Напоминание

Познавательное значение географии в формировании национальной идентичности учащихся общеобразовательной школы


Автор: Омаров Серикбай Абдуллаевич
Должность: преподаватель географии в общеобразовательной школе
Учебное заведение: общеобразовательная школа при КАУ
Населённый пункт: город Алматы
Наименование материала: Статья
Тема: Познавательное значение географии в формировании национальной идентичности учащихся общеобразовательной школы
Раздел: полное образование





Назад




Познавательное значение географии в формировании национальной

идентичности учащихся общеобразовательной школы.

Глобализация является общемировым процессом, самым мощным и значительным

на сегодня. Республика Казахстан по мере вхождения в мировое сообщество и

обретения в нем своего места, во все большем объеме и глубине испытывает на себе

воздействие глобализации по различным направлениям, в том числе национальной

идентичности

Идентичность формируется на основе соответствующей национальной парадигмы,

на пересечении национально-исторической, социально-психологической,

географической, культурной и других сфер. В её содержание входят установившиеся

особенности национальной культуры, этнические характеристики, обычаи, верования,

мифы, нравственные императивы и традиции. Она теснейшим образом связана с

понятием «национальный характер». Здесь речь идёт о представлениях людей о себе,

о своем месте в мире. Этническая самоидентификация - сознательный акт

этнического самоопределения человека, отнесения самого себя к определенной

этнической общности. Немаловажен тот факт, что национальная идентичность

является условием внутренней интегрированности любого общества. Национальная

идентичность является опорой национального государства, его отличительным

признаком в числе других. Для духовного возрождения, формирование

национальной идентичности нужно только воспитание, и еще раз воспитание.

Любому государственному образованию, если оно заинтересовано в том, чтобы

«выжить», нужен человек, преданный своему Отечеству. Воспитание патриотических

чувств у подрастающего поколения есть социально-идеологический заказ общества.

Следовательно, в условиях усиления негативных тенденций глобализации

многократно возрастает значение образования. Особая роль в решении задачи

формирования национальной идентичности принадлежит географическому

образованию. На особую роль географии как учебного предмета в формировании

гражданина своей страны указывал ещё «отец» методики обучения географии К. Д.

Ушинский. География, как целостная система естественных и общественных наук

приводит к усилению комплексных подходов, что крайне востребовано в эпоху

глобализации. Гуманизация географии проявляется в значительном усилении её

социальных составляющих. Политизация географии связана с процессом поляризации

и, как следствие, с необходимостью рассмотрения вопросов геополитики и

политической географии. Усиление внимания к изучению экономических вопросов

обусловлено тем, что рыночная экономика способствует усилению открытости и

прозрачности национальных экономик, что, в свою очередь, стимулирует процессы

глобализации. Усиление практической направленности школьной географии связано с

идеями реализации развивающего, личностно-ориентированного образования.

Обновленное содержания географического образование в Казахстане

предусматривает в преподавании географии следующих направлении.

Преподавание курса «География Казахстана» обеспечит более глубокое усвоение

учащимися знаний о природных и социально-экономических особенностях Казахстана

и её регионов. Усиление краеведческого подхода продиктовано необходимостью

связать обучение географии с жизнью. Рассмотрение региональных проблем,

природных, культурных, социально-экономических аспектов жизни населения своего

региона призвано формировать положительный образ, чувство сопричастности и

любви к своей малой родине. Культурологический подход связан с изучением

особенностей языка, религиозных представлений, трудовых навыков, обычаев,

традиций, быта народов, населяющих территорию страны. Такое комплексное

изучение географии страны в конечном счёте, способствует более глубокому

осознанию особенностей своей национальной культуры, осознанию её места и роли в

современном поликультурном мире. Страноведческий подход включает комплексное

раскрытие географических особенностей природы, населения и хозяйства отдельных

регионов и стран мира, с выявлением многообразных причинно-следственных связей

исторического, культурного, природного, социально-экономического характера. Такой

комплексный подход к изучению географии формирует географическое мышление и

единую картину мира, способствует более глубокому осознанию культурных,

географических и исторических особенностей народов других регионов и стран.

Чем же так опасен сегодня процесс глобализации? Ответ на этот вопрос даёт в

своей монографии доктор политических наук, профессор С. В. Кортунов: «В

современных условиях возникает угроза поражения центрального

идентификационного ядра, хранящего наиболее устоявшиеся, накапливающиеся

порой тысячелетиями и потому наиболее прочные представления различных

этнонациональных общностей о себе самих. Сохранение и укрепление этого ядра

составляет важнейшую задачу национальной безопасности, поскольку национальная

идентичность является её сущностной основой и одновременно важнейшим ресурсом

конкурентоспособности в условиях глобализации

Процесс формирования национальной идентичности тесно связан с ценностной

сферой личности. В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного

сознания» Глава государства Н А Назарбаев отмечает: «Никакая модернизация не

может иметь место без сохранения национальной духовной культуры. Национальное

самосознание (идентичность) понимается как разделяемое всеми гражданами

представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и

народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные

ценности и общая историческая судьба. География как наука обладает колоссальным

потенциалом духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

Казахстана. В этой связи, обратим внимание, что основные базовые ценности

непосредственно связаны с содержанием предмета география, а значит, существуют

методические условия для формирования национального самосознания учащихся

средствами географического образования.

Омаров С А Преподаватель школы при КАУ г Алматы Казахстан. 2021г.

Литература

1

Казахстан в глобальном мире: вызовы и сохранение идентичности. Институт

философии и политологии КН МОНРК. Алматы, 2011

. 2 Кадыржанов Р.К., Ешпанова Д.Д., Наббекова ГА. и др. Проблемы национальной

интеграции казахстанского общества. Алматы, 2008.

3 Кортунов С. В. Глобализация и национальная идентичность. М., 2009.

4

Назарбаев Н. А. Национальная идентичность Казахстана и этнокультурный

символизм. Алматы., 2015.

5 Нуров К.И. "Казахстан: национальная идея и традиции"



В раздел образования