Автор: Мысниченко Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №40
Населённый пункт: Краснодарский край Анапский район станица Анапская
Наименование материала: статья
Тема: "Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
Фольклор - это коллективное художественное творчество народа.
Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт,
коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим
поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и
эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных
песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю
жизнь:
уроки
нравственности,
трудолюбия,
доброты,
дружбы,
взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные
песенки, пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно
малые формы, влияют на развитие речи детей:
обогащая словарь,
развивая артикуляционный аппарат,
фонематический слух,
давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует
ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках
предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с
самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка,
развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и
т. д., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество
незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные
двустишия («Ой, лю – ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает: с
незапамятных
времен
в
доме,
где
рождался
ребенок,
под
потолок
подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее,
порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:
Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
Ай, люли, ай люли,
Прилетели журавли,
Сказку Маше принесли.
Они сели на ворота.
А ворота скрип-скрип.
Вы, ворота, не скрепите,
Нашу Машу не будите.
(Из русской народной поэзии)
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе
неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз,
предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях
устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных
сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.Сначала
ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и
интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен.
Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей
и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в
развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему
способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник
детства».Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества,
заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей
дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет
того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде
всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим
внешним
видом,
например,
"заинька".
Грамматическое
разнообразие
колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая
детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так
как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота.
При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же
положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым
образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная
песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе
большие возможности в формировании особой интонационной организации
речи ребенка.- напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный
темп,- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни
жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к
новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с
другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью
рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком,
вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому
человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют
вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в
адаптационный период различные потешки, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности
для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства
побуждать
к
познавательной
деятельности
и
речевой
активности.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только
овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов.
Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети
начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления
куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают
народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам
животных и очень конкретно описываются их повадки, например:
Тук-тук-тук. Кто там?
- Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?
- А я киска мяу-мяу-мяу.
- Иди, киса, в теремок, иди, иди!
«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,
Красные надели чулочки – га-га-гаааа,
И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,
Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.
Напились воды десять братцев – га-га-гааа.
Начали в корыте купаться – га-га-гааа.
Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.
Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь
детей
живостью,
образностью,
краткостью
и
меткостью
выражений,
способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям
потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок,
выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и
нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано
возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и
считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас,
развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и
заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы
приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно
обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы,
представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя
опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и
пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои
чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение
творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и
сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками,
необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности
усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с
пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их
смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению
различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов
по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно
использовать такие формы работы, как:
Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».
Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а
дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а
другой ее заканчивает.
Нарисуй пословицу (домашнее задание).
Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и
называет пословицу. Все запоминают. Затем я показываю рисунки, а дети
стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется
копилка рисованных детьми пословиц. Предложила детям сделать альбом из
рисунков и записать туда уже известные им пословицы и поговорки. В
настоящее время мы совместно работаем над созданием этого альбомом.
Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и
поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их
применять в подходящей речевой ситуации.
Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к
школе группы:
• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко.
Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»
• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил
лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда
папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
• Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду
водить поезда как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.
Еще
одним
интересным
жанром
фольклора
являются
загадки.
Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное
влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет
многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения
слов, а также формируют представление о том, что такое переносное
значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут
усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание
загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает
сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение
лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки
явления или предмета.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте
является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно
координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.
Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности,
совершенствуют
их
дикцию.
Одним
из
таких
упражнений
является
использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной,
фонетической чистой речи.
Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или
несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они
лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети
учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной
фонетики.
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не
бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной
литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные
сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка,
показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными
выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не
проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая
необычайная
простота,
яркость,
образность,
особенность
повторно
воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать
сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности
сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа,
определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного
слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок
практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его
лексикой.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его
речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает
детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения,
метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности
Произведения устного народного творчества — это богатство и
украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в
уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество
заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей
неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать
практически все задачи методики развития речи и наряду с основными
методами и приемами речевого развития.