Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


Автор: Масанова Галина Дмитриевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Научная статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Раздел: среднее образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

Г.Д. Масанова

Аннотация: В статье рассматривается необходимость введения третьего

урока физической культуры в соответствии с приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889. Нами

были определены необходимые условия и особенности для проведения такого

рода урока. Организация и структура занятия также имеет характерные

особенности, что следует учитывать для успешной реализации учебного

процесса. Методика проведения урока предусматривает, то, что обучающиеся

всех групп здоровья должны принимать активное участие в процессе урока. В

результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что хорошо

продуманный и организованный урок будет залогом гармоничного развития

школьников, повышением у них интереса к физической культуре и спорту в

целом.

Ключевые слова:

третий час физической культуры, Министерство

образования, структура урока, группа здоровья, организация занятия, развитие,

программа, здоровый образ жизни

Заинтересованность в занятиях физической культурой это одно из

тяжелых проявлений процесса в мотивационной сфере обучающихся. Детей

необходимо заинтересовать, вовлечь в нужную необходимую деятельность. Во

многих случаях это является очень сложной задачей для педагога, но при этом

нужно помнить, что это решаемо. Для установления и поддержания интереса к

физической культуре необходимо планомерно и рационально предоставлять

для детей нужную тематическую информацию и оптимальную нагрузку как при

уроках,

направленных

на

обучение

нового

элемента,

так

и

при

непосредственном его совершенствовании. При проведении занятий два раза в

неделю снижается как интерес к уроку, так и достигнутый уровень физической

подготовленности на предыдущих занятиях. Для того чтобы не было такого

разрыва между занятиями и процесс адаптации у детей проходил более

рациональным необходимо ввести третий час урока в неделю.

В последнее время была замечена тенденция в значительном ухудшении

состояния

здоровья

и

физическом

развитии

учащихся

средней

общеобразовательной школы [1]. За последние годы более чем в два раза

возросло число детей с хроническими заболеваниями и увеличилось количество

обучающихся, находящихся в «группе риска». Причины этого могут быть

разнообразны, это и неправильный образ жизни, куда мы можем отнести

неправильное

питание,

злоупотребление

компьютером

и

телевизором,

нерациональный режим дня, пристрастие к алкоголю или вовсе наркотикам, что

в современной реалии встречается довольно часто, начиная со школьного

возраста; но может оказаться и так, что ребенок вовсе и невиноват в своем

заболевании, а здесь сыграл фактор наследственности, что послужило

приобретением какого-либо недуга; также в современной действительности

распространен фактор не профессиональности и халатного отношения врачей

по отношению к своим пациентам, не вовремя или не точно поставленный

диагноз может повести за собой трагичные последствия. Именно для того,

чтобы хоть как-то предотвратить последующее негативное развитие данной

проблемы, в недельную учебную нагрузку общеобразовательных учреждений

всех видов и типов необходимо ввести третий час физической культуры в

соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 30 августа 2010 г. № 889. Это будет хоть в какой-то мере

способствовать укреплению здоровья обучающихся.

Также введение третьего часа физической культуры в учебные годовые

планы необходимо для повышения роли физической культуры в воспитании

современных школьников, увеличения объема двигательной активности,

совершенствования

их

физических

качеств,

улучшения

физической

подготовленности, привития правил здорового образа жизни. Данное занятие

внедряется в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как

обязательная форма организации учебного процесса. Наполнение этого урока

определяет для себя каждое учреждение обособленно, опираясь при этом на

федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

и примерных основных образовательных программ. Учитель физической

культуры может вносить свои коррективы при организации и проведении

своего занятия, чтобы урок был более интересным и продуктивным. Здесь

креативное и нестандартное мышление будет играть только на руку каждому

педагогу.

При разработке методической карты урока на третий час физической

культуры следует учитывать[2]:

1.

Климатические и географические условия места проживания.

2.

Национальные ценности и нормы.

3.

Уровень здоровья обучающихся, показатели их физического развития и

физической подготовленности.

4.

Возрастные особенности в сфере физической культуры и спорта.

5.

Основные направления развития физической культуры: оздоровительное,

воспитательное, общеразвивающее, обучающее.

Характерной отличительной чертой урока является то, что каждый

обучающийся в независимости от уровня здоровья должен быть задействован в

процессе урока. Учитель должен заранее продумать план действий для детей с

отклонениями

в

здоровье,

подготовить

для

них

индивидуальный

образовательный маршрут, который будет осуществляться в течение учебного

года.

Данный

учебный

план

должен

быть

согласован

с

родителями

обучающегося и составляться совместно с медицинским работником. После

прохождения каждого этапа работы должна проводиться рефлексия и анализ

дальнейшей деятельности.

При

разработке

содержания

третьего

часа

учебного

предмета

«Физическая культура» необходимо разделение обучающихся в зависимости от

уровня здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную

медицинскую группу. Для детей, отнесенных по состоянию здоровья к

подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой,

важно знать специфику заболеваний и ставить в приоритет укрепление

состояния здоровья, чем совершенствование каких-либо технико-тактических

действий во время изучения предметного материала. Для обучающихся,

которые отнесены по состоянию своего здоровья к специальной медицинской

группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий

физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на

укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение

физической

подготовленности.

Учитель

должен

знать,

кто

из

его

воспитанников относится к той, либо иной группе здоровья, подходить

индивидуально к каждому ученику, ведь он в ответе за жизнь и здоровье детей.

