Напоминание

Самобытность отечественных и зарубежных традиций вокально-хорового исполнительства


Автор: Лилия Мидхатовна Шириева
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №7
Населённый пункт: м/о ленинский район город Видное
Наименование материала: статья
Тема: Самобытность отечественных и зарубежных традиций вокально-хорового исполнительства
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Самобытность отечественных и зарубежных традиций

вокально-хорового исполнительства»

Шириева Лилия Мидхатовна.

Музыкальный руководитель.

Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю.

Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-

поэтическим образам, исполнялись хором. Хоровое искусство как одно из

важнейших составляющих музыкальной культуры является действенным

фактором развития созидательных и творческих возможностей человека,

выступают эффективным средством приобщения к богатейшему историко-

культурному

наследию

страны,

формируют

патриотизм,

духовно-

нравственные ориентиры и идеалы, чувство единства со своим народом,

гордость за державу, желание участвовать в ее экономическом социально--

политическом и культурном процветании.

До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России

развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной

записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой.

В древности, в средневековье смысл музыки видели в формировании у

народа соответствующего взгляда на мир. Хоровое пение являлось, прежде

всего, средством религиозного, нравственного воспитания. А таковым оно

могло быть лишь тогда, когда следовало в установленном для него

направлении, подчиняясь канонам церкви, поэтому культовое пение было

строго регламентировано. Эта регламентация, освященная богословскими

традициями, составляла сердцевину воспитательного воздействия музыки.

Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако

ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под

влиянием народной песни.

В отечественной истории хоровое искусство сыграло важную роль. В

профессиональной славянской музыкальной культуре оно было главным с

момента принятия христианства на Руси вплоть до XVIII века. Позже с

образованием

единого

централизованного

государства,

в

процессе

собирания удельных княжеств, Москва стала столицей, куда стекались и

где обобщались разнообразные местные традиции русских городов. В

эпоху

царствования

Ивана

Грозного

в

Москве

хоровое

пение

и

музыкальное образование приобрело черты государственной политики.

Созванный царем Иваном IV в1551 году Стоглавый собор обязал

духовенство во всех городах Московского государства создавать детские

школы для обучения основам певческого дела и грамоте, а также вводил во

всех

его

пределах

многоголосное

пение,

которое

в

то

время

культивировалось лишь в Пскове и Новгороде.

Русское

хоровое

исполнительство

исторически

развивалось

в

нескольких взаимосвязанных направлениях: крестьянское и городское

бытовое пение, профессиональное искусство – церковное и светское,

школьные и любительские хоры.

Большой вклад в становление и развитие любительского хорового

исполнительства России внесли традиции, заложенные, с одной стороны,

профессиональными коллективами – Придворной певческой капеллой

и Синодальным хором; а с другой – различными формами домашнего

ансамблевого музицирования, усадебными и университетскими хорами.

Появлению первых русских любительских хоров во второй половине

XIX

века

во

многом

способствовало

открытие

общедоступных

музыкально-просветительских

учебных

заведений

для

малоимущих:

музыкальных

школ,

народно-певческих

классов,

курсов

певческой

грамотности и др.

Возникают хоры в различных учебных учреждениях. К концу XIX века

количество частных хоров значительно возросло.

Наряду с этими хорами в России появляются народные профессиональные

хоры. Организатором и руководителем первого профессионального

народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович

Молчанов (1809-1881). Концертное хоровое исполнение народных песен

еще с конца XVIII века получило широкое распространение в цыганских

хорах. Исполнение лучших цыганских хоров отличалось высоким

художественным совершенством, большой выразительностью и

эмоциональностью. В репертуаре этих хоров, кроме подлинно русских

народных песен, были произведения А.В.Варламова, А.А.Алябьева,

А.Л.Гурилева, П.П.Булахова и других русских композиторов. Огромную

роль в развитии русской хоровой культуры сыграли композиторы конца

XVIII века Д.С.Бортнянский и М.С.Березовский. Их творчество было

насыщено «мирским» народнопесенным, эмоциональным началом.

Дальнейшее развитие культуры хорового исполнения связано с хоровым

творчеством русских композиторов XIX века (М.И. Глинка, Н.А. Римский-

Корсаков).

С именами многих русских музыкальных деятелей и хоровых

дирижеров связаны прогрессивные мероприятия в области хорового

образования

и

воспитания,

проведение

музыкально-просветительной

работы. Например, А.А. Архангельский один из первых ввел в 90-х годах

XIX века в церковные хоры женские голоса. В 1890 году И.А. Мельников,

известный оперный певец, и хормейстер Ф.Ф. Беккер организовали в

Петербурге бесплатные классы хорового пения.

Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства

государства (Петербургская капелла, хоры оперных театров), появляется

большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового

пения, меценатами из дворян и буржуазии. Возникают хоры в различных

учебных учреждениях.

Хоровая культура продолжала свое развитие в XX веке. Создавались

новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди

которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской

Армии им. А.В. Александрова, и народные профессиональные хоры, к

которым относились хор им. М.Е. Пятницкого, хор Северной песни,

Сибирский хор.

Важную роль в росте советской культуры играло хоровое творчество

советских

композиторов. Была

также

распространена

хоровая

самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным

коллективам.

Активно развивалась детская хоровая исполнительская культура.

В системе музыкально-эстетического воспитания детей хоровое пение с

его

многовековыми

традициями

занимает

значительное

место.

Наполненное глубоким духовным содержанием, способны воздействовать

на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй человека,

хоровое

пение

способствует

формированию

личностных

качеств,

развивает музыкальные способности и художественный вкус, обогащает

кругозор и повышает культурный уровень.

Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы

показывает,

что

хоровое

пение

оказывает

влияние

не

только

на

эмоционально-эстетический

строй

личности

ребенка,

но

и

на

его

умственное

развитие.

Воспитание

слуха

и

голоса

сказывается

на

формировании речи, а речь является материальной основой мышления.

Современное состояние хоровой культуры вселяет надежду на

возрождение традиций певческого искусства

в России. Эта надежда

воплощается

в

исполнительстве

талантливых

хоровых

дирижеров,

проявивших

себя

в

разных

аспектах

хоровой

деятельности

в

профессиональных

хорах,

в

учебных

хорах

музыкальных

учебных

заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых

студиях

и

школьных

хорах,

в

любительских

(самодеятельных)

коллективах и певческих праздниках.

Вокально-хоровое искусство обладает неоспоримым социально-

нравственным, культуросообразующим содержанием, необходимым для

формирования патриотических основ, ценностных мировоззренческих

ориентиров молодого поколения.



В раздел образования