Автор: Масанова Галина Дмитриевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Научная статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Раздел: среднее образование
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ
Г.Д. Масанова
Аннотация: В статье рассматривается необходимость введения третьего
урока физической культуры в соответствии с приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889. Нами
были определены необходимые условия и особенности для проведения такого
рода урока. Организация и структура занятия также имеет характерные
особенности, что следует учитывать для успешной реализации учебного
процесса. Методика проведения урока предусматривает, то, что обучающиеся
всех групп здоровья должны принимать активное участие в процессе урока. В
результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что хорошо
продуманный и организованный урок будет залогом гармоничного развития
школьников, повышением у них интереса к физической культуре и спорту в
целом.
Ключевые слова:
третий час физической культуры, Министерство
образования, структура урока, группа здоровья, организация занятия, развитие,
программа, здоровый образ жизни
Заинтересованность в занятиях физической культурой это одно из
тяжелых проявлений процесса в мотивационной сфере обучающихся. Детей
необходимо заинтересовать, вовлечь в нужную необходимую деятельность. Во
многих случаях это является очень сложной задачей для педагога, но при этом
нужно помнить, что это решаемо. Для установления и поддержания интереса к
физической культуре необходимо планомерно и рационально предоставлять
для детей нужную тематическую информацию и оптимальную нагрузку как при
уроках,
направленных
на
обучение
нового
элемента,
так
и
при
непосредственном его совершенствовании. При проведении занятий два раза в
неделю снижается как интерес к уроку, так и достигнутый уровень физической
подготовленности на предыдущих занятиях. Для того чтобы не было такого
разрыва между занятиями и процесс адаптации у детей проходил более
рациональным необходимо ввести третий час урока в неделю.
В последнее время была замечена тенденция в значительном ухудшении
состояния
здоровья
и
физическом
развитии
учащихся
средней
общеобразовательной школы [1]. За последние годы более чем в два раза
возросло число детей с хроническими заболеваниями и увеличилось количество
обучающихся, находящихся в «группе риска». Причины этого могут быть
разнообразны, это и неправильный образ жизни, куда мы можем отнести
неправильное
питание,
злоупотребление
компьютером
и
телевизором,
нерациональный режим дня, пристрастие к алкоголю или вовсе наркотикам, что
в современной реалии встречается довольно часто, начиная со школьного
возраста; но может оказаться и так, что ребенок вовсе и невиноват в своем
заболевании, а здесь сыграл фактор наследственности, что послужило
приобретением какого-либо недуга; также в современной действительности
распространен фактор не профессиональности и халатного отношения врачей
по отношению к своим пациентам, не вовремя или не точно поставленный
диагноз может повести за собой трагичные последствия. Именно для того,
чтобы хоть как-то предотвратить последующее негативное развитие данной
проблемы, в недельную учебную нагрузку общеобразовательных учреждений
всех видов и типов необходимо ввести третий час физической культуры в
соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2010 г. № 889. Это будет хоть в какой-то мере
способствовать укреплению здоровья обучающихся.
Также введение третьего часа физической культуры в учебные годовые
планы необходимо для повышения роли физической культуры в воспитании
современных школьников, увеличения объема двигательной активности,
совершенствования
их
физических
качеств,
улучшения
физической
подготовленности, привития правил здорового образа жизни. Данное занятие
внедряется в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как
обязательная форма организации учебного процесса. Наполнение этого урока
определяет для себя каждое учреждение обособленно, опираясь при этом на
федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
и примерных основных образовательных программ. Учитель физической
культуры может вносить свои коррективы при организации и проведении
своего занятия, чтобы урок был более интересным и продуктивным. Здесь
креативное и нестандартное мышление будет играть только на руку каждому
педагогу.
При разработке методической карты урока на третий час физической
культуры следует учитывать[2]:
1.
Климатические и географические условия места проживания.
2.
Национальные ценности и нормы.
3.
Уровень здоровья обучающихся, показатели их физического развития и
физической подготовленности.
4.
Возрастные особенности в сфере физической культуры и спорта.
5.
Основные направления развития физической культуры: оздоровительное,
воспитательное, общеразвивающее, обучающее.
Характерной отличительной чертой урока является то, что каждый
обучающийся в независимости от уровня здоровья должен быть задействован в
процессе урока. Учитель должен заранее продумать план действий для детей с
отклонениями
в
здоровье,
подготовить
для
них
индивидуальный
образовательный маршрут, который будет осуществляться в течение учебного
года.
Данный
учебный
план
должен
быть
согласован
с
родителями
обучающегося и составляться совместно с медицинским работником. После
прохождения каждого этапа работы должна проводиться рефлексия и анализ
дальнейшей деятельности.
При
разработке
содержания
третьего
часа
учебного
предмета
«Физическая культура» необходимо разделение обучающихся в зависимости от
уровня здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную
медицинскую группу. Для детей, отнесенных по состоянию здоровья к
подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой,
важно знать специфику заболеваний и ставить в приоритет укрепление
состояния здоровья, чем совершенствование каких-либо технико-тактических
действий во время изучения предметного материала. Для обучающихся,
которые отнесены по состоянию своего здоровья к специальной медицинской
группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий
физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на
укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение
физической
подготовленности.
Учитель
должен
знать,
кто
из
его
воспитанников относится к той, либо иной группе здоровья, подходить
индивидуально к каждому ученику, ведь он в ответе за жизнь и здоровье детей.