Что бы это выяснить, если педагог только пришел в новое учебное заведение,

ему необходимо обратиться к медику и изучить медицинские карты каждого

ученика, проанализировать совместно с медиком каждого ребенка с каким-либо

отклонением. И уже опираясь на это составить план дальнейших действий.

Рекомендовано использовать спортивные площадки и залы учреждений

дополнительного образования детей спортивной направленности, а также

спортивных

объектов,

находящихся

в

муниципальной

и

региональной

собственности (письмо Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-

1374/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г.). Каждый педагог в

праве

на

свое

усмотрение

продумать

предстающую

деятельность

и

заинтересовать в этом детей. Например, можно прийти с детьми в школу

гимнастики, где тренера проведут экскурсию и предоставят детям возможность

проявить себя на каком-либо снаряде. У детей смена вида и места деятельности

вызовет

живой

интерес

и

даже

ранее

отчужденные

ученики

могут

заинтересоваться и включиться в ход занятия.

Так же Министерством образования рекомендованы для использования в

образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному

предмету «Физическая культура» следующие программы:

«Программа «Физическая культура. Гимнастика» и методическое пособие

«Физическая

культура.

Гармоничное

развитие

детей

средствами

гимнастики» (автор – Винер И.А.);

«Программа интегративного курса физического воспитания для учащихся

начальной школы на основе футбола» (автор – Грибачёва М.А.);

«Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов

общеобразовательных школ, отнесённых к специальной медицинской

группе (группа – А)» (автор – Коданёва Л.Н.).

На

каждом

уроке

физической

культуры

предусматриваются

теоретическая и практическая части с примерным временным соотношением

40:60. Поэтому в условиях, когда есть некие трудности для внедрения третьего

занятия по физкультуре в школьное расписание, можно было бы заменить его

«уроком здоровья». На данном уроке необходимо использовать инновационные

формы и методы обучения нового уровня с использованием интерактивных

досок, планшетов и другого оборудования. Данный подход позволит в

значительной мере решить проблему низкого уровня знания культуры здоровья

современного школьника [3].

Организация и структура соответствующих занятий должны быть

направлены на реализацию определенных задач, среди которых:

1. Вооружить учащихся знаниями о ЗОЖ в соответствии с их возрастно-

половыми особенностями и физическим состоянием.

2. Обучить детей выполнению жизненно важных и повседневных двигательных

действий.

3. Восполнить двигательный дефицит школьников.

Основными разделами могут быть следующие [4]:

1. Биосоциальная сущность человека.

2. Возрастные основы индивидуального развития.

3. Понятие о здоровье и образе жизни.

4. Как научиться учиться.

5. Двигательная активность.

6. Закаливание и профилактика простуд.

7. Психофизическое здоровье и его тренировка.

Место и роль каждого из данных аспектов определяются возрастными

психофизиологическими

особенностями

детей

и

изучаемыми

ими

дисциплинами. Для этого педагогу необходимо составлять тематические

планы, согласованные с программами по другим предметам. Естественно, что

на разных ступенях обучения роль, объем и место указанных разделов должны

различаться.

В младших классах основное внимание следует обратить на приобщение

детей к здоровой жизнедеятельности, организовать их в таком возрасте

достаточно сложно, поэтому основной формой активной деятельности здесь

будет выступать игра. В средних классах внимание стоит заострить на

формировании представления о гармонично развитой личности, этот возраст

очень нестабильный, здесь нужно быть в большей степени своеобразным

учителем-другом, который может дать нужный совет и прийти на помощь по

любому, но при этом разумному поводу. В старших же классах необходимо

направить

особое

внимание

на

воспитание

мотивации

к

здоровье-

формирующему поведению в повседневной жизни и с ориентацией на будущую

профессиональную деятельность.

И так, исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие

выводы. Третий час физической культуры просто необходим для всесторонне и

гармонично-развитой

личности,

воспитания

правильного

понимания

о

здоровом образе жизни. Данный урок дает возможность детям во время

учебного дня получить своеобразный отдых, переключиться с одного вида

деятельности на другой. Урок придаст заряд бодрости, что скажется на

положительном воздействии его умственных способностей. Для учителей

открываются большие перспективы в плане сохранения и укрепления здоровья

учащихся, к тому же существует множество современных способов, для

создания интересного, многоаспектного

урока. Грамотно продуманный,

правильно подготовленный, организованный и проведенный урок является

гордостью каждого учителя, залогом гармоничного развития школьников и

повышением у них интереса к физической культуре и спорту.

Список литературы

[1] Фетисов В. А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский

спорт:

проблемы

модернизации

//Физическая

культура:

воспитание,

образование, тренировка. 2003, № 1, с. 2 — 4.

[2] Лях В.И., Зданович А.А., Комплексная программа физического

воспитания учащихся 1 – 11 классов, 2007 г.Копылов Ю. А., Полянская Н. В.,

Римар Е. С. и др. Организация и проведение физкультурно-спортивных занятий

с детьми и подростками, входящими в «группы риска» /Под общ. ред. Ю. А.

[3] Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. –

СПб., 2004. – С. 315.Копылова: Пособие для организаторов профилактики

наркомании и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних. — М.:

Научно-внедренческий центр «Гражданин», 2005. — 464 с.

[4] Растворцева И.А. Воспитание культуры здоровья подростков в

процессе изучения биологии: Дисс. канд. пед. наук. – Липецк, 2006.

© Г.Д. Масанова, 2021



В раздел образования