Автор: Омаров Серикбай Абдуллаевич
Должность: преподаватель географии в общеобразовательной школе
Учебное заведение: общеобразовательная школа при КАУ
Населённый пункт: город Алматы
Наименование материала: Статья
Тема: Познавательное значение географии в формировании национальной идентичности учащихся общеобразовательной школы
Раздел: полное образование
Познавательное значение географии в формировании национальной
идентичности учащихся общеобразовательной школы.
Глобализация является общемировым процессом, самым мощным и значительным
на сегодня. Республика Казахстан по мере вхождения в мировое сообщество и
обретения в нем своего места, во все большем объеме и глубине испытывает на себе
воздействие глобализации по различным направлениям, в том числе национальной
идентичности
Идентичность формируется на основе соответствующей национальной парадигмы,
на пересечении национально-исторической, социально-психологической,
географической, культурной и других сфер. В её содержание входят установившиеся
особенности национальной культуры, этнические характеристики, обычаи, верования,
мифы, нравственные императивы и традиции. Она теснейшим образом связана с
понятием «национальный характер». Здесь речь идёт о представлениях людей о себе,
о своем месте в мире. Этническая самоидентификация - сознательный акт
этнического самоопределения человека, отнесения самого себя к определенной
этнической общности. Немаловажен тот факт, что национальная идентичность
является условием внутренней интегрированности любого общества. Национальная
идентичность является опорой национального государства, его отличительным
признаком в числе других. Для духовного возрождения, формирование
национальной идентичности нужно только воспитание, и еще раз воспитание.
Любому государственному образованию, если оно заинтересовано в том, чтобы
«выжить», нужен человек, преданный своему Отечеству. Воспитание патриотических
чувств у подрастающего поколения есть социально-идеологический заказ общества.
Следовательно, в условиях усиления негативных тенденций глобализации
многократно возрастает значение образования. Особая роль в решении задачи
формирования национальной идентичности принадлежит географическому
образованию. На особую роль географии как учебного предмета в формировании
гражданина своей страны указывал ещё «отец» методики обучения географии К. Д.
Ушинский. География, как целостная система естественных и общественных наук
приводит к усилению комплексных подходов, что крайне востребовано в эпоху
глобализации. Гуманизация географии проявляется в значительном усилении её
социальных составляющих. Политизация географии связана с процессом поляризации
и, как следствие, с необходимостью рассмотрения вопросов геополитики и
политической географии. Усиление внимания к изучению экономических вопросов
обусловлено тем, что рыночная экономика способствует усилению открытости и
прозрачности национальных экономик, что, в свою очередь, стимулирует процессы
глобализации. Усиление практической направленности школьной географии связано с
идеями реализации развивающего, личностно-ориентированного образования.
Обновленное содержания географического образование в Казахстане
предусматривает в преподавании географии следующих направлении.
Преподавание курса «География Казахстана» обеспечит более глубокое усвоение
учащимися знаний о природных и социально-экономических особенностях Казахстана
и её регионов. Усиление краеведческого подхода продиктовано необходимостью
связать обучение географии с жизнью. Рассмотрение региональных проблем,
природных, культурных, социально-экономических аспектов жизни населения своего
региона призвано формировать положительный образ, чувство сопричастности и
любви к своей малой родине. Культурологический подход связан с изучением
особенностей языка, религиозных представлений, трудовых навыков, обычаев,
традиций, быта народов, населяющих территорию страны. Такое комплексное
изучение географии страны в конечном счёте, способствует более глубокому
осознанию особенностей своей национальной культуры, осознанию её места и роли в
современном поликультурном мире. Страноведческий подход включает комплексное
раскрытие географических особенностей природы, населения и хозяйства отдельных
регионов и стран мира, с выявлением многообразных причинно-следственных связей
исторического, культурного, природного, социально-экономического характера. Такой
комплексный подход к изучению географии формирует географическое мышление и
единую картину мира, способствует более глубокому осознанию культурных,
географических и исторических особенностей народов других регионов и стран.
Чем же так опасен сегодня процесс глобализации? Ответ на этот вопрос даёт в
своей монографии доктор политических наук, профессор С. В. Кортунов: «В
современных условиях возникает угроза поражения центрального
идентификационного ядра, хранящего наиболее устоявшиеся, накапливающиеся
порой тысячелетиями и потому наиболее прочные представления различных
этнонациональных общностей о себе самих. Сохранение и укрепление этого ядра
составляет важнейшую задачу национальной безопасности, поскольку национальная
идентичность является её сущностной основой и одновременно важнейшим ресурсом
конкурентоспособности в условиях глобализации
Процесс формирования национальной идентичности тесно связан с ценностной
сферой личности. В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного
сознания» Глава государства Н А Назарбаев отмечает: «Никакая модернизация не
может иметь место без сохранения национальной духовной культуры. Национальное
самосознание (идентичность) понимается как разделяемое всеми гражданами
представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и
народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные
ценности и общая историческая судьба. География как наука обладает колоссальным
потенциалом духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
Казахстана. В этой связи, обратим внимание, что основные базовые ценности
непосредственно связаны с содержанием предмета география, а значит, существуют
методические условия для формирования национального самосознания учащихся
средствами географического образования.
Омаров С А Преподаватель школы при КАУ г Алматы Казахстан. 2021г.
Литература
1
Казахстан в глобальном мире: вызовы и сохранение идентичности. Институт
философии и политологии КН МОНРК. Алматы, 2011
. 2 Кадыржанов Р.К., Ешпанова Д.Д., Наббекова ГА. и др. Проблемы национальной
интеграции казахстанского общества. Алматы, 2008.
3 Кортунов С. В. Глобализация и национальная идентичность. М., 2009.
4
Назарбаев Н. А. Национальная идентичность Казахстана и этнокультурный
символизм. Алматы., 2015.
5 Нуров К.И. "Казахстан: национальная идея и традиции"