Напоминание

«Русская народная культура как средство развития музыкальных способностей дошкольников»


Автор: Юсупова Маулида Каюмовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Светлячок
Населённый пункт: ЯНАО Губкинский
Наименование материала: "Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников "
Тема: «Русская народная культура как средство развития музыкальных способностей дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Русская народная культура как средство развития

музыкальных способностей дошкольников»

Составила:

музыкальный руководитель МБДОУ«Светлячок»

Юсупова Маулида Каюмовна

С введением Федерального государственного образовательного стандарта

происходят изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном

воспитании.

Музыкальное

воспитание

«представлено

в

образовательной

области

«Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным

искусством. В этом есть большой плюс, для нас важно научить ребенка общаться с

произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную

сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства

похожи.

Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать

средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать

тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию,

живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с

ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность

ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения».

Большая роль в этом направлении, отводится народным музыкальным

произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с

обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе,

жизнелюбием и чувством юмора.

С фольклором, дети знакомятся в практике ДОУ на музыкальных занятиях, на

занятиях фольклорного кружка и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и

при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит

им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги –

словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.

Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор,

обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной

и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир

традиционной русской культуры.

Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура

народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться

с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. Приобщая детей к истокам русской

народной культуры, мы делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального

художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по

праву гордится наш народ.

Но назначение любого вида искусства - это отражение действительности в

художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них,

декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого

специалиста и воспитателя.

Каждое музыкально - художественное впечатление, каждый музыкально -

художественный образ, должны помимо своего эстетического назначения служить делу

ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное

воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается, как процесс передачи

ему

общественно-исторического

опыта

музыкальной

деятельности

с

целью

его

подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы

музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность.

Педагог дошкольного музыкального образования призван опираться на

индивидуальные особенности ребенка, руководствоваться своеобычными темпами его

развития, выделив при этом русские народные традиции в качестве основного критерия

качества дошкольного музыкального образования.

Педагогам важно не только обучаться современным технологиям, но и развертывать

способность к самооценке и анализу результатов педагогической деятельности, повышать

общий культурный уровень и стремление к постоянному совершенствованию в области

приобщения детей к традициям русского народа

.

Период дошкольного детства, является наиболее сенситивным к восприятию русского

народного искусства, его использованию в музыкальном развитии детей. В этом развитии

дошкольнику помогают окружающие его взрослые люди: педагоги и родители.

Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивается многими

факторами, среди которых наиболее важными являются: -

понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского

народного искусства как фактору его целостного, гармонического развития его

социальной адаптации;

- желание педагога помочь дошкольнику войти в мир русского народного искусства,

ощутить свою полноценность, свое «Я», познать свой мир, занять достойное место среди

окружающих его людей;

-

создание

художественной,

коррекционно-развивающей

среды,

обеспечивающей

познавательную,

эмоционально-коммуникативную,

личностно-деятельную

направленность формирования художественной и музыкальной культуры ребенка;

- овладения практическими умениями в музыкальной деятельности, связанной с

различными видами русского народного искусства, а также формирование оценочного

отношения к музыкальным произведениям русского народного творчества;

- активизация любых творческих проявлений ребенка в разных видах музыкальной и

самостоятельной деятельности в детском саду (как в сотворчестве с педагогом, так и со

сверстниками).

Воспитывая у детей любовь к произведениям народного творчества, мы слушаем

народную музыку, сказки.

В нашем детском саду «Светлячок» есть видео- и фонотека с записями народной музыки

и сказок в исполнении выдающихся мастеров-исполнителей, народные шумовые

музыкальные инструменты,в этом году приобрели тамбурины, наборы деревянных ложек,

двойные с колокольчиком, веерные.

Детей знакомлю со звучанием оркестра, раскрываю такие понятия, как: «народная

музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».

