Автор: Шипилова Елена Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ Серпуховского района"
Населённый пункт: Серпухов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации по развитию музыкальной памяти"
Раздел: дополнительное образование
Шипилова Елена Александровна
,
Преподаватель по классу фортепиано
МБОУ ДО «ДШИ» Серпуховского района Московской области
«Методические рекомендации по развитию музыкальной памяти»
Упражнения и приемы для учащихся с 1 по7 классы в ДШИ и ДМШ
«Лучший способ запоминать - это запоминать».
И.Гофман
Известно, что эффективность обучения музыке во многом зависит от
способностей, которыми наделен ученик от природы. Важную роль в
совокупности всех способностей играет музыкальная память. С одной
стороны, музыкальная память уже досконально изучена и можно смело
использовать в работе с учениками различные советы и способы
авторитетных педагогов и психологов. С другой стороны, учитывая
реалии времени, эта проблема остается не решенной. Современные дети
очень загружены в общеобразовательной школе. Сочинения, доклады,
рефераты, презентации - все чаще такая работа становится домашним
заданием наших учеников. Как правило, кроме музыки, большинство из
них посещают различные кружки или дополнительные занятия. Все это
требует сил и времени, так, что на музыку его остается немного. А если
ребенок пропустил несколько уроков по болезни и музыкальные
способности у него средние, то очень непросто подготовить ученика к
академическому зачету. В данной ситуации все чаще приходится
прибегать к произвольному запоминанию, то есть организованному
заучиванию наизусть. Так же становится очевидной необходимость в
активном развитии памяти учащихся.
История развития музыкальной памяти всегда была тесно связана с
музыкальной педагогикой и исполнительством. В конце XIX века
педагоги не поощряли игру наизусть, это считалось ненужным, так как на
публичных выступлениях исполнение на память было не обязательным.
Позднее, во времена Ф.Листа (70-80 годах XIX века) исполнение наизусть
стало более популярным, а уже в 90-х годах XX века, игра на память стала
обязательной нормой. Интерес к музыкальной памяти, безусловно, был
связан с успехами в экспериментальной психологии. Так немецкий
психолог Г.Эбингауз впервые предложил экспериментальные методы
изучения процессов, связанных с запоминанием материала и разработал
методы количественного изучения памяти: моторной, слуховой,
зрительной и интеллектуальной. Позже появляются новые исследования в
области психологии. Это исследования П.П.Блонского, Л.В.Занкова, А.Н.
Леонтьева и других отечественных психологов. Успехи в психологической
науке дают толчок развитию музыкальной педагогики. Известный
исполнитель и педагог Г.Г.Нейгауз отмечал эмоциональную основу
восприятия, в то же время подчеркивая важность тщательного анализа при
заучивании наизусть. Другой не менее известный педагог А.Б.
Гондельвейзер писал о том, что музыканту необходимо знать и понимать
то, что он исполняет, знать буквально место и звучание каждой ноты, то
есть играть - осознавая, осмысливая. Интересны работы и зарубежных
авторов, которые продолжают развивать проблемы музыкальной памяти.
Так английская исследовательница Л.Маккиннон в своей книге «Игра
наизусть» (1967г.) говорит о памяти как о единстве уха, глаза,
прикосновения и движения. К.Сишор в «Психологии музыки» (1938г.)
формулирует принципы успешного запоминания. В 40-е годы, Б.М.Теплов
в своем труде «Психология музыкальных способностей рассматривает
взаимосвязь слуховых представлений со зрительными, а также различные
виды движений, играющие большую роль при запоминании. В
исследованиях А.А.Смирнова и П.И. Зинченко изучается произвольное и
непроизвольное запоминание. Авторы подчеркивают, что эффективность
запоминания зависит от способов, с помощью которых оно происходит.
A./I. Островский в «Методике теории музыки и сольфеджио» (1970г.)
