Напоминание

"Методические рекомендации по развитию музыкальной памяти"


Автор: Шипилова Елена Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ Серпуховского района"
Населённый пункт: Серпухов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по развитию музыкальной памяти"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Шипилова Елена Александровна

,

Преподаватель по классу фортепиано

МБОУ ДО «ДШИ» Серпуховского района Московской области

«Методические рекомендации по развитию музыкальной памяти»

Упражнения и приемы для учащихся с 1 по7 классы в ДШИ и ДМШ

«Лучший способ запоминать - это запоминать».

И.Гофман

Известно, что эффективность обучения музыке во многом зависит от

способностей, которыми наделен ученик от природы. Важную роль в

совокупности всех способностей играет музыкальная память. С одной

стороны, музыкальная память уже досконально изучена и можно смело

использовать в работе с учениками различные советы и способы

авторитетных педагогов и психологов. С другой стороны, учитывая

реалии времени, эта проблема остается не решенной. Современные дети

очень загружены в общеобразовательной школе. Сочинения, доклады,

рефераты, презентации - все чаще такая работа становится домашним

заданием наших учеников. Как правило, кроме музыки, большинство из

них посещают различные кружки или дополнительные занятия. Все это

требует сил и времени, так, что на музыку его остается немного. А если

ребенок пропустил несколько уроков по болезни и музыкальные

способности у него средние, то очень непросто подготовить ученика к

академическому зачету. В данной ситуации все чаще приходится

прибегать к произвольному запоминанию, то есть организованному

заучиванию наизусть. Так же становится очевидной необходимость в

активном развитии памяти учащихся.

История развития музыкальной памяти всегда была тесно связана с

музыкальной педагогикой и исполнительством. В конце XIX века

педагоги не поощряли игру наизусть, это считалось ненужным, так как на

публичных выступлениях исполнение на память было не обязательным.

Позднее, во времена Ф.Листа (70-80 годах XIX века) исполнение наизусть

стало более популярным, а уже в 90-х годах XX века, игра на память стала

обязательной нормой. Интерес к музыкальной памяти, безусловно, был

связан с успехами в экспериментальной психологии. Так немецкий

психолог Г.Эбингауз впервые предложил экспериментальные методы

изучения процессов, связанных с запоминанием материала и разработал

методы количественного изучения памяти: моторной, слуховой,

зрительной и интеллектуальной. Позже появляются новые исследования в

области психологии. Это исследования П.П.Блонского, Л.В.Занкова, А.Н.

Леонтьева и других отечественных психологов. Успехи в психологической

науке дают толчок развитию музыкальной педагогики. Известный

исполнитель и педагог Г.Г.Нейгауз отмечал эмоциональную основу

восприятия, в то же время подчеркивая важность тщательного анализа при

заучивании наизусть. Другой не менее известный педагог А.Б.

Гондельвейзер писал о том, что музыканту необходимо знать и понимать

то, что он исполняет, знать буквально место и звучание каждой ноты, то

есть играть - осознавая, осмысливая. Интересны работы и зарубежных

авторов, которые продолжают развивать проблемы музыкальной памяти.

Так английская исследовательница Л.Маккиннон в своей книге «Игра

наизусть» (1967г.) говорит о памяти как о единстве уха, глаза,

прикосновения и движения. К.Сишор в «Психологии музыки» (1938г.)

формулирует принципы успешного запоминания. В 40-е годы, Б.М.Теплов

в своем труде «Психология музыкальных способностей рассматривает

взаимосвязь слуховых представлений со зрительными, а также различные

виды движений, играющие большую роль при запоминании. В

исследованиях А.А.Смирнова и П.И. Зинченко изучается произвольное и

непроизвольное запоминание. Авторы подчеркивают, что эффективность

запоминания зависит от способов, с помощью которых оно происходит.

A./I. Островский в «Методике теории музыки и сольфеджио» (1970г.)