Старшие

дошкольники

знакомятся

на

моем

занятии

с

выдающимися

русскими

композиторами: М.И.Глинкой, П.И.Чайковским, Н.А.Римским-Корсаковым, которые

использовали народные мелодии в своем творчестве.

С детьми раннего возраста поем коротенькие байки (колыбельные), потешки,

прибаутки, плясовые мелодии со словами. Малыши правильно реагируют на веселую

музыку, начинают прихлопывать, притопывать; на колыбельную музыку – затихают,

покачиваются в такт музыки.

Многие народные песни использую в качестве распевок. Русскую народную музыку

использую на музыкальных занятиях при выполнении движений. В это время, у

дошкольников развиваются творческие навыки, ритмическое и тембровое восприятие

музыки, координационная точность, эмоциональная отзывчивость.

Очень любят дети игры с пением, которые способствуют раскрытию игрового

образа. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая

образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у застенчивых и молчаливых

ребят.

Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, детям очень

нравятся и они с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай», «Кошки-

мышки» и др. В народных играх, плясках, хороводах дети характеризуют какой-то

персонаж (медведя – в игре «У медведя во бору», кота – в игре «Кот Васька» и т.д.),

изображали картинки жизни

(в хороводе «На горе-то калина» гуляли, ломали калину, рвали ветки, вязали их в пучки и

складывали около дорожки).

В последнее время некоторые праздники, в силу известных обстоятельств, утратили

свое значение. Но праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир

становится серым и неинтересным. Поэтому на смену старым, политизированным

праздникам приходят исконно русские народные.

Русскую народную музыку и сказки использую на праздниках и развлечениях. Через

театр игрушек показываю для ребят сказки с музыкальным сопровождением: «Курочка

Ряба», «Колобок», «Маша и медведь».

Крайне важно взаимодействие с семьей на основе опыта «народной педагогики».

Только в тесном сотрудничестве с родителями, мы можем решить задачи воспитания и

развития ребенка.

Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей

обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:

- создание и развитие семейных традиций;

- наличие в семье системы правил, норм поведения, общения, деятельности;

- постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям;

- владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики:

фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить

праздники и игры дома;

-постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм,

праздникам и т.д.

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Эта мысль,

высказанная педагогом К.Д.Ушинским более ста лет назад, приобретает особое звучание в

наши дни. «Ратуя за принцип народности в воспитании, К.Д.Ушинский выступал против

слепого копирования зарубежного опыта, отмечая недопустимость заимствования

воспитательных идеалов Запада, с тем, чтобы под их влиянием преобразовывать

национальную школу». Что, к сожалению, сравнительно недавно (90-е годы 20 века),

практиковалось в современной педагогике сплошь и рядом. И в большей степени это

коснулось музыкального воспитания и в частности дошкольников. Поэтому «в системе

эстетического и музыкального воспитания дошкольников немаловажная роль должна

отводиться традиционной народной музыке, исполнительству на русских народных

инструментах и в частности на деревянных ложках». Исполнительство на ложках

рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных

задатков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств.

Именно ложка, как самый доступный инструмент, даёт возможность ребёнку, даже не

владея элементарными знаниями музыкальной грамоты, в полной мере выразить свой

эмоциональный настрой, проявить себя в исполнительском творчестве и импровизации.

Однако, в методике, разработанной Д.А.Рытовым, обучение игре на деревянных ложках

рассчитано на возраст от 4 до 7 лет. Это средний, старший и подготовительный возраст

дошкольников. А что же младший возраст? Возраст, в проживании которого ребёнок

осваивает первые навыки восприятия музыки. Пусть ещё не осознанно, но происходит

процесс не только накопления слушательского опыта, но и процесс взаимодействия с

взрослым на основе этого опыта. Это позволяет, используя доступные для восприятия

детей произведения русского фольклора, достичь значительных результатов в развитии

навыков приобщения детей к истокам русской народной культуры и заложить

определённый «фундамент» для работы со средним и старшим возрастом. Вследствие

чего, происходит плавный и естественный переход в следующую фазу развития и, что

самое важное, русские народные песни, мелодии постепенно и не навязчиво становятся

