Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Личные качества социального педагога, при работе с неблагополучными семьями"
Раздел: дополнительное образование
Личные качества социального педагога, при работе
с неблагополучными семьями.
Ахуньянова А.А., г. Уфа
Несмотря на то, что каждый человек — неповторимая, яркая
индивидуальность,
у
всех
представителей
профессии
«социальный
педагог» также должны быть общие, специфические черты.
В
качестве
специальных
способностей
выделяют
следующие:
наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации,
интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого
человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и
самоконтроль.
Кроме того, социальному педагогу необходимо обладать такими
профессионально важными для всех работников социальной сферы
качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми,
доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в
отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из
спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость.
Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста
относятся коммуникативные качества, иначе говоря — умение общаться. В
качестве
личностных
характеристик
социального
типа
человека
выбравшего профессию социального педагога, выделяют следующие:
гуманистичность,
идеалистичность,
этичность,
ответственность,
моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание
других;
тактичность,
оптимистичностъ,
эмоциональную
теплоту,
жизнерадостность, дружественность.
Определяя личностную характеристику социального педагога, важно
помнить, что он работает в сфере «человек-человек», которая предполагает
способность
успешно
функционировать
в
системе
межличностных
отношений.
Профессиональная компетентность специалиста будет определяться
не
только
интеллектом,
но
и
особенностями
нервной
системы:
эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в
процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости
при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания»,
выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-
терапевтических и других специфических процессах.
Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную
стабильность,
преобладание
положительных
эмоций,
отсутствие
тревожности
как
черты
личности,
способность
переносить
психологические стрессы.
Первая задача в работе с любой семьей – найти взаимопонимание с
ее членами. Для этого необходимо действовать в полном соответствии с
ценностями социальной работы, подчеркивая при этом необходимость и
целесообразность защиты прав и интересов детей. К базовым ценностям
социальной работы с детьми относятся: безусловное уважение к семье и
признание ее права на самоопределение; обязательный учет в процессе
работы ее сильных сторон и индивидуальных особенностей; признание
того факта, что родители хотят защитить своих детей и заботиться о них;
содействие обязательному вовлечению членов семьи в совместную
деятельность по преодолению семейного кризиса. Причем мало просто
декларировать эти ценности – социальный работник должен уметь
руководствоваться ими в процессе принятия профессиональных решений.
Например, входить в дом без разрешения и требовать, чтобы члены семьи
отвечали на все вопросы специалиста – недопустимое неуважение.
Всеми современными исследователями отмечается, что именно
любовь
к
детям
следует
считать
важнейшей
личностной
и
профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная
педагогическая
деятельность.
Подчеркнем
также
важность
самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока
он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Профессия
педагога
требует
всесторонних
знаний,
душевной
безграничной щедрости, мудрой любви к детям и семье. Социальный
педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей
специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры,
должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности,
носителем человеческих достоинств и ценностей.