определяет принцип работы музыкальной памяти: внимательное

вслушивание - осмысление - активное запоминание - практика активного

припоминания. В своей диссертации «Осмысленное запоминание как

условие успешного освоения музыкального произведения в процессе

обучения на фортепиано» (1974г.) В.И. Муцмахер делает акцент на

формировании и развитии логической памяти, выделяет логические

приемы, сравнивает продуктивность произвольного и непроизвольного

запоминания в условиях различных способов работы. В 90-е годы

появляется учебное пособие для студентов и преподавателей

«Музыкальная психология» В.В. Петрушина, где отдается предпочтение

осмысленной работе и рекомендуется использовать методику И.Гофмана

при заучивании музыкальных произведений.

Последние исследования педагогов-психологов указывают на то, что

важным фактором эффективности запоминания является осмысленность,

поэтому особое внимание в работе с детьми необходимо уделять, прежде

всего, развитию логической памяти, использованию анализа. Такой подход

поможет не только прочному выучиванию нотного текста, но и

всестороннему пониманию исполняемой музыки. В связи с этим

целесообразно нацеливать ученика на запоминание с самого начала разбора

произведения. Полезно применять на уроках приемы осмысленного

запоминания и активно развивать память учащихся. Психолог П.И.Зинченко

считает, что «общим и необходимым условием повышения продуктивности

памяти является формирование процессов понимания как специально

направленных действий». В связи с этим у учащихся нужно развивать такое

мышление, которое предполагает анализ произведения, его содержания и

формы. Это мышление основывается на интеллектуально-интуитивном

восприятии музыки. Необходимо оптимизировать процесс обучения -

«перестраивать» классную и домашнюю работу учеников, обучая их

способам логического направления: смысловой разбивке, выявлению

опорных пунктов, сопоставлению.

Методический материал.

Упражнения и приемы развития музыкальной памяти.

Музыкальная память - это целый комплекс различных видов памяти, который заложен в человеке генетически от

природы. Но память не непроизвольна, она поддается развитию, и при вдумчивом и систематическом подходе,

можно получить желаемый результат. На основе экспериментов, проведенных А.А.Смирновым, следует, что чем

больше разнообразных действий мы предпримем с изучаемым материалом, тем больше у нас шансов его запомнить.

В основу наших развивающих упражнений положена методика действия, то есть активной музыкальной

деятельности ученика в процессе запоминания музыкального материала.

Предлагаемые задания составлены на основе коррекционных упражнений для концентрации внимания и развития

логического мышления. Педагог может сам варьировать задания, исходя из индивидуальных задач, стоящих перед

ним и учеником.

Упражнения для развития зрительной памяти:

Музыкальная память во многом зависит от внимания и сосредоточенности. Чем лучше развиты эти качества, тем

выше продуктивность музыкальной памяти.

1 .Упражнение «Найди повторение»

Необходимо подготовить дидактический материал: карточки с «нотными цепочками», в которых содержатся

повторения нот. Ученику предлагается найти одинаковые ноты и обвести их в кружок. Задание можно усложнить,

если в карточке повторить не одну, а две нотки. В этом случае, ученик должен будет одну нотку обвести в кружок, а

вторую подчеркнуть.

Такие задания можно использовать на уроках с учениками подготовительного, первого и второго классов.

Цель: научиться концентрировать свое внимание на нотном тексте, быстро находить идентичные элементы,

закрепить знания расположения нот на нотоносце.

2.

Упражнение - игра «Корректор».

Перед выполнением упражнения нужно рассказать ученику о том, кто такой корректор и в чем заключается его

работа. Задача ученика - быть предельно внимательным, не пропустить ни одной «ошибки» и в предлагаемом тексте

найти и зачеркнуть:

-

все нотки «си» первой октавы

-

все нотки «ля» малой октавы

-

все бемоли у нот «ре» и «соль»

-

все «фа диезы»

Такие задания подойдут для учащихся подготовительного и первого класса. Цель: концентрация внимания, умение

быстро находить идентичное.

3.

Упражнение «Ритмический попугайчик»

Дидактический материал: карточки с различными ритмическими рисунками, в которых содержатся повторения. Как

и в предыдущем задании, ученику предлагается выявить и отметить одинаковые ритмические рисунки -

«попугайчики».