неотъемлемой

частью

жизнедеятельности

ребёнка,

формируется

естественная

потребность в слушании и исполнительстве русских народных мелодий, песен, танцев. В

создавшихся условиях возникла необходимость обобщения практического опыта для

«включения» детей в процесс освоения русского народного фольклора с элементарным

музицированием на ложках с младшего дошкольного возраста .Исследования показали,

что у детей в возрасте от 2 до 4 лет происходит начало формирования связной речи,

объектом познания становятся окружающие предметы, в способах познания появляется

экспериментирование, развиваются партнёрские отношения с взрослыми. На этом

возрастном этапе намечается некоторая специфика восприятия ребенком разных видов

музыкальной

деятельности,

развиваются

музыкально-слуховые

и

музыкально-

двигательные представления. У детей повышается чувствительность, возможность более

точного различения свойств, предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Этот

период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход

от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-

образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется

желание заниматься музыкой, активно действовать. Они владеют многими движениями,

которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть, большинство

детей

находятся

на

первом

этапе

инструментальной

импровизации,

пытаясь

самостоятельно придумать несложный ритмический рисунок. Всё это предопределило

возможность уже на этом этапе развития начать знакомить детей с русской деревянной

ложкой. С этой целью мною была разработана программа «Обучаем, играя». Программа

рассчитана на два года.

На первом этапе, в процессе знакомства с ложками, дети получают элементарные знания о

ложках, познают, как образуется звук (от удара частей друг о друга), учатся определять

свойства звука, приобретают элементарные навыки игры на двух ложках. Осуществляется

накопление начального музыкального опыта, приобщение к русскому народному

фольклору, знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения во время игры на

деревянных ложках.

На втором этапе занятия построены с участием в образовательном процессе родителей.

Задания усложняются. Помимо потешек, дети аккомпанируют на ложках в песенках,

участвуют в театрализации и озвучивании русских народных сказок. Особый интерес у

детей вызывают сказки-шумелки. Обучение проходит вне занятий. Особенностями

программы является подача обучающего материала в игровой форме, доступность даже

для самой маленькой возрастной категории Занятие проводится 1 раз в неделю,

продолжительность – 10-20 минут. Время занятия может варьироваться в связи с учетом

физического и эмоционального состояния малышей. Каждое занятие обязательно

начинается с ритуала приветствия с пропеванием и ритмическим отстукиванием имени

каждого ребенка (а впоследствии и его мамы или папы) и заканчивается ритуалом

прощания. В занятия включены следующие виды музыкальной деятельности: восприятие

музыки, подпевание и пение, музыкально-ритмические движения, пальчиковые и

коммуникативные игры, элементарное музицирование, театрализованная деятельность,

звукоподражательные игры (сказки – шумелки).

В программе мною были определены следующие задачи:

Приобщать детей к истокам русского народного творчества.

Формировать навыки игры на двух деревянных ложках.

Развивать речедвигательную сферу детей.

Развивать чувство ритма, координацию движений, умение сочетать ритм с текстом и

музыкой.

Познакомить детей с музыкальными инструментами (румба, трещотка, бубен,

колокольцы, барабан, музыкальный треугольник).

Способствовать формированию творческого контакта между детьми, детьми и

взрослым.

Чтобы решить задачи, определённые программой, необходимо было создать условия

социально-организованной среды:

Набор деревянных ложек, необходимых для занятий.

Уголок для театрализованной деятельности с куклами, изготовленными на основе

деревянных ложек.

Подборка музыкального репертуара.

Музыкально-дидактические игры на развитие ритмического слуха.

Подборка стихов и потешек.

Подборка сказок – шумелок.

Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников.

Комплект игрушек (озвученных и не озвученных).

Набор музыкальных инструментов

(румбы, трещотки, бубны, колокольцы, барабаны, музыкальные треугольники).

