Напоминание

"Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"


Автор: Мысниченко Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №40
Населённый пункт: Краснодарский край Анапский район станица Анапская
Наименование материала: статья
Тема: "Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа.

Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт,

коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим

поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и

эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных

песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю

жизнь:

уроки

нравственности,

трудолюбия,

доброты,

дружбы,

взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные

песенки, пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно

малые формы, влияют на развитие речи детей:

обогащая словарь,

развивая артикуляционный аппарат,

фонематический слух,

давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует

ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках

предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с

самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка,

развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и

т. д., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество

незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные

двустишия («Ой, лю – ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает: с

незапамятных

времен

в

доме,

где

рождался

ребенок,

под

потолок

подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее,

порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

Ай, люли, ай люли,

Прилетели журавли,

Сказку Маше принесли.

Они сели на ворота.

А ворота скрип-скрип.

Вы, ворота, не скрепите,

Нашу Машу не будите.

(Из русской народной поэзии)

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе

неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз,

предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях

устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных

сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.Сначала

ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и

интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен.

Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей

и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в

развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему

способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник

детства».Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества,

заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей

дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет

того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде

всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим

внешним

видом,

например,

"заинька".

Грамматическое

разнообразие

колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая

детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так

как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота.

При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же

положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым

образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная

песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе

большие возможности в формировании особой интонационной организации

речи ребенка.- напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный

темп,- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни

жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к

новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с

другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью

рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком,

вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому

человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют

вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в

адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хныч, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности

для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства

побуждать

к

познавательной

деятельности

и

речевой

активности.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только

овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов.

Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети

начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления

куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают

народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам

животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

Тук-тук-тук. Кто там?

- Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?

- А я киска мяу-мяу-мяу.

- Иди, киса, в теремок, иди, иди!

«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,

Красные надели чулочки – га-га-гаааа,

И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,

Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.

Напились воды десять братцев – га-га-гааа.

Начали в корыте купаться – га-га-гааа.

Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.

Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь

детей

живостью,

образностью,

краткостью

и

меткостью

выражений,

способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям

потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок,

выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и

нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано

возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и

считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас,

развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и

заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы

приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно

обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы,

представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя

опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и

пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои

чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение

творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и

сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками,

необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности

усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с

пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их

смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению

различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов

по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно

использовать такие формы работы, как:

Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».

Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а

дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а

другой ее заканчивает.

Нарисуй пословицу (домашнее задание).

Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и

называет пословицу. Все запоминают. Затем я показываю рисунки, а дети

стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется

копилка рисованных детьми пословиц. Предложила детям сделать альбом из

рисунков и записать туда уже известные им пословицы и поговорки. В

настоящее время мы совместно работаем над созданием этого альбомом.

Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и

поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их

применять в подходящей речевой ситуации.

Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к

школе группы:

• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко.

Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»

• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил

лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда

папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

• Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду

водить поезда как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.

Еще

одним

интересным

жанром

фольклора

являются

загадки.

Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное

влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет

многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения

слов, а также формируют представление о том, что такое переносное

значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут

усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание

загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает

сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение

лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки

явления или предмета.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте

является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно

координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.

Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности,

совершенствуют

их

дикцию.

Одним

из

таких

упражнений

является

использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной,

фонетической чистой речи.

Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или

несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они

лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети

учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной

фонетики.

Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не

бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной

литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные

сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка,

показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными

выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не

проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая

необычайная

простота,

яркость,

образность,

особенность

повторно

воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать

сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности

сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа,

определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного

слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок

практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его

лексикой.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его

речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает

детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения,

метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

Произведения устного народного творчества — это богатство и

украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в

уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество

заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей

неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать

практически все задачи методики развития речи и наряду с основными

методами и приемами речевого развития.



В раздел образования