Автор: Елена Валерьевна Власова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №87
Населённый пункт: Улан-Удэ
Наименование материала: Конспект
Тема: "Жизнь диких животных зимой" для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
Детский сад № 87 «Улыбка» комбинированного вида г. Улан Удэ
Конспект по ознакомлению с окружающим миром
детей старшего дошкольного возраста
на тему "Жизнь диких животных зимой"
Воститатель:
Власова Елена Валерьевна
2020 год
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно –
эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, продуктивная.
Цель: Расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни
зимой.
Формировать умение узнавать, называть и различать особенности
внешнего вида и образа жизни; интерес к природе родного края (Бурятии)
Задачи:
Образовательные:
Закрепление ранее приобретенных знаний о диких животных наших лесов, их
внешнем виде и образе жизни в зимний период, через игровые обучающие
ситуации. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие
животные».
Развивающие:
Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых
навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, развитие
зрительного восприятия, творчества через игровые упражнения.
Воспитательные:
Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков
сотрудничества, любовь к природе, бережное отношение к животным;
сформировать чувство причастности к окружающему миру.
Материал, оборудование:
наборное полотно «Живая картина» зимнего леса, магнитофон, диск с записью
– звуки зимнего леса, картинки птиц и животных тайги (лиса, волк, спящий
медведь, ѐж, бурундук, заяц, косули, олень, лось, росомаха, рысь, соболь,
птицы: тетерев, дятел, поползень, сова, синицы, снегири), игрушки -руль,
игрушка медведь.диких
Предварительная работа:
- рассматривание картин с изображением диких животных
-чтение произведений Г. Скребницкого о животных
-беседы о зиме
-иллюстрации Баргузинского заповедника и его обитателей.
Ход:
Звучит музыка (звуки леса).
В.: Сейчас мы отправимся в путешествие в зимний лес. Давайте закроем глаза и
скажем:
«Сказка двери открывай!
В зимний лес нас приглашай!» (воспитатель выставляет картину зимнего леса)
Зимний лес… Застыли ели.
Нет тропинок, нет дорожек.
Шубы белые одели
Только нет на них застежек.
Под ногами снег хрустит
Белый, белый…
Наборное полотно пустое. Тихо звучит запись «Зима» П.И.Чайковского
Дети открывают глаза.
Воспитатель:
Вот он зимний лес, все попрятались, одни сугробы видать. Как вы думаете,
кого мы можем, встретить в нашей тайге?
Дети: Лису, зайца, волка, медведя, ежа, белку и т.д.
Воспитатель:
Как можно их назвать одним словом? (ответы детей)
Воспитатель:
Верно, мы можем встретить в лесу диких животных.
Воспитатель: Кто это? (на дереве закрепляется картинка белки)
Дети: Белка.
Воспитатель: Да, это именно она. Расскажите о белке.
Девочка в костюме белки рассказывает.
Воспитатель:
Белочка приготовила вам загадки.
1.Лежала между ѐлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Еж)
2.Из берлоги слышен храп - спит хозяин косолап.
Всю округу замело, но ему во сне тепло. (Медведь)
3.Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьет, песенки поет. (Кошка)
4.Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)
5.Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка. Кто это? (Заяц)
6.Рыжая плутовка спряталась под ѐлкой.
Зайца ждѐт хитрюга та. Как зовут еѐ?.. (Лиса)
Воспитатель: Молодцы же вы, ребятки, отгадали все загадки. Кто здесь
лишний?
Дети: Кошка лишняя.
Воспитатель: Почему?
Дети: Все животные дикие, а кошка домашняя.
Подскажите, ребята, как называются жилище у диких животных?
Дидактическая игра «Чье жилище»
Воспитатель: Где живѐт белка?
Дети: Белка живѐт в дупле.
Воспитатель: А где лиса живѐт? (картинка лисы)
Дети: Лиса живѐт в норе.
Воспитатель: Зимою у лисы шубка теплая, свернѐтся калачиком, пышным
хвостом укроется и метель ей нипочѐм.
Воспитатель: Кто знает, как называется жилище волка? (картинка волка)
Дети: Логово.