Музыкальные сказки для занятий, в повседневной жизни детского сада и в семье.

Знакомство с ложками происходит постепенно, усложняя задание от занятия к занятию.

Сначала предлагаю детям рассмотреть деревянную ложку без рисунка , подержать её в

руках, определить материал из чего сделана ложка (Экспериментирование)

При личном контакте ребёнка с ложкой, у него возникает интерес, ребёнок узнаёт, что

ложками можно не только кушать, но и играть с ними. А ещё узнают, что ложки могут

«петь» (с их помощью можно извлекать звуки). И что эти звуки могут быть громкими и

тихими. Ребёнок получает слуховой опыт в различении динамики. Давая малышу в руки

инструмент, учу его играть что-нибудь конкретное: капает дождик, тикают часы, птички

клюют зернышки, скачет Зайка, топает Медведь. Дети передают в игре на ложках

ритмические изменения – так у детей развивается чувство ритма. Так как в основе

методики обучения в данном возрасте лежит подражание действиям, начинаю работать с

детьми над точностью выполнения движений. Обращаю внимание малышей на то, что

начинать игру на ложках надо только тогда, когда звучит музыка, заостряю внимание на

смене частей музыкального произведения сменой способов звукоизвлечения (тихо –

громко, быстро – медленно), выразительно отмечая контрастность в их исполнении. У

детей формируется умение различать двухчастную форму. Например, дидактическая игра

«Пальчики и ручки» – тихое и громкое звучание (тихо – постукивают ручками ложек,

громко – «щечками»).

Умение играть на ложках – это начальная ступень к освоению более сложных

музыкальных инструментов. Совместная музыкально – творческая деятельность детей и

родителей способствует в игровой форме развивать музыкальность детей, творческие

проявления, способность к эмоциональному самовыражению. Чтобы творческий процесс

был непрерывным, и чтобы полученные умения и навыки не только закреплялись, но и

получали своё развитие, а у детей не угасал интерес к народной музыке и желание играть

на ложках, творческий процесс обязательно закрепляется во время домашнего

музицирования.

В результате планомерной и последовательной работы по программе «Обучаем, играя»,

были достигнуты следующие результаты:

Дети овладели необходимыми умениями и навыками для игры на двух деревянных

ложках;

научились определять средства выразительности (темп, динамику, форму).

У детей

развились способности к эмоциональному восприятию русской народной музыки,

коллективному творчеству (детей, детей и взрослых);

сформировались элементарные навыки игры в ансамбле.

Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и русской народной музыке, и для

дальнейшего обучения детей игре на деревянных ложках в старшем возрасте, мною был

создан кружок ложкарей «Веснушки».

Обучение проходит по учебно – методическому пособию « Русская ложка » Д.А.Рытова.

Работа кружка строится по трём основным направлениям:

Работа с детьми;

Сотрудни чество с педагогами и коллегами;

Взаимодействие с родителями

Выводы:

В ходе исследования я пришла к выводу, что учитывая особенности физического,

психического, личностного развития детей, вполне целесообразно начинать их

приобщение к русской народной культуре посредством игре на деревянных ложках с

младшего возраста (от 2 до 4 лет). Я полагаю, что обучение игре на деревянных ложках,

их активное включение в музыкальное воспитание детей оказывают реальную помощь

в деле сохранения культурных традиций, позволяют лучше узнать и понять духовные

истоки своего народа. А совместное обучение с родителями даёт удивительную

возможность развития семейных традиций , музицирования на ложках и других русских

народных инструментах.

Из всего выше сказанного, следует сделать вывод, что обучение игре на музыкальных

инструментах ,в частности на ложках, русская народная музыка, песни и устное народное

творчество, систематически используется в музыкальном воспитании дошкольников, тем

самым развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать

характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того

или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра, пробуждают

чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине.

Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И

благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями

своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети

по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору,

художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных

достижений народа.



В раздел образования