Такие задания можно использовать на уроках в подготовительном и младших классах, постепенно усложняя

предлагаемый материал.

Цель: концентрация внимания, умение видеть идентичное, закрепление

длительностей.

4.

Упражнение «Мелодический попугайчик»

Дидактический материал: карточки с музыкальными фразами, в которых

повторяются одинаковые мелодические обороты - «попугайчики». Можно подобрать материал из учебников по

сольфеджио или хрестоматий для фортепиано.

Задание нужно использовать на уроках с учениками младших и средних классов, постепенно усложняя

предлагаемый материал.

Цель: концентрация внимания, умение выявить идентичные мотивы.

5.

Упражнение - игра «Фотография»

Дидактический материал: карточки с различными нотами, длительностями, нотными знаками.

Перед началом игры нужно объяснить ученику, что для успешного выполнения задания, ему нужно сосредоточиться

и как - будто «сфотографировать» предлагаемый материал, не пропустив ни одной детали.

Несколько карточек выкладывается перед учеником, он смотрит на них (примерно 10 секунд), потом карточки

убираются, ученик рассказывает: какую информацию он увидел и запомнил. Можно использовать 2-3 попытки.

Такое задание подойдет для учеников подготовительного и младших классов.

(Голещихина М.А.)

Для детей среднего возраста задание можно усложнить, используя карточки с музыкальными отрывками или нотный

текст из хрестоматии на два класса ниже класса, в котором обучается ребенок.

Цель: развивать наблюдательность, внимание, смотреть с установкой на

запоминание, закреплять пройденный теоретический материал.

6.

Прием «Упражнение»

Ученику предлагается переписывать «трудное» место в нотную тетрадь до тех пор, пока он его не запомнит. Выучив

его наизусть таким образом, нужно опять приступать к заучиванию на инструменте.

Упражнения для развития слуховой памяти:

Существует мнение, что приоритет в процессах музыкальной памяти принадлежит слуховому компоненту. Это

значит, что внутренне - слуховые представления являются основой для запоминания музыкального материала.

Предлагаемые нами задания активизируют формирование этих способностей.

1. Упражнение «Диалог»

В этом упражнении используются произведения, изучаемые в данный момент. Ученику предлагается сыграть

мотив из разучиваемой пьесы одной рукой. Учитель повторяет этот мотив, прибавляя к нему одну, две или

несколько нот. Ученик должен повторить то, что сыграл учитель. Далее учитель играет тот же отрывок,

прибавляя к нему еще 2-3 нотки. Ученик должен повторить сыгранное учителем и т.д. В ходе такого диалога

можно отработать «трудный» фрагмент или выучить наизусть нужную часть музыкального материала.

Задача усложняется, когда учитель и ученик повторяют отрывки не одной, а двумя руками.

Упражнение можно использовать на занятиях с учениками с 1по 7 класс.

Цель: учиться осуществлять слуховой контроль, с его помощью запоминать музыкальный материал, быть

внимательным.

2.

Упражнение «Эстафета»

Упражнение построено, как и предыдущее, на изучаемом музыкальном материале. Учитель и ученик играют по

очереди: 1 фразу - ученик, 2 - учитель, 3 фразу - ученик, 4 - учитель и т.д.

Упражнение можно использовать с учениками с 1 по 7 класс.

Цель: осуществление слухового контроля, развитие внимания, слуховой памяти.

3.

Творческое задание «Композитор»

Дидактический материал: карточки с нотами, длительностями, знаками.

Ученику предлагается из данного информационного набора придумать мелодию и записать ее в нотную тетрадь.

Далее следует сыграть ее на фортепиано, сделать анализ, что-то подкорректировать или исправить.

Задание можно выполнять с учащимися, начиная со 2 класса.

Цель: развитие слухового восприятия и памяти, активизация логического мышления, формирование творческих

навыков.

