Автор: Мухутдинова Зейтуна Бедертдиновна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ "В(С)ОШ №1"
Населённый пункт: г.АЛЬМЕТЬЕВСК РТ
Наименование материала: методическая разработка нестандартного урока "...капля воды - ...это жизнь"
Тема: использование технических средств
Раздел: среднее образование
Нестандартный урок: «…капля воды - это жизнь!»
Учитель физики МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»
Мухутдинова З.Б.
Цели:
познавательные:
научить учеников понимать микромеханизм перехода вещества из одного состояния в другое.
развивающие:
а) формирование представления научного познания;
б) развитие логического мышления;
в) отработка практических навыков в понимании законов физики.
воспитательные:
а) формирование навыков применения знаний в повседневной жизни;
б) формирование навыков применение знаний в экстремальных ситуациях.
Тип урока: комбинированный.
Демонстрация: 1. Зависимость скорости испарения от температуры.
2. Охлаждение жидкости при испарении.
№
п/п
Основные этапы урока
Методы и приемы
время,
мин
1
Организационный момент
Приветствие всего класса
1
2
Подготовка к усвоению нового
материала
Фронтальный опрос основных
величин
3
3
Актуализация опорных знаний
Работа с основными
формулами у доски
3
4
Изучение нового материала
а) демонстрация
б) изложение
в) лабораторный опыт
18
5
Закрепление изученного материала
Беседа
10
6
Первичная проверка изученных
знаний
Опрос желающих
5
7
Домашнее задание
Объяснение домашнего задания
2
8
Итоги урока
Беседа
3
Ход урока.
1. Приветствие.
2. Подготовка к усваиванию нового материала
“Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле”
(Леонардо да Винчи)
Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах планеты Земля – вода.
Например, в клетках эмали зубов ее ~10%, в клетках развивающегося зародыша ~90%, а в теле
медузы до 98%. В среднем в многоклеточном организме масса воды составляет ~80% от общей
массы тела.
Роль воды в клетке обусловлена ее химическими свойствами. Сотрудники химической
лаборатории уже объяснили наиболее важное свойство воды – растворять органические и
неорганические вещества. Проникновение веществ в клетку и выведение из нее продуктов
жизнедеятельности возможно только в растворенном виде. Вода участвует в явлениях осмоса,
обеспечивающего поддержание постоянства химического состава клетки. Напомним, что
осмосом называется проникновение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану в
раствор какого-либо вещества. Вода поступает в клетку именно путем осмоса. Давление, с
которым вода проникает через мембрану, называется «осмотическим», причем величина этого
давления возрастает с увеличением концентрации раствора. Осмотическое давление жидкостей
организма человека соответствует давлению 0,86%-го раствора NaCl. Более концентрированные
растворы принято называть «гипертоническими», менее концентрированные –
«гипотоническими». Направление диффузии воды – в клетку или из нее – обусловлено
величиной осмотического давления окружающего клетку раствора. Если какие-либо клетки,
например эритроциты, поместить в гипотонический раствор, то вода будет поступать в эти
клетки. Давление воды на наружную клеточную мембрану будет возрастать до тех пор, пока
клеточная оболочка не лопнет. Напротив, в гипертоническом растворе вода стремится наружу, и
клетки обезвоживаются.
На явлениях осмоса основаны движения воды по проводящей системе зеленых растений от
корней к листьям. Вода, всасываемая корневыми волосками растений, содержит мало
растворенных веществ. Проникая в клетки через мембраны и создавая в них повышенное
давление, вода придает упругость листьям, лепесткам цветков, стеблям трав.
Не менее важна для живой природы и чисто химическая роль воды. Под действием специальных
ферментов она вступает в реакции гидролиза, т. е. в реакции, при которых к свободным
валентностям различных молекул присоединяются ионы ОН
–
и Н
+
воды, при этом образуются
новые вещества, необходимые для жизни клетки.
Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю планету,
всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь,- это вода.
Безбрежная ширь океана
И тишина заводь пруда,
Струя водопада и брызги, фонтана
И всё это – только вода!
Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снег, покрывающий зимой землю, - это вода.
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказка – это,
А в сущности – только вода.
Прекрасно и невоспроизводимо многообразие красок солнечного заката его золотых и
багровых переливов, торжественны краски небосвода при восходе солнца. Это обычная и всегда
необыкновенная симфония цвета обязана рассеиванию и поглощению солнечного спектра
водяными парами в атмосфере. Вода – это великий художник. Безгранично многообразие жизни.
Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода.
3. Активация опорных знаний.
1) Вода – вещество; из чего состоят все вещества?
2) Что характерно для любой молекулы?
3) Какой энергией обладает каждая молекула?
4. Изучение нового материала.
1) Объяснение явления испарения ст. зрения МКТ. Нарисуйте в тетради сосуд, наполнений
жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены довольно
плотно друг к другу. Стрелками изобразите направление движения некоторых молекул. Каким
молекулам легче покинуть поверхности жидкости?
Выводы: а) Поверхностный слой жидкости могут покинуть молекулы, находящиеся вблизи
поверхности;
б) Молекулы, имеющие большую кинетическую энергию.
2) Признаки явления испарение.
Выводы: а) Уменьшается количество жидкости;
б) Понижается температура.
Последнее свойство может быть использовано для оказания первой медицинской помощи:
понижение температуры тела.
