Напоминание

"Личные качества социального педагога, при работе с неблагополучными семьями"


Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Личные качества социального педагога, при работе с неблагополучными семьями"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Личные качества социального педагога, при работе

с неблагополучными семьями.

Ахуньянова А.А., г. Уфа

Несмотря на то, что каждый человек — неповторимая, яркая

индивидуальность,

у

всех

представителей

профессии

«социальный

педагог» также должны быть общие, специфические черты.

В

качестве

специальных

способностей

выделяют

следующие:

наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации,

интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого

человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и

самоконтроль.

Кроме того, социальному педагогу необходимо обладать такими

профессионально важными для всех работников социальной сферы

качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми,

доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в

отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из

спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость.

Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста

относятся коммуникативные качества, иначе говоря — умение общаться. В

качестве

личностных

характеристик

социального

типа

человека

выбравшего профессию социального педагога, выделяют следующие:

гуманистичность,

идеалистичность,

этичность,

ответственность,

моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание

других;

тактичность,

оптимистичностъ,

эмоциональную

теплоту,

жизнерадостность, дружественность.

Определяя личностную характеристику социального педагога, важно

помнить, что он работает в сфере «человек-человек», которая предполагает

способность

успешно

функционировать

в

системе

межличностных

отношений.

Профессиональная компетентность специалиста будет определяться

не

только

интеллектом,

но

и

особенностями

нервной

системы:

эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в

процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости

при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания»,

выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-

терапевтических и других специфических процессах.

Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную

стабильность,

преобладание

положительных

эмоций,

отсутствие

тревожности

как

черты

личности,

способность

переносить

психологические стрессы.

Первая задача в работе с любой семьей – найти взаимопонимание с

ее членами. Для этого необходимо действовать в полном соответствии с

ценностями социальной работы, подчеркивая при этом необходимость и

целесообразность защиты прав и интересов детей. К базовым ценностям

социальной работы с детьми относятся: безусловное уважение к семье и

признание ее права на самоопределение; обязательный учет в процессе

работы ее сильных сторон и индивидуальных особенностей; признание

того факта, что родители хотят защитить своих детей и заботиться о них;

содействие обязательному вовлечению членов семьи в совместную

деятельность по преодолению семейного кризиса. Причем мало просто

декларировать эти ценности – социальный работник должен уметь

руководствоваться ими в процессе принятия профессиональных решений.

Например, входить в дом без разрешения и требовать, чтобы члены семьи

отвечали на все вопросы специалиста – недопустимое неуважение.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно

любовь

к

детям

следует

считать

важнейшей

личностной

и

профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная

педагогическая

деятельность.

Подчеркнем

также

важность

самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока

он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Профессия

педагога

требует

всесторонних

знаний,

душевной

безграничной щедрости, мудрой любви к детям и семье. Социальный

педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей

специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры,

должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности,

носителем человеческих достоинств и ценностей.



В раздел образования