определяет принцип работы музыкальной памяти: внимательное
вслушивание - осмысление - активное запоминание - практика активного
припоминания. В своей диссертации «Осмысленное запоминание как
условие успешного освоения музыкального произведения в процессе
обучения на фортепиано» (1974г.) В.И. Муцмахер делает акцент на
формировании и развитии логической памяти, выделяет логические
приемы, сравнивает продуктивность произвольного и непроизвольного
запоминания в условиях различных способов работы. В 90-е годы
появляется учебное пособие для студентов и преподавателей
«Музыкальная психология» В.В. Петрушина, где отдается предпочтение
осмысленной работе и рекомендуется использовать методику И.Гофмана
при заучивании музыкальных произведений.
Последние исследования педагогов-психологов указывают на то, что
важным фактором эффективности запоминания является осмысленность,
поэтому особое внимание в работе с детьми необходимо уделять, прежде
всего, развитию логической памяти, использованию анализа. Такой подход
поможет не только прочному выучиванию нотного текста, но и
всестороннему пониманию исполняемой музыки. В связи с этим
целесообразно нацеливать ученика на запоминание с самого начала разбора
произведения. Полезно применять на уроках приемы осмысленного
запоминания и активно развивать память учащихся. Психолог П.И.Зинченко
считает, что «общим и необходимым условием повышения продуктивности
памяти является формирование процессов понимания как специально
направленных действий». В связи с этим у учащихся нужно развивать такое
мышление, которое предполагает анализ произведения, его содержания и
формы. Это мышление основывается на интеллектуально-интуитивном
восприятии музыки. Необходимо оптимизировать процесс обучения -
«перестраивать» классную и домашнюю работу учеников, обучая их
способам логического направления: смысловой разбивке, выявлению
опорных пунктов, сопоставлению.
Методический материал.
Упражнения и приемы развития музыкальной памяти.
Музыкальная память - это целый комплекс различных видов памяти, который заложен в человеке генетически от
природы. Но память не непроизвольна, она поддается развитию, и при вдумчивом и систематическом подходе,
можно получить желаемый результат. На основе экспериментов, проведенных А.А.Смирновым, следует, что чем
больше разнообразных действий мы предпримем с изучаемым материалом, тем больше у нас шансов его запомнить.
В основу наших развивающих упражнений положена методика действия, то есть активной музыкальной
деятельности ученика в процессе запоминания музыкального материала.
Предлагаемые задания составлены на основе коррекционных упражнений для концентрации внимания и развития
логического мышления. Педагог может сам варьировать задания, исходя из индивидуальных задач, стоящих перед
ним и учеником.
Упражнения для развития зрительной памяти:
Музыкальная память во многом зависит от внимания и сосредоточенности. Чем лучше развиты эти качества, тем
выше продуктивность музыкальной памяти.
1 .Упражнение «Найди повторение»
Необходимо подготовить дидактический материал: карточки с «нотными цепочками», в которых содержатся
повторения нот. Ученику предлагается найти одинаковые ноты и обвести их в кружок. Задание можно усложнить,
если в карточке повторить не одну, а две нотки. В этом случае, ученик должен будет одну нотку обвести в кружок, а
вторую подчеркнуть.
Такие задания можно использовать на уроках с учениками подготовительного, первого и второго классов.
Цель: научиться концентрировать свое внимание на нотном тексте, быстро находить идентичные элементы,
закрепить знания расположения нот на нотоносце.
2.
Упражнение - игра «Корректор».
Перед выполнением упражнения нужно рассказать ученику о том, кто такой корректор и в чем заключается его
работа. Задача ученика - быть предельно внимательным, не пропустить ни одной «ошибки» и в предлагаемом тексте
найти и зачеркнуть:
-
все нотки «си» первой октавы
-
все нотки «ля» малой октавы
-
все бемоли у нот «ре» и «соль»
-
все «фа диезы»
Такие задания подойдут для учащихся подготовительного и первого класса. Цель: концентрация внимания, умение
быстро находить идентичное.
3.
Упражнение «Ритмический попугайчик»
Дидактический материал: карточки с различными ритмическими рисунками, в которых содержатся повторения. Как
и в предыдущем задании, ученику предлагается выявить и отметить одинаковые ритмические рисунки -
«попугайчики».