3) Что влияет на скорость испарения:
а) Температура окружающей среды и самой жидкости;
б) Площадь открытой поверхности;
в) Род жидкости;
г) Скорость удаления паров с поверхности жидкости;
4) Конденсация – процесс перехода молекул из пара в жидкость.
Она сопровождается выделением энергии. Примеры: получение дистиллированной воды;
образование облаков, тумана, выпадение росы.
5) Насыщенный пар.
Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным
паром.
6) Испарение в природе, технике. Вода является главным фактором, определяющим климат на
поверхности Земли.
Главная роль воды состоит в том, что она является средой и источником водорода для жизненных
процессов. Практически все органические вещества биосферы представляют собой продукт
фотосинтеза, при котором растения используют световую энергию для соединения двуокиси
углерода с водой. Без воды, как известно, фотосинтез не может происходить. Процесс, которому
обязана вся жизнь нашей планеты. Вода — единственный источник кислорода, выделяемый в
атмосферу при фотосинтезе. Вода необходима для биохимических и биофизических процессов,
обеспечивающих возможность жизни на Земле. Образно говоря, в капле воды заключена жизнь.
В естественных условиях испарение является единственным способом передачи влаги с
океанов в атмосферу и основной составляющей круговорота воды на земном шаре. С
поверхности Земли ежегодно испаряется 577000 км
3
воды. Огромное количество воды
испаряется растениями. За вегетационный период с 1 га пшеницы испаряется около 2000 м
3
воды. В технике испарение применяется средства для очистки вещества или разделения жидких
смесей перегонкой (получение бензина, керосина). Процесс испарения лежит в основе работы
ДВС, холодильных установок, для охлаждения и сушки.
5. Закрепление изученного материала.
Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах планеты Земля – вода.
Например, в клетках эмали зубов ее ~10%, в клетках развивающегося зародыша ~90%, а в теле
медузы до 98%. В среднем в многоклеточном организме масса воды составляет ~80% от общей
массы тела.
Роль воды в клетке обусловлена ее химическими свойствами. Сотрудники химической
лаборатории уже объяснили наиболее важное свойство воды – растворять органические и
неорганические вещества. Проникновение веществ в клетку и выведение из нее продуктов
жизнедеятельности возможно только в растворенном виде. Вода участвует в явлениях осмоса,
обеспечивающего поддержание постоянства химического состава клетки. Напомним, что
осмосом называется проникновение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану в
раствор какого-либо вещества. Вода поступает в клетку именно путем осмоса. Давление, с
которым вода проникает через мембрану, называется «осмотическим», причем величина этого
давления возрастает с увеличением концентрации раствора. Осмотическое давление жидкостей
организма человека соответствует давлению 0,86%-го раствора NaCl. Более концентрированные
растворы принято называть «гипертоническими», менее концентрированные –
«гипотоническими». Направление диффузии воды – в клетку или из нее – обусловлено
величиной осмотического давления окружающего клетку раствора. Если какие-либо клетки,
например эритроциты, поместить в гипотонический раствор, то вода будет поступать в эти
клетки. Давление воды на наружную клеточную мембрану будет возрастать до тех пор, пока
клеточная оболочка не лопнет. Напротив, в гипертоническом растворе вода стремится наружу, и
клетки обезвоживаются.
На явлениях осмоса основаны движения воды по проводящей системе зеленых растений от
корней к листьям. Вода, всасываемая корневыми волосками растений, содержит мало
растворенных веществ. Проникая в клетки через мембраны и создавая в них повышенное
давление, вода придает упругость листьям, лепесткам цветков, стеблям трав.
Не менее важна для живой природы и чисто химическая роль воды. Под действием специальных
ферментов она вступает в реакции гидролиза, т. е. в реакции, при которых к свободным
валентностям различных молекул присоединяются ионы ОН
–
и Н
+
воды, при этом образуются
новые вещества, необходимые для жизни клетки.
Вода играет исключительную роль в жизненных процессах не только как обязательная часть
клеток, но и как среда, в которой протекают все химические превращения (вода -> пищеварение
-> выделение). Вода - символ бессмертия и плодородия. У живых организмов в воде всегда
большая потребность (например, подсолнух в сутки требует 1л, береза - 30л, эвкалипт - 100л).
Вода в растениях участвует в процессе фотосинтеза, при этом образуются органические
вещества. Все теплокровные животные, как и человек, постоянно нуждаются в воде. (Хорошо
упитанная собака может выдержать голодание до 100 дней при условии снабжения водой; без
воды она погибает через 10 дней). Холоднокровные животные могут жить без воды неделями.
Вода не только необходима человеку для жизнедеятельности. В ней заключается еще и сила
эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и у всех народов является
источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. Выдающийся политический
деятель Индии Индира Ганди сказала:
“Цивилизация – это диалог между человеком и водой”.
Во взрослом человеке 60% воды. При обезвоживании на 15-20% наступает смерть. Для
нормального существования человек должен в сутки потреблять 2-2.5 л. воды. Водой богаты
овощи, фрукты, молоко.
6. Первичная проверка полученных знаний.
7. Если урок в 8- ом классе: сочините сказку о воде;
Если в старших классах, задание нескольким учащимся: презентация – свойства воды.
8. Итоги урока.
Берегите нашу Землю! Берегите экологию! Берегите водные ресурсы!