Упражнения для развития логической памяти:

Развитие логической памяти невозможно без развития логического мышления. Чтобы активизировать мыслительную

деятельность ученика, заставить совершать его любого рода мыслительные операции, на занятиях по фортепиано

необходимо использовать упражнения, с помощью которых создавать ситуации для логической деятельности.

1.

Прием «Собери целое»

Необходимо заранее подготовить дидактический материал: откопировать изучаемый нотный текст и разрезать его

на фразы и мотивы.

Ученику предлагается собрать мелодию, аккомпанемент или весь раздел

пьесы в единое целое.

Задание можно выполнять с учащимися с 1 по 7 класс.

Цель: активизация зрительной и слуховой памяти, умение синтезировать.

2.

Упражнение «Ключевой мотив»

Материалом может служить любой нотный текст, подобранный педагогом в соответствии с возрастом,

способностями и индивидуальными особенностями ученика. Рекомендуется использовать этюды на различные виды

техники или пьесы с ясно выраженными идентичными мотивами.

Ученику предлагается найти «ключевой» мотив.

Рекомендуется к выполнению учащимися со 2 по 7 класс.

Цель: учиться анализировать: выделять главное, находить похожее и различное.

3.

Творческое задание «Пропущенная нота»

Дидактический материал: карточки, на которых записаны мелодии с пропущенными нотами.

-

в конце музыкального предложения

-

в начале музыкального предложения

-

в середине музыкального предложения

Ученику предлагается мысленно представить написанную мелодию и вставить пропущенные ноты в текст. После

выполнения задания - сыграть ее на фортепиано, проанализировать. Если учащийся испытывает

затруднения, то можно воспользоваться инструментом.

Упражнение подойдет для учащихся со 2 по 7 класс.

Цель: развитие внутреннего слуха и памяти, анализ нотного текста, формирование творческих навыков.

4.

Творческое задание «Поставь точку»

Дидактический материал: карточки, в которых мелодии заканчиваются не на тонике или имеют незавершенное

окончание.

Ученику предлагается придумать окончание мелодии. Желательно выполнять задание не используя инструмент.

Потом сыграть получившуюся мелодию и сделать анализ.

Задание подойдет для учащихся с 1 по 7 класс.

Цель: развитие слуховых представлений, логического мышления, творческих навыков, умения анализировать.

5.

Прием «Смысловой группировки и смыслового соотнесения»

(Муцмахер В.И.)

Учитель и ученик производят тщательный анализ пьесы:

-

выделение смысловых единиц - разделов и ее структурных компонентов (период, фраза, предложение, мотив)

-

выделение в каждой структуре значимого элемента, делая его опорным пунктом, ориентиром

-

смысловое сопоставление выделенных ориентиров, их взаимодействия и взаимозависимости

После всестороннего осмысления структуры текста, ученик сможет

быстрее и легче запомнить его наизусть.

Такой способ заучивания произведений можно использовать с учащимися со 2 по 7 класс.

Цель: понимание заучиваемой информации, нахождение в ней определенной последовательности и логики, умение

анализировать.

6.

Прием составления схемы произведения.

Опираясь на анализ изучаемого произведения составить схему (план), например буквенный: A-Al B-C-Cl А-А1. Далее

продолжать заучивание на фортепиано.

Для учащихся младших классов более понятной будет «цветная» схема. Для этого изучаемую пьесу нужно

откопировать и поработать с ней: раскрасить выделенные структурные компоненты цветными карандашами.

Повторяющиеся структурные фрагменты раскрашиваются одним цветом. Такую работу желательно проводить,

анализируя и заучивая сначала отдельные фрагменты и разделы пьесы. К целостному исполнению всего

произведения следует переходить постепенно.

Цель: уметь находить идентичные и различные элементы музыкальной ткани, уметь сопоставить их между собой.

7.

Прием «Рассказ»

Ученику предлагается как можно точнее рассказать об изучаемом произведении. Например: «Начинается пьеса с

короткого вступления в левой руке, которое построено на чередовании функций Тоники и Доминанты. Далее

вступает правая рука, она играет веселую мелодию, начинающуюся с 1 ступени тональности До-мажор и

постепенно спускающуюся к 1 ступени на октаву вниз...»

