Напоминание

"Своя игра (Внеклассное мероприятие по литературе)"


Автор: Хуснетдинова Месиря Сеитзяновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Полевобикшикская СОШ"
Населённый пункт: Батыревского района Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Своя игра (Внеклассное мероприятие по литературе)"
Раздел: среднее образование





Назад




Цели мероприятия:

1.

Формирование познавательной активности учащихся.

2.

Развитие навыков устной связной речи.

3.

Формирование соревновательного духа.

4.

Воспитание уважения к учителю, повышение престижа учителя.

Оборудование: мультимедийный проектор, аудиозапись песни «Наши учителя», шары для

оформления зала, плакат с надписью: «Наши учителя! Вам от души спасибо! Вечно будет

земля вашим трудом красива».

Ход мероприятия.

1. Звучит песня «Наши учителя» (слова М. Садовского, музыка Р. Бойко).

2. Вступительное слово учителя:

-Ребята, сегодня у нас необыкновенное мероприятие. Это и праздник, и соревнование. По

прозвучавшей песне, по содержанию плаката вы, наверно, поняли тему нашего

мероприятия. Да, наше мероприятие мы посвятим учителям. Ведь учителя есть не только

у вас, они были и у нас, и мы с теплотой вспоминаем своих учителей. Нет на свете

человека, у которого не было бы в жизни учителя, наставника. Были они и у писателей, и у

поэтов. Поэтому не удивительно, что героям их произведений становились и учителя.

Некоторые из этих произведений мы с вами читали на уроках, а с некоторыми вы

знакомились самостоятельно к урокам внеклассного чтения. Сегодня посмотрим, как

внимательно читали эти произведения наши интеллектуалы. В игре будут участвовать

ученики VIII – IX классов – победители школьного тура олимпиады по литературе.

Напоминаю правила игры.

Игра состоит из трех раундов. В каждом раунде - по три темы, каждая тема состоит из

трех вопросов. Вопросы оцениваются баллами. Чем сложнее вопрос, тем выше баллы.

Выиграет тот, кто по результатам трех раундов наберет больше количество баллов.

Отвечает на вопрос ученик, первым поднявший руку. Если он отвечает верно, дальше

выбирает вопрос, а если нет, то игра переходит к следующему участнику. Для игры нам

нужно выбрать счетную комиссию и помощников.

3. Ход игры.

Первый раунд. Слайд №4.

Авторы

5

10

15

Произведения

5

10

15

Герои

5

10

15

Вопрос к первому раунду.

Авторы. (Угадать авторов произведений.)

5 баллов (далее-б) Это автор множества произведений: «Васюткино озеро», «Конь с

розовой гривой» и др. (Астафьев)

10б. Отец этого автора - железнодорожник, он сам учился в железнодорожном техникуме,

какое – то время работал на железной дороге, поэтому героями некоторых его

произведений являются люди, чьи судьбы так или иначе связаны с железной дорогой.

(Платонов)

15б. Этот автор родился в Сибири. Свой рассказ об учителе он посвятил Анастасии

Прокопьевне Копыловой. (Распутин)

Произведения. (Угадать произведение.)

5б. Это произведение об учителе, который, стараясь помочь ученику, лишился работы.

(«Уроки французского»)

10б. Это произведение повествует о событиях, происходивших в глуши, в забросанном

песками селе Астраханской губернии. («Песчаная учительница»)

15б. Это произведение о мальчике, который не попал в кадр из-за болезни. (« Фотография,

на которой меня нет»)

Герои. (Угадать героев произведений.)

5б. Героиня произведения – молодая девушка. Она приехала в село учительствовать и

провела там преобразования, тем самым облегчила жизнь жителей села. (Мария

Нарышкина)

10б. Эта героиня не знала, что в послевоенные годы в деревнях не было гематогена и

макарон. (Лидия Михайловна)

15б. Герой произведения – молодой учитель, который удивил своих учеников тем, что,

впервые увидев змею, встал на защиту детей. (Без имени)

Второй раунд. Слайд №5.

Композиция

произведения

5

10

15

Слова, слова…

5

10

15

Ономастика

произведений

5

10

15

Вопросы ко второму раунду.

Композиция произведения. (Угадать, к какой части произведения относится отрывок.)

5б. «Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского

учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового

броситься вперед, и оборонять своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить

людскую жизнь…» (Развязка)

10б. « На третий год жизни Марии Никифоровны в селе, когда стоял август, когда вся

степь выгорела и зазеленели только сосновые и шлюговые посадки, случилась беда…»

(Кульминация)

15б. «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою

вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что стало с нами

после…» (Экспозиция)

Слова, слова… (Отгадать по лексическим значениям слова, взятые из произведений об

учителях)

5б. Чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждения. (Самолюбие)

10б. Небрежно относящийся к своим обязанностям, небрежный. (Нерадивый)

15б. Общий вид местности. ( Ландшафт)

Ономастика произведений. (Собственные имена в произведениях.)

5б. Фотограф был помещен у десятника сплавконторы. Он был однофамильцем великого

русского писателя XIX в. (Чехов)

10б. Как называлась деревня, где работала Мария Нарышкина, героиня рассказа

Платонова «Песчаная учительница»? (Хошутово)

15б. Куда уехала Лидия Михайловна, героиня рассказа Распутина «Уроки французского»?

(Кубань)

Третий раунд. Слайд №6.

Кто кому

говорит?

5

10

15

Другие герои

5

10

15

Разное

5

10

15

Вопросы к третьему раунду.

Кто кому говорит? (Наказать, из какого произведения отрывок.)

5б. «Поеду к себе на Кубань, а ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не

тронет. Тут виновата я. Учись» (Лидия Михайловна – мальчику, герою рассказа «Уроки

французского»)

10б. «Травы мало, людей и скота много: нечего делать, барышня. Если в Хошутова будет

больше людей, чем кочевников, они нас прогонят в степь на смерть, и это будет так же

справедливо, как сейчас…» (Вождь кочевников – Марии Нарышкиной, героине рассказа

«Песчаная учительница»)

15б. «Нет. Там, где я рос, никаких гадов не водился. Там нет таких гор и тайги нет…»

(Учитель – своим ученикам в рассказе «Фотография, на которой меня нет»)

Другие герои. (Угадать героя.)

5б. Кто «сдал» мальчика (героя рассказа «Уроки французского») учителю, после того как

его избили? (Одноклассник Тишкин)

10б. Кто лечил заболевшего мальчика? (героя рассказа «Фотография, на которой меня

нет») (Бабушка)

15б. Кто отвез Марию Нарышкину в Астрахань на педагогические курсы? (Отец)

Разное.

5б. Как Мария Нарышкина превращала пустыню в «живую землю»? (Сажала растения)

10б. «Раньше я видел их только на картинках, но догадался, что это они», - пишет

Распутин о содержимом посылки, которую прислала Лидия Михайловна после отъезда.

Что было в посылке? (Яблоки)

15б. Какие два качества объединяют учителей, героев данных произведений? (Доброта и

целеустремленность)

4. Заключительная часть мероприятия ( в то время, пока счетная комиссия подводит

итоги).

Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение А. Дементьева «Не

смейте забывать учителей…»

Вопрос к болельщикам:

- Какие еще произведения об учителях знаете? (А. Платонов. «Еще мама», Ю. Нагибин.

«Зимний дуб», Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» и другие. )

5. Итоги игры, награждения.



В раздел образования