Напоминание

"Педагогические условия повышения квалификации воспитателей на основе использования дистанционных образовательных технологий"


Автор: Лукманова Зухра Ильсуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №116 "Фиалка"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические условия повышения квалификации воспитателей на основе использования дистанционных образовательных технологий"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность исследования. В рамках утвержденной правительством

РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на

период

до

2020

года

и

государственных

программ

формируется

Национальная

система

компетенций

и

квалификаций,

определяющая

необходимые

приоритеты

для

системы

дополнительного

образования,

повышающие конкурентоспособность работников.

В государственных документах отмечается необходимость выстраивать

с и с т е м у

п о в ы ш е н и я

к в а л и ф и к а ц и и

н а

о с н о в е

использования дистанционных образовательных

технологий,

что

позволяет

увеличить

охват педагогов гибко

организованными

вариативными

программами

непрерывного

образования,

тем

самым

создавая

любому

р а б о т н и к у

у с л о в и я

д л я

с о в е р ш е н с т в о в а н и я

е г о

профессиональнойкомпетентности на протяжении всей жизни.

В

с в я з и

с

э т и м

п р о б л е м а

и з у ч е н и я

потенциала дистанционного обучения и возможностей его использования для

развития

профе ссиональной

компетенции педагога н а

о с н о в е

совершенствования

его

собственной

деятельности

становится

все

более

актуальной.

Использование

дистанционных

образовательных

технологий

для

с о зд а н и я

и

р е а л и за ц и и

г и б к и х модульных программ

повышения

квалификации (как по запросу учителя, так и по заявке образовательных

учреждений,

муниципальных методических служб

и

ресурсных

центров)

позволит слушателям обучаться по индивидуальным учебным планам.

Исследования

использования

дистанционного

повышения

квалификации педагогов показывают, что внедрение их в учебный процесс

требует

коренного

изменения

всего

комплекса

отношений,

условий,

содержания

образования,

средств

и

методов

обучения,

что

позволяет

рассматривать

дистанционные

образовательные

технологии

в

качестве системообразующего элемента

в

организации

дополнительного

профессионального образования.

В то же время в существующих исследованиях тема взаимодействия

субъектов

дистанционного

обучения

именно

в

системе

повышения

квалификации работников образования раскрыта недостаточно.

Между

тем,

обучение

на

основе

использования

дистанционных

образовательных технологий предполагает рассмотрение и оценивание не

только результатов выполненных заданий, но и процессов взаимодействия

субъектов обучения: тыотора, который обеспечивает условия для реализации

индивидуального образовательного маршрута обучающегося; преподавателя,

передающего

метазнания

и

способствующего овладению слушателем

универсальными

способами

деятельности,

в

т.ч.

в

условиях

виртуальной

образовательной среды. Многие ученые (С.А. Щенников, В.П. Тихомиров)

отмечают, что при организации курсов повышения квалификации учителей

на

основе

использования

дистанционных

образовательных

технологий

необходимо

создавать

условия,

при

которых педагогоказывается

перед

необходимостью

осознания

и

оценивания

собственных

способов

деятельности,

осмысления

своего

опыта

и

понимания

необходимости

непрерывного

профессионального самосовершенствования.

Д л я

э т о г о

следует

внедрять

в

процесс

обучения

взрослых

модель

организационно-

педагогического

обеспечения

повышения

квалификации

учителей,

позволяющую

передать

ведущую

роль слушателю как

равноправному

субъекту

проце сс а

обучения,

удовлетворить

его

с т р е м л е н и е

к самореализации, самостоятельности, самоуправлению, принимая за основу

его профессиональный опыт.

В

связи

с

этим

проблема

изучения

потенциала

дистанционного

обучения и возможностей его использования для развития профессиональной

компетенции

педагога

на

основе

совершенствования

его

собственной

деятельности становится все более актуальной.

Э ф ф е к т и в н ы м

р е ш е н и е м

д а н н о й

п р о б л е м ы

я в л я е т с я

освоение слушателями курса

повышения

квалификации

на

о с н о ве

использования

дистанционных

образовательных

технологий,

в

основе

которого лежит метод исследования собственной учебно-профессиональной

деятельности

педагога.