Такие задания можно использовать на уроках в подготовительном и младших классах, постепенно усложняя
предлагаемый материал.
Цель: концентрация внимания, умение видеть идентичное, закрепление
длительностей.
4.
Упражнение «Мелодический попугайчик»
Дидактический материал: карточки с музыкальными фразами, в которых
повторяются одинаковые мелодические обороты - «попугайчики». Можно подобрать материал из учебников по
сольфеджио или хрестоматий для фортепиано.
Задание нужно использовать на уроках с учениками младших и средних классов, постепенно усложняя
предлагаемый материал.
Цель: концентрация внимания, умение выявить идентичные мотивы.
5.
Упражнение - игра «Фотография»
Дидактический материал: карточки с различными нотами, длительностями, нотными знаками.
Перед началом игры нужно объяснить ученику, что для успешного выполнения задания, ему нужно сосредоточиться
и как - будто «сфотографировать» предлагаемый материал, не пропустив ни одной детали.
Несколько карточек выкладывается перед учеником, он смотрит на них (примерно 10 секунд), потом карточки
убираются, ученик рассказывает: какую информацию он увидел и запомнил. Можно использовать 2-3 попытки.
Такое задание подойдет для учеников подготовительного и младших классов.
(Голещихина М.А.)
Для детей среднего возраста задание можно усложнить, используя карточки с музыкальными отрывками или нотный
текст из хрестоматии на два класса ниже класса, в котором обучается ребенок.
Цель: развивать наблюдательность, внимание, смотреть с установкой на
запоминание, закреплять пройденный теоретический материал.
6.
Прием «Упражнение»
Ученику предлагается переписывать «трудное» место в нотную тетрадь до тех пор, пока он его не запомнит. Выучив
его наизусть таким образом, нужно опять приступать к заучиванию на инструменте.
Упражнения для развития слуховой памяти:
Существует мнение, что приоритет в процессах музыкальной памяти принадлежит слуховому компоненту. Это
значит, что внутренне - слуховые представления являются основой для запоминания музыкального материала.
Предлагаемые нами задания активизируют формирование этих способностей.
1. Упражнение «Диалог»
В этом упражнении используются произведения, изучаемые в данный момент. Ученику предлагается сыграть
мотив из разучиваемой пьесы одной рукой. Учитель повторяет этот мотив, прибавляя к нему одну, две или
несколько нот. Ученик должен повторить то, что сыграл учитель. Далее учитель играет тот же отрывок,
прибавляя к нему еще 2-3 нотки. Ученик должен повторить сыгранное учителем и т.д. В ходе такого диалога
можно отработать «трудный» фрагмент или выучить наизусть нужную часть музыкального материала.
Задача усложняется, когда учитель и ученик повторяют отрывки не одной, а двумя руками.
Упражнение можно использовать на занятиях с учениками с 1по 7 класс.
Цель: учиться осуществлять слуховой контроль, с его помощью запоминать музыкальный материал, быть
внимательным.
2.
Упражнение «Эстафета»
Упражнение построено, как и предыдущее, на изучаемом музыкальном материале. Учитель и ученик играют по
очереди: 1 фразу - ученик, 2 - учитель, 3 фразу - ученик, 4 - учитель и т.д.
Упражнение можно использовать с учениками с 1 по 7 класс.
Цель: осуществление слухового контроля, развитие внимания, слуховой памяти.
3.
Творческое задание «Композитор»
Дидактический материал: карточки с нотами, длительностями, знаками.
Ученику предлагается из данного информационного набора придумать мелодию и записать ее в нотную тетрадь.
Далее следует сыграть ее на фортепиано, сделать анализ, что-то подкорректировать или исправить.
Задание можно выполнять с учащимися, начиная со 2 класса.
Цель: развитие слухового восприятия и памяти, активизация логического мышления, формирование творческих
навыков.