Этот прием нужно использовать начиная со 2- 3 классов, так как он требует определенного багажа теоретических

знаний.

Цель: тщательный анализ музыкального текста, осмысление исполняемого, закрепление пройденного материала,

умение пользоваться

теоретическими терминами.

Упражнения для развития образной, ассоциативной памяти:

Определенная часть содержания нашей памяти представляет собой сложную сеть ассоциаций, которые могут

связывать между собой впечатления и идеи, образы и действия, мысли и поступки, мотивы и понятия. Каждая

ассоциация - своего рода «крючок», за который цепляется конкретный факт или образ. С его помощью он и

поднимается на поверхность сознания.

Ассоциативный компонент необходим для плодотворной работы музыкальной памяти. Ассоциативные связи имеют

большое значение для запоминания. Они являются способом семантизации - наделения смыслом музыкальных

звучаний, вовлекают в работу памяти воображение и образное мышление.

1. Прием «Синквейн»

Это метод активного запоминания с использованием рефлексии. Ученику предлагается ответить на следующие

вопросы:

1.

Название пьесы

2.

Музыка какая?

3.

Что делает?

4.

Отношение ученика (одно или несколько слов)

5.

Вывод.

Например:

1.

«Болезнь куклы»

2.

Грустная, печальная, медленная.

3.

Плачет, вздыхает, всхлипывает.

4.

Ленивые пальцы, скучно.

5.

«Жалко, бедная кукла!»

В итоге получается своеобразная формула, которая отражает: настроение, характер пьесы, необходимое

звукоизвлечение и темп.

Прием можно применять с учащимися начиная с подготовительного класса.

Цель: запоминание нотного текста с помощью ассоциаций, осмысление музыкального образа, формирование

своего отношения к данной музыке, постепенная психологическая подготовка к концертному выступлению.

2.

Метод «пластического интонирования».

Пластическое интонирование - выражение музыки в жесте. Ученик должен «нарисовать рукой» движение музыки -

взять в свою руку звук и вести его, следуя за движением главной мысли произведения. По-другому этот способ

можно назвать «слушание рукой». Такой метод полезно применять на уроках по «Слушанию музыки» или на уроках

«Музыки» в образовательной школе.

Однако им можно воспользоваться и на занятиях по фортепиано, в частности при заучивании нотного текста. Этот

способ подойдет при работе над «трудными» местами, когда мелодия интенсивно развивается и нужно запомнить

каждый ее поворот. Жесты могут быть различными, главное, чтобы стало ясным графическое изображение

заучиваемого материала.

Этот прием можно применять с учащимися со 2-го класса.

Цель: усвоить графический рисунок мелодии, точнее понять ее развитие и содержание.

3.

Метод «декламации»

Этот метод сформирован преподавателем Перфильевой И.Д. В музыкальных произведениях процесс запоминания

ведется по фразам и предложениям, так же запоминаются и стихи. Стихи располагают к определенности,

четкости, объединению текста. Подборки стихов для начального обучения на фортепиано содержатся в сборниках

А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой», А. Хересно «Музыкальные картинки» и других.

Для улучшения запоминания, полезно подбирать наиболее подходящие слова к мелодии. Способ заключается в

пропевании мелодии с подтекстовкой.

Прием целесообразно использовать с учащимися начиная с подготовительного класса.

Цель: использование поэтического ритма в формировании новых ассоциативных связей, повышения скорости и

качества запоминания, улучшение фразировки, устранение ритмических неточностей.

Список используемой литературы:

1.

Б.М.Теплов «Психология музыкальных способностей» - М: Наука 2003

2.

Л.Маккинон «Игра наизусть» - Л: Музыка 1967

3.

В.И.Муцмахер «Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано» - М: Музыка

1984 -185с.

4.

И. Гофман «Фортепианная игра. Вопросы и ответы.» М: «Искусство» 1954

5.

А.Л.Островский «Методика теории музыки и сольфеджио» - Л: Музыка 1970



В раздел образования