гордится Россия?

2

Наша малая Родина. Зачем нужно знать законы.

Почему людей наказывают за правонарушения.

2

Май

Полезная экономика(3ч)

1

Понятие бюджета в семье. Основные статьи расходов семьи

(питание, содержание жилища, приобретение одежды и обуви,

культурные потребности, помощь родственникам).

1

2

Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой

площади и коммунальных услуг. Планирование крупных

покупок.

2

Июнь

Практические работы по пройденным темам(1 ч)



В раздел образования