Упражнения для развития логической памяти:
Развитие логической памяти невозможно без развития логического мышления. Чтобы активизировать мыслительную
деятельность ученика, заставить совершать его любого рода мыслительные операции, на занятиях по фортепиано
необходимо использовать упражнения, с помощью которых создавать ситуации для логической деятельности.
1.
Прием «Собери целое»
Необходимо заранее подготовить дидактический материал: откопировать изучаемый нотный текст и разрезать его
на фразы и мотивы.
Ученику предлагается собрать мелодию, аккомпанемент или весь раздел
пьесы в единое целое.
Задание можно выполнять с учащимися с 1 по 7 класс.
Цель: активизация зрительной и слуховой памяти, умение синтезировать.
2.
Упражнение «Ключевой мотив»
Материалом может служить любой нотный текст, подобранный педагогом в соответствии с возрастом,
способностями и индивидуальными особенностями ученика. Рекомендуется использовать этюды на различные виды
техники или пьесы с ясно выраженными идентичными мотивами.
Ученику предлагается найти «ключевой» мотив.
Рекомендуется к выполнению учащимися со 2 по 7 класс.
Цель: учиться анализировать: выделять главное, находить похожее и различное.
3.
Творческое задание «Пропущенная нота»
Дидактический материал: карточки, на которых записаны мелодии с пропущенными нотами.
-
в конце музыкального предложения
-
в начале музыкального предложения
-
в середине музыкального предложения
Ученику предлагается мысленно представить написанную мелодию и вставить пропущенные ноты в текст. После
выполнения задания - сыграть ее на фортепиано, проанализировать. Если учащийся испытывает
затруднения, то можно воспользоваться инструментом.
Упражнение подойдет для учащихся со 2 по 7 класс.
Цель: развитие внутреннего слуха и памяти, анализ нотного текста, формирование творческих навыков.
4.
Творческое задание «Поставь точку»
Дидактический материал: карточки, в которых мелодии заканчиваются не на тонике или имеют незавершенное
окончание.
Ученику предлагается придумать окончание мелодии. Желательно выполнять задание не используя инструмент.
Потом сыграть получившуюся мелодию и сделать анализ.
Задание подойдет для учащихся с 1 по 7 класс.
Цель: развитие слуховых представлений, логического мышления, творческих навыков, умения анализировать.
5.
Прием «Смысловой группировки и смыслового соотнесения»
(Муцмахер В.И.)
Учитель и ученик производят тщательный анализ пьесы:
-
выделение смысловых единиц - разделов и ее структурных компонентов (период, фраза, предложение, мотив)
-
выделение в каждой структуре значимого элемента, делая его опорным пунктом, ориентиром
-
смысловое сопоставление выделенных ориентиров, их взаимодействия и взаимозависимости
После всестороннего осмысления структуры текста, ученик сможет
быстрее и легче запомнить его наизусть.
Такой способ заучивания произведений можно использовать с учащимися со 2 по 7 класс.
Цель: понимание заучиваемой информации, нахождение в ней определенной последовательности и логики, умение
анализировать.
6.
Прием составления схемы произведения.
Опираясь на анализ изучаемого произведения составить схему (план), например буквенный: A-Al B-C-Cl А-А1. Далее
продолжать заучивание на фортепиано.
Для учащихся младших классов более понятной будет «цветная» схема. Для этого изучаемую пьесу нужно
откопировать и поработать с ней: раскрасить выделенные структурные компоненты цветными карандашами.
Повторяющиеся структурные фрагменты раскрашиваются одним цветом. Такую работу желательно проводить,
анализируя и заучивая сначала отдельные фрагменты и разделы пьесы. К целостному исполнению всего
произведения следует переходить постепенно.
Цель: уметь находить идентичные и различные элементы музыкальной ткани, уметь сопоставить их между собой.
7.
Прием «Рассказ»
Ученику предлагается как можно точнее рассказать об изучаемом произведении. Например: «Начинается пьеса с
короткого вступления в левой руке, которое построено на чередовании функций Тоники и Доминанты. Далее
вступает правая рука, она играет веселую мелодию, начинающуюся с 1 ступени тональности До-мажор и
постепенно спускающуюся к 1 ступени на октаву вниз...»