Что бы это выяснить, если педагог только пришел в новое учебное заведение,
ему необходимо обратиться к медику и изучить медицинские карты каждого
ученика, проанализировать совместно с медиком каждого ребенка с каким-либо
отклонением. И уже опираясь на это составить план дальнейших действий.
Рекомендовано использовать спортивные площадки и залы учреждений
дополнительного образования детей спортивной направленности, а также
спортивных
объектов,
находящихся
в
муниципальной
и
региональной
собственности (письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-
1374/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г.). Каждый педагог в
праве
на
свое
усмотрение
продумать
предстающую
деятельность
и
заинтересовать в этом детей. Например, можно прийти с детьми в школу
гимнастики, где тренера проведут экскурсию и предоставят детям возможность
проявить себя на каком-либо снаряде. У детей смена вида и места деятельности
вызовет
живой
интерес
и
даже
ранее
отчужденные
ученики
могут
заинтересоваться и включиться в ход занятия.
Так же Министерством образования рекомендованы для использования в
образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному
предмету «Физическая культура» следующие программы:
«Программа «Физическая культура. Гимнастика» и методическое пособие
«Физическая
культура.
Гармоничное
развитие
детей
средствами
гимнастики» (автор – Винер И.А.);
«Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся
начальной школы на основе футбола» (автор – Грибачёва М.А.);
«Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов
общеобразовательных школ, отнесённых к специальной медицинской
группе (группа – А)» (автор – Коданёва Л.Н.).
На
каждом
уроке
физической
культуры
предусматриваются
теоретическая и практическая части с примерным временным соотношением
40:60. Поэтому в условиях, когда есть некие трудности для внедрения третьего
занятия по физкультуре в школьное расписание, можно было бы заменить его
«уроком здоровья». На данном уроке необходимо использовать инновационные
формы и методы обучения нового уровня с использованием интерактивных
досок, планшетов и другого оборудования. Данный подход позволит в
значительной мере решить проблему низкого уровня знания культуры здоровья
современного школьника [3].
Организация и структура соответствующих занятий должны быть
направлены на реализацию определенных задач, среди которых:
1. Вооружить учащихся знаниями о ЗОЖ в соответствии с их возрастно-
половыми особенностями и физическим состоянием.
2. Обучить детей выполнению жизненно важных и повседневных двигательных
действий.
3. Восполнить двигательный дефицит школьников.
Основными разделами могут быть следующие [4]:
1. Биосоциальная сущность человека.
2. Возрастные основы индивидуального развития.
3. Понятие о здоровье и образе жизни.
4. Как научиться учиться.
5. Двигательная активность.
6. Закаливание и профилактика простуд.
7. Психофизическое здоровье и его тренировка.
Место и роль каждого из данных аспектов определяются возрастными
психофизиологическими
особенностями
детей
и
изучаемыми
ими
дисциплинами. Для этого педагогу необходимо составлять тематические
планы, согласованные с программами по другим предметам. Естественно, что
на разных ступенях обучения роль, объем и место указанных разделов должны
различаться.
В младших классах основное внимание следует обратить на приобщение
детей к здоровой жизнедеятельности, организовать их в таком возрасте
достаточно сложно, поэтому основной формой активной деятельности здесь
будет выступать игра. В средних классах внимание стоит заострить на
формировании представления о гармонично развитой личности, этот возраст
очень нестабильный, здесь нужно быть в большей степени своеобразным
учителем-другом, который может дать нужный совет и прийти на помощь по
любому, но при этом разумному поводу. В старших же классах необходимо
направить
особое
внимание
на
воспитание
мотивации
к
здоровье-
формирующему поведению в повседневной жизни и с ориентацией на будущую
профессиональную деятельность.
И так, исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие
выводы. Третий час физической культуры просто необходим для всесторонне и
гармонично-развитой
личности,
воспитания
правильного
понимания
о
здоровом образе жизни. Данный урок дает возможность детям во время
учебного дня получить своеобразный отдых, переключиться с одного вида
деятельности на другой. Урок придаст заряд бодрости, что скажется на
положительном воздействии его умственных способностей. Для учителей
открываются большие перспективы в плане сохранения и укрепления здоровья
учащихся, к тому же существует множество современных способов, для
создания интересного, многоаспектного
урока. Грамотно продуманный,
правильно подготовленный, организованный и проведенный урок является
гордостью каждого учителя, залогом гармоничного развития школьников и
повышением у них интереса к физической культуре и спорту.
Список литературы
[1] Фетисов В. А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский
спорт:
проблемы
модернизации
//Физическая
культура:
воспитание,
образование, тренировка. 2003, № 1, с. 2 — 4.
[2] Лях В.И., Зданович А.А., Комплексная программа физического
воспитания учащихся 1 – 11 классов, 2007 г.Копылов Ю. А., Полянская Н. В.,
Римар Е. С. и др. Организация и проведение физкультурно-спортивных занятий
с детьми и подростками, входящими в «группы риска» /Под общ. ред. Ю. А.
[3] Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. –
СПб., 2004. – С. 315.Копылова: Пособие для организаторов профилактики
наркомании и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних. — М.:
Научно-внедренческий центр «Гражданин», 2005. — 464 с.
[4] Растворцева И.А. Воспитание культуры здоровья подростков в
процессе изучения биологии: Дисс. канд. пед. наук. – Липецк, 2006.
© Г.Д. Масанова, 2021