Напоминание

Дидактические игры по мотивам народного творчества


Автор: Баранова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Кемеровская обл. - Кузбасс, пгт. Крапивинский
Наименование материала: Картотека игр по фольклору
Тема: Дидактические игры по мотивам народного творчества
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры по мотивам народного творчества

для старшего дошкольного возраста

Д/и «Найди лишнее»

Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла

среди

предложенных;

развивать

внимание,

наблюдательность,

речь

-

доказательство.

Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла

и одно - любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее

изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить

почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в

игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит,

получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше

жетонов.

Д/и «Художественный салон»

Дидактические

задачи: учить

устно,

описывать

выбранный

предмет,

развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения,

фотографии.

Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах.

Выбирается

«продавец».

Остальные

играющие

-

«покупатели».

Они

выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец»

может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там

цветок?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра

продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Д/и «Что изменилось»

Дидактические задачи: закреплять представление о какой-либо росписи,

развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить

анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь

объяснять их.

Материал: предметы разных промыслов.

Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро

поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ

верный, он становится ведущим.

Ход

игры: воспитатель

(или

ведущий)

ставит

перед

игроками

пять

предметов

различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение,

игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает

какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена,

выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что

убрал ведущий, но и описать его.

Д/и «Узнай элементы узора»

Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных

элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора,

развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать

интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней

части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с

отдельными

элементами

узора,

среди

которых

варианты

росписи,

отличающиеся цветом, деталями.

Игровые

правила: определить,

какие

из

предложенных

карточек

с

изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной

карты.

Ход игры: получив большую карту и нескольких

маленьких, внимательно

рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в

узоре,

и

выкладывают

их

в

пустые

окошки.

Ведущий

следит

за

правильностью выполнения задания.

Д/и «Домино»

Дидактические задачи: закрепить представления об основных элементах

какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой,

правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами

промысла,

развивать

наблюдательность,

внимание,

быстроту

реакции,

вызвать интерес к росписи.

Материал: карточки

прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них

изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые правила: игроки выкладывают карточки, чтобы изображение

какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой

карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Все карточки

выкладывают в центр стола рисунками вниз - это "базар". Каждый игрок

набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до

начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет.

Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее

к первой. Если нет нужной игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст-

пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от

карточек.

Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не

верное, ход пропускается.

Д/и «Лото»

Дидактические задачи: те же, что и в «Домино».

Материалы: большие карты с изображением предметов, украшенных какой-

либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов

донной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся

цветом, деталями.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком

на

больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы

на своей карте.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает

каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая

по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и

кому нужна такая карточка.

Вариант: игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом

каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного

заполнения.

Д/и «Найди пару»

Дидактические задачи: те же, что и в «Домино».

Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с

элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора,

образующие пары к рисункам на полосках.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком

на

больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов

на своих карточках.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает

каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в

центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на

своих карточках.

Д/и «Составь узор»

Дидактические задачи:

учить составлять декоративные композиции -

располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в

стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма,

наблюдательность, творчество.

Материал:

плоскостные изображения различных предметов; элементы

росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов

узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.

Ход игры: -в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты

предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию.

Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может

выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.



В раздел образования