Этот прием нужно использовать начиная со 2- 3 классов, так как он требует определенного багажа теоретических
знаний.
Цель: тщательный анализ музыкального текста, осмысление исполняемого, закрепление пройденного материала,
умение пользоваться
теоретическими терминами.
Упражнения для развития образной, ассоциативной памяти:
Определенная часть содержания нашей памяти представляет собой сложную сеть ассоциаций, которые могут
связывать между собой впечатления и идеи, образы и действия, мысли и поступки, мотивы и понятия. Каждая
ассоциация - своего рода «крючок», за который цепляется конкретный факт или образ. С его помощью он и
поднимается на поверхность сознания.
Ассоциативный компонент необходим для плодотворной работы музыкальной памяти. Ассоциативные связи имеют
большое значение для запоминания. Они являются способом семантизации - наделения смыслом музыкальных
звучаний, вовлекают в работу памяти воображение и образное мышление.
1. Прием «Синквейн»
Это метод активного запоминания с использованием рефлексии. Ученику предлагается ответить на следующие
вопросы:
1.
Название пьесы
2.
Музыка какая?
3.
Что делает?
4.
Отношение ученика (одно или несколько слов)
5.
Вывод.
Например:
1.
«Болезнь куклы»
2.
Грустная, печальная, медленная.
3.
Плачет, вздыхает, всхлипывает.
4.
Ленивые пальцы, скучно.
5.
«Жалко, бедная кукла!»
В итоге получается своеобразная формула, которая отражает: настроение, характер пьесы, необходимое
звукоизвлечение и темп.
Прием можно применять с учащимися начиная с подготовительного класса.
Цель: запоминание нотного текста с помощью ассоциаций, осмысление музыкального образа, формирование
своего отношения к данной музыке, постепенная психологическая подготовка к концертному выступлению.
2.
Метод «пластического интонирования».
Пластическое интонирование - выражение музыки в жесте. Ученик должен «нарисовать рукой» движение музыки -
взять в свою руку звук и вести его, следуя за движением главной мысли произведения. По-другому этот способ
можно назвать «слушание рукой». Такой метод полезно применять на уроках по «Слушанию музыки» или на уроках
«Музыки» в образовательной школе.
Однако им можно воспользоваться и на занятиях по фортепиано, в частности при заучивании нотного текста. Этот
способ подойдет при работе над «трудными» местами, когда мелодия интенсивно развивается и нужно запомнить
каждый ее поворот. Жесты могут быть различными, главное, чтобы стало ясным графическое изображение
заучиваемого материала.
Этот прием можно применять с учащимися со 2-го класса.
Цель: усвоить графический рисунок мелодии, точнее понять ее развитие и содержание.
3.
Метод «декламации»
Этот метод сформирован преподавателем Перфильевой И.Д. В музыкальных произведениях процесс запоминания
ведется по фразам и предложениям, так же запоминаются и стихи. Стихи располагают к определенности,
четкости, объединению текста. Подборки стихов для начального обучения на фортепиано содержатся в сборниках
А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой», А. Хересно «Музыкальные картинки» и других.
Для улучшения запоминания, полезно подбирать наиболее подходящие слова к мелодии. Способ заключается в
пропевании мелодии с подтекстовкой.
Прием целесообразно использовать с учащимися начиная с подготовительного класса.
Цель: использование поэтического ритма в формировании новых ассоциативных связей, повышения скорости и
качества запоминания, улучшение фразировки, устранение ритмических неточностей.
Список используемой литературы:
1.
Б.М.Теплов «Психология музыкальных способностей» - М: Наука 2003
2.
Л.Маккинон «Игра наизусть» - Л: Музыка 1967
3.
В.И.Муцмахер «Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано» - М: Музыка
1984 -185с.
4.
И. Гофман «Фортепианная игра. Вопросы и ответы.» М: «Искусство» 1954
5.
А.Л.Островский «Методика теории музыки и сольфеджио» - Л: Музыка 1970