Автор: Лилия Мидхатовна Шириева
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №7
Населённый пункт: м/о ленинский район город Видное
Наименование материала: статья
Тема: Самобытность отечественных и зарубежных традиций вокально-хорового исполнительства
Раздел: дошкольное образование
«Самобытность отечественных и зарубежных традиций
вокально-хорового исполнительства»
Шириева Лилия Мидхатовна.
Музыкальный руководитель.
Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю.
Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-
поэтическим образам, исполнялись хором. Хоровое искусство как одно из
важнейших составляющих музыкальной культуры является действенным
фактором развития созидательных и творческих возможностей человека,
выступают эффективным средством приобщения к богатейшему историко-
культурному
наследию
страны,
формируют
патриотизм,
духовно-
нравственные ориентиры и идеалы, чувство единства со своим народом,
гордость за державу, желание участвовать в ее экономическом социально--
политическом и культурном процветании.
До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России
развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной
записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой.
В древности, в средневековье смысл музыки видели в формировании у
народа соответствующего взгляда на мир. Хоровое пение являлось, прежде
всего, средством религиозного, нравственного воспитания. А таковым оно
могло быть лишь тогда, когда следовало в установленном для него
направлении, подчиняясь канонам церкви, поэтому культовое пение было
строго регламентировано. Эта регламентация, освященная богословскими
традициями, составляла сердцевину воспитательного воздействия музыки.
Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако
ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под
влиянием народной песни.
В отечественной истории хоровое искусство сыграло важную роль. В
профессиональной славянской музыкальной культуре оно было главным с
момента принятия христианства на Руси вплоть до XVIII века. Позже с
образованием
единого
централизованного
государства,
в
процессе
собирания удельных княжеств, Москва стала столицей, куда стекались и
где обобщались разнообразные местные традиции русских городов. В
эпоху
царствования
Ивана
Грозного
в
Москве
хоровое
пение
и
музыкальное образование приобрело черты государственной политики.
Созванный царем Иваном IV в1551 году Стоглавый собор обязал
духовенство во всех городах Московского государства создавать детские
школы для обучения основам певческого дела и грамоте, а также вводил во
всех
его
пределах
многоголосное
пение,
которое
в
то
время
культивировалось лишь в Пскове и Новгороде.
Русское
хоровое
исполнительство
исторически
развивалось
в
нескольких взаимосвязанных направлениях: крестьянское и городское
бытовое пение, профессиональное искусство – церковное и светское,
школьные и любительские хоры.
Большой вклад в становление и развитие любительского хорового
исполнительства России внесли традиции, заложенные, с одной стороны,
профессиональными коллективами – Придворной певческой капеллой
и Синодальным хором; а с другой – различными формами домашнего
ансамблевого музицирования, усадебными и университетскими хорами.
Появлению первых русских любительских хоров во второй половине
XIX
века
во
многом
способствовало
открытие
общедоступных
музыкально-просветительских
учебных
заведений
для
малоимущих:
музыкальных
школ,
народно-певческих
классов,
курсов
певческой
грамотности и др.
Возникают хоры в различных учебных учреждениях. К концу XIX века
количество частных хоров значительно возросло.
Наряду с этими хорами в России появляются народные профессиональные
хоры. Организатором и руководителем первого профессионального
народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович
Молчанов (1809-1881). Концертное хоровое исполнение народных песен
еще с конца XVIII века получило широкое распространение в цыганских
хорах. Исполнение лучших цыганских хоров отличалось высоким
художественным совершенством, большой выразительностью и
эмоциональностью. В репертуаре этих хоров, кроме подлинно русских
народных песен, были произведения А.В.Варламова, А.А.Алябьева,
А.Л.Гурилева, П.П.Булахова и других русских композиторов. Огромную
роль в развитии русской хоровой культуры сыграли композиторы конца
XVIII века Д.С.Бортнянский и М.С.Березовский. Их творчество было
насыщено «мирским» народнопесенным, эмоциональным началом.
Дальнейшее развитие культуры хорового исполнения связано с хоровым
творчеством русских композиторов XIX века (М.И. Глинка, Н.А. Римский-
Корсаков).
С именами многих русских музыкальных деятелей и хоровых
дирижеров связаны прогрессивные мероприятия в области хорового
образования
и
воспитания,
проведение
музыкально-просветительной
работы. Например, А.А. Архангельский один из первых ввел в 90-х годах
XIX века в церковные хоры женские голоса. В 1890 году И.А. Мельников,
известный оперный певец, и хормейстер Ф.Ф. Беккер организовали в
Петербурге бесплатные классы хорового пения.
Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства
государства (Петербургская капелла, хоры оперных театров), появляется
большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового
пения, меценатами из дворян и буржуазии. Возникают хоры в различных
учебных учреждениях.
Хоровая культура продолжала свое развитие в XX веке. Создавались
новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди
которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской
Армии им. А.В. Александрова, и народные профессиональные хоры, к
которым относились хор им. М.Е. Пятницкого, хор Северной песни,
Сибирский хор.
Важную роль в росте советской культуры играло хоровое творчество
советских
композиторов. Была
также
распространена
хоровая
самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным
коллективам.
Активно развивалась детская хоровая исполнительская культура.
В системе музыкально-эстетического воспитания детей хоровое пение с
его
многовековыми
традициями
занимает
значительное
место.
Наполненное глубоким духовным содержанием, способны воздействовать
на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй человека,
хоровое
пение
способствует
формированию
личностных
качеств,
развивает музыкальные способности и художественный вкус, обогащает
кругозор и повышает культурный уровень.
Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы
показывает,
что
хоровое
пение
оказывает
влияние
не
только
на
эмоционально-эстетический
строй
личности
ребенка,
но
и
на
его
умственное
развитие.
Воспитание
слуха
и
голоса
сказывается
на
формировании речи, а речь является материальной основой мышления.
Современное состояние хоровой культуры вселяет надежду на
возрождение традиций певческого искусства
в России. Эта надежда
воплощается
в
исполнительстве
талантливых
хоровых
дирижеров,
проявивших
себя
в
разных
аспектах
хоровой
деятельности
–
в
профессиональных
хорах,
в
учебных
хорах
музыкальных
учебных
заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых
студиях
и
школьных
хорах,
в
любительских
(самодеятельных)
коллективах и певческих праздниках.
Вокально-хоровое искусство обладает неоспоримым социально-
нравственным, культуросообразующим содержанием, необходимым для
формирования патриотических основ, ценностных мировоззренческих
ориентиров молодого поколения.