Напоминание

"Развитие фантазии и памяти на уроках сценического мастерства"


Автор: Хасанова Наталья Джанмуратовна
Должность: преподаватель сценического мастерства и художественного слова
Учебное заведение: МАОУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие фантазии и памяти на уроках сценического мастерства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАОУ ДО ДШИ им. П. И. Чайковского. Г. Калининград

Доклад по теме:

«Развитие фантазии и памяти на уроках сценического мастерства»

Преподаватель сценического мастерства

И художественного слова Хасанова Н.Д.

2020-2021 уч.год

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ И ПАМЯТИ НА УРОКАХ СЦЕНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Несмотря на данную ребенку от природы способность к творческому

мышлению, только целенаправленное обучение дает возможность

обеспечить высокий уровень ее развития.

Уроки актерского мастерства, занятия театром, театральные игры всегда

были популярны среди детей. Сама природа детских игр и творчества

предполагает театральную составляющую. В последние годы засилье

гаджетов, видеоигр, стандартизация процесса обучения не всегда

способствует свободному полету творчества и отрыву от общепринятых

шаблонов. К тому же, из-за обильного потока информации рассеивается

внимание школьника. Поэтому на уроках сценического мастерства мы

уделяем отдельное внимание развитию фантазии и образной памяти.

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала

ребят, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям сценическим

мастерством и достижения ими высокого творческого результата

применяются различные методы работы. Огромное внимание, особенно у

младших школьников, уделяется играм. Обычно занятия начинаются с

разминки, с упражнений на напряжение-расслабление тела. Дети становятся

«железными», «деревянными», «стеклянными» и.т.д. В условиях

«стеклянности» и «железности» им предлагается осуществлять различные

действия, задания. После происходит обсуждение, почему в этих условиях

нужно действовать так, а не иначе. Например, почему «железный» человек

не может быть гибким и легким, а «стеклянный» не может двигаться резко и

опасно. Так же используется «быстрая разминка»: в определенном ритме,

под музыку дети изменяются, становятся животными, предметами, людьми,

явлениями природы (дождь, туман). Это позволяет «отпустить» себя, не

задумываться о том, правильно или неправильно я действую,

раскрепоститься и, в итоге, отчасти убирает мышечные и психологические

зажимы, шаблоны. Через раскрепощение тела раскрепощается мышление.

Так же, особое внимание уделяется подвижным играм. В процессе таких

игра дети осваиваются на сценической площадке, приобретают навыки

коллективной работы, учатся работать с партнерами. В процессе

«превращений» мы предлагаем разные задания. Например, придумать

животное, которого нет в природе, продумать его пластику, действия,

рассказать его историю. По мере освоения подобных заданий, ученики

начинают сами предлагать свои варианты. Самое главное, чтобы любое

действие даже самого фантастического персонажа было оправдано. Так же,

ребята рассказывают истории своих придуманных существ. Особое

внимание, конечно, уделяется актерским наблюдениям. Но здесь мы тоже

предлагаем «додумать», «дофантазировать» эти наблюдения. Представить,

как бы определенный персонаж вел себя в разных предлагаемых

обстоятельствах, оторванных от реальности. Например, как бы вела себя

ваша домашняя кошка, если бы она попала на другую планету или что бы

делали дети, если бы они оказались во дворце Снежной королевы. Здесь

ценно, если ребенок не привязывается к сюжетам знакомых сказок и

мультипликационных фильмов, а придумывает именно свои сюжетные ходы,

именно свои обстоятельства. Популярны у нас «истории из окна»:

наблюдаем за людьми или ищем предметы на одну букву и придумываем

сюжет, историю, используя найденные слова. Особенно интересные

придумки мы потом применяем в театральных постановках.

Еще в наших «театральных разминках» мы работаем с предметами.

Используя обычные школьные принадлежности или любые предметы,

которые есть в классе, мы предлагаем изменить их значение. Например,

обычная ручка может превратиться в «источник смеха» и.т.п. Здесь ребята

не просто рассказывают о своих фантазиях, а делают актерскую

презентацию. Демонстрируют новые свойства предмета. Так же мы делаем

пластические этюды с предметами. Не рассказываем, а показываем, как

может использоваться, например, стул, стол, рюкзак. Обычно эти

упражнения делаются под музыку, в движении. И дети должны чувствовать

характер музыки, ее ритм и темп.

Для развития памяти, особенно ассоциативной памяти, для связи

представлений и обстоятельств друг с другом, мы используем известное

упражнение «кинолентовидение». Где называется цепочка слов, поначалу,

имеющих логическую связь между собой. Ребенок после одного-двух

прочтений должен запомнить эти слова и безошибочно (по мере

возможности) их повторить. Освоив этот этап, мы переходим к следующему:

слова подбираются рандомно и дети сами должны придумать как их связать

между собой и запомнить. Для этого предлагается сочинить историю, где бы

эти слова присутствовали. Причем история может быть сказочной,

фантастической. По мере освоения этих упражнений мы приступаем к

этюдам. Также случайно выбираются два-три слова и дети должны их связать

между собой в действии, т.е. придумать этюд, где бы эти слова

присутствовали. Причем, предлагаемые обстоятельства этих этюдов опять же

могут быть необычными. Подобные этюды мы делаем уже со старшими

детьми. И обычно, там достаточно проявляется и открывается то самое

свободное, творческое мышление, которое мы в конечном итоге хотим

проявить.

На нашем отделении уже много лет существует детский

музыкальный театр «Лукоморье», где все навыки, освоенные на уроках

сценического мастерства и художественного слова находят практическое

применение в спектаклях. Театр является лауреатом многочисленных

региональных, всероссийских и международных конкурсов. Наши спектакли

знают и любят в городе не только дети, но и взрослые. Многие юные артисты

«Лукоморья» впоследствии сделали театр своей профессией.

Конечно, здесь описана только малая часть того, что мы делаем на

уроках сценического мастерства и художественного слова. Наш театр

музыкальный и большое внимание мы уделяем упражнениям, связанным с

музыкой, ее характером, ритмом, настроением. Посредством музыки

открываем творческий потенциал детей.



В раздел образования