Подобные

программы

могут

разрабатываться

и н с т и т у т а м и

д о п о л н и т е л ь н о г о

п р о ф е с с и о н а л ь н о г о

образования,ВУЗами самостоятельно.

Анализ

результатов

дистанционного

повышения

квалификации

педагогов в России и за рубежом свидетельствует о необходимости научного

поиска эффективных дополнительных профессиональных образовательных

программ,

технологий,

ресурсов

и

средств,

обеспечивающих

развитие

у

педагогов профессиональных компетенций.

Степень изученности проблемы.

Рассматриваемая

нами

проблема

исследовалась

учеными

в

разных

отраслях науки. В теории и практике повышения квалификации разработаны

различные подходы к решению проблем подготовки учителя с применением

дистанционных образовательных технологий (A.A. Андреев, IO.JI. Деражне,

B.C. Меськов, О.С. Осипова, Е.С. Полат, А.Г. Теслинов, A.B. Хуторской,

C.А. Щенников, А.Г. Чернявская и др.)

Анализ и обобщение работ М.В. Кларина, B.C. Лазарева, В.Я. Ляудис,

Л.С. Подымовой,

В . А .

С л а с т е н и н а

и

д р .

п о к а з ы в а ю т ,

ч т о

основу готовности педагога

к

информационной

деятельности

составляют

профессионально-личностные качества, направленные на совершенствование

собственной профессиональной компетентности.

Проблема

внедрения

и

использования

информационных

и

дистанционных образовательных технологий в процессе обучения затронута

в работах известных ученых и педагогов- исследователей: В. П. Зинченко,

Е.И.

Машбиц,

A.B.

Петровского,

Е.С. Полат,

И.Г.

Семакина,

В.П.

Тихомирова, С.А. Щенникова, а также зарубежных авторов: Дж. Берсина, Р.

Морроу, Дж. Тейлора, К. Торна и других.

Результаты внедрения различных моделей образовательной среды для

дистанционного обучения представлены в работах C.B. Агапонова, А. А.

Калмыкова, И. Г. Кревского, С. JI. Лобачева, С. Уолкер, JI. А. Хачатурова, А.

В.

Хуторского

и

др.

Из

этих

работ

следует,

что

процесс

использования

дистанционных образовательных технологий в системе образования может

быть

реализован

посредством

формирования

единой

информационной

образовательной среды.

Анализ литературы показал, что проблема повышения квалификации

педагогов

с

использованием

дистанциониых

образовательных

технологий

недостаточно

изучена,

остаются

вопросы,

связанные

с

организацией

учебного процесса по дополнительным профессиональным образовательным

программам и технологиями их встраивания в образовательные процессы

институтов.

Анализ

исследований

суще ствующей

теории

и

п р а кти к и

свидетельствует о существовании ряда противоречий между:

- усиливающейся потребностью педагогов в непрерывном повышении

квалификации

и самообразовании на

новой

техниче ской

о снове

и

меняющимися

сложившимися

формализованными

формами

повышения

квалификации;

-

необходимостью

в

обеспечении

развивающейся

информационно-

образовательной

среды

повышения

квалификации

и

отсутствием

в

достаточной

мере

отработанной

структуры

дистанционного

повышения

квалификации;

- необходимостью расширенного внедрения дистанционного обучения в

систему повышения квалификации работников образования и недостаточной

разработанностью

педагогических

условий,

моделей,

методики

контроля;

требованиями к технологичности современного образовательного процесса и

неподготовленностью

педагогов

к

работе

в

современных

условиях

с

п р и м е н е н и е м

д и с т а н ц и о н н ы х

о б р а зо ват е л ь н ы х

т е х н о л о г и й ,

методов саморазвития и

с амо совершенствования,

с а м о р е г ул я ц и и ,

самоконтроля.

Сравнительный

анализ

выявленных

противоречий

указывает

направление

научного

поиска

и

позволяет

сформулировать

научную

проблему исследования, которая заключается в определении педагогических

условий, поиске эффективного организационно-педагогического обеспечения

повышения

квалификации

на

основе

использования

дистанционных

образовательных технологий.