Воспитатель:
Нелегко волку зимою, голодно. Кого догонит- того съест.
А где устраивает себе норку ѐж на зиму?
Дети: Под старым пнѐм.
Воспитатель: Я покажу вам, как он спит зимой.
(Приподнимается листочек, под ним картинка спящего ежа)
С осени натаскал на иголках мягкой листвы, да и спит как на постельке.
А вот какой-то дымок над сугробом… Как вы думаете что это посреди зимнего
леса? Ответы детей.
Дети: Медведь в берлоге.
Воспитатель:
Мы можем заглянуть вовнутрь, только сидите тихо, не разбудите его.
(Приоткрывается листок, под ним спящий медведь)
Нагулял жиру, да лапу сосѐт. Зимою, в берлоге у медведицы появляются один,
два, очень редко, три медвежонка. А величиной всего с рукавицу. Не будем
мешать, пусть спят.
Вы хорошо знаете детѐнышей диких животных?
У волчицы- волчата,
у лисицы- лисята,
у зайчихи- зайчата,
у ежихи- ежата,
у медведицы- медвежата.
Воспитатель:
Поменял шубку серую на белую, не видно его на белом снегу.
Кто это?
Дети: Заяц.
(2-3 ребенка с ушками зайцев) рассказывают о зайце.
Воспитатель: Где прячется заяц?
Дети: Под кустиком (картинка заяц)
Воспитатель:
От кого он прячется?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, а как зайчика называют в сказках?
Дети: Зайчик – побегайчик, зайчишка – трусишка.
Вставайте, поиграем в игру
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
Воспитатель:
Кто ещѐ живѐт в лесу?
Дети: Косули, олени, лоси, кабарга
(Картинки убегающих косуль, оленя, лося)
Воспитатель:
В нашей тайге водится зверь, занесѐнный в «Красную книгу» это
баргузинский соболь. Чтобы сохранить его - создали Баргузинский
заповедник. (картинка соболя на рябине)
Какою ягодой любит он полакомиться?
Дети: Рябиной.
Воспитатель:
А вот ещѐ один обитатель тайги мощное, коварное животное –рысь. Отличить
еѐ можно по кисточкам на ушах. А это - росомаха
Воспитатель:
Какие птицы в тайге живут? Как их узнать?
Дети: Дятел, сова, тетерев, снегири, синицы. (картинки птиц)
Воспитатель:
Как называют дятла?
Дети: Дятел - лесной доктор.
Воспитатель:
А как называется эта птица? Быстро бегает вверх-вниз по столу дерева,
личинок под корою ищет.
Дети: Это поползень.
Воспитатель:
Зимою созревают еловые шишки, посмотрите как их много. В самые лютые
морозы выводят своих птенцов клѐст-еловик.
Воспитатель: А вот ещѐ один зверь – куница. Услышала она писк под
снегом. Кто это?
Дети: Мыши. (картинка мышей)
Воспитатель:
Правильно это мыши, у них ходы под снегом.
Лисы и волки зимою мышкуют, прислушиваются и прыгают мордой в снег,
ловят мышей.
Какие пословицы и поговорки о животных вы знаете?
Волки рыщут-пищу ищут.
Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережѐт.
Лиса- всему лесу краса.
Игра «Закончи предложение»
Я начну предложение, а вы его закончите.
● Хитрая, как …лиса
● Косолапый, как …медведь
● Трусливый, как… заяц
● Сердитый, как… волк
● Шустрая, как …белка
● Колючий, как …ежик
Вот и заполнилась наша картина зимней тайги. Вот сколько обитателей живут
здесь
Итог.
Понравилось вам в лесу? (ответы детей)
Кого встретили в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, всѐ запомнили. Наше путешествие подошло к концу, пора
возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза. (звучит музыка)
Дети открывают глаза.
Воспитатель:
Наши лесные жители приготовили вам угощенье. Интересно, что это в
корзинке? От кого подарки?
(В корзинке сладкие грибочки, шишки, орешки кедровые, фундук).
Дети благодарят за угощение. Спасибо!