Сравнительный

анализ

выявленных

противоречий

указывает

направление

научного

поиска

и

позволяет

сформулировать

научную

проблему исследования, которая заключается в определении педагогических

условий,

поиске

результативного

организационно-педагогического

обеспечения

повышения

квалификации

на

основе

использования

дистанционных

образовательных

технологий.

Актуальность,

практическая

значимость

сформулированной

проблемы

повлияли

на

выбор

темы

исследования: «Педагогические условия повышения квалификации учителей

на основе использования дистанционных» образовательных технологий».

Методологической основой:

- системно-деятельностный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев,

В.ГТ.

Беспалько,

И.В. Блауберг,

Н.В.

Кузьмина,

В.Н.

Садовский,

П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, А.Н. Леонтьев,

А.К.

Маркова,

C.JI. Рубинштейн,

A.B.

Петровский,

Н.Ф.

Талызина,

Д.Б. Эльконин,

И.С.

Якиманская),

обогащенный

д о с т и же н и я м и

синергетической концепции (В.Г. Афанасьев, В.Г. Буданов, Э.Н. Гусинский,

Е.Н.Князева, С.П. Курдюмов,

A.Р. Лубков, Г.Г. Малинецкий, Ю.А. Урманцев, Г. Хакен, Э.Г. Юдин);

средовый подход в педагогике (Г.А. Ковалёв, Н.Б.Крылова, Ю.С. Мануйлов,

В.И. Слободчиков, А.Н. Тубельский, И.Д. Фрумин, С.Т. Шацкий,

B.А. Левин);

- акмеологический подход (Б. Г. Ананьев, A.A. Бодалев, A.A. Деркач,

В.Н. Максимова, А.К. Маркова, Г.В. Рева, H.A. Рыбников и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

-

теория

внедрения

и

использования

информационных

технологий

(A.A. Андреев, В.П. Зинченко, A.A. Калмыков, М.В. Кларин, И.В. Роберт, Л.Г.

Сему шина, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров, A.B.Хуторской, Т. Гаррисон,

Д.Ниппер, Дж. Берсин, Р. Морроу, Дж. Тейлор, К. Торн);

-

теория

дистанционных

технологий

в

образовательном

процессе

(C.B. Богданова, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Т.С. Назарова, Е.С. Полат,

О.П. Осипова);

-

исследования

по

проблемам

педагогической

и

профессиональной

подготовки

учителей

(B.C. Елагина,

Н.В.

Кузьмина,

В.А.

Сластенин,

A.B. Усова, А.И. Щербаков и др.);

- теоретические и практические разработки исследования действия (Ч.

Верстер, Б. Дик, К. Левин, Дж. МакКернан, Р.П. Мильруд, Дж. Мур, Дж.

Мастерс, Д. Нанэн, Д. Олрайт, Р. Тодд, Б. Сомех, Д. Эллиот, Д. Хопкинс и

другие);

-

положения андрагогики об

особенностях

обучения

взрослых

(Т.В. Василькова, С.Г. Вершловский, С.И. Змеев, Д. Колб, А.И. Кукуев, Ю.Н.

Кулюткин,

Л.Н.

Лесохина,

М. Ноулз,

В.Г.

Онушкин,

В.И.

Подобед,

Г.С. Сухобская, В .Я. Синенко, Е.П. Тонконогая и др.).

При решении поставленных задач нами использовались следующие

методы

исследования:

на

теоретическом

уровне

-

анализ

философской,

психолого-педагогической, научно-методической литературы и нормативных

документов по проблемам исследования, анализ результатов деятельности

обучающихся;

моделирование

систем

и

образовательных

процессов,

педагогической

деятельности

тыотора

и

обучающихся

в

системе

дистанционного

обучения;

на

эмпирическом

уровне

-

педагогический

эксперимент;

методы

наблюдения, анкетирование,

тестирование,

опросы,

статистические методы обработки данных.



В раздел образования