Автор: Зуйкова Анастасия Юрьевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г.Семенов
Наименование материала: Способы общения с ребенком
Тема: Слушание детей
Раздел: дополнительное образование
Дети будут слушать нас тогда, когда увидят, что мы их слушаем.
Джейн Нелсен
Слышать и слушать… Очень важные умения в любых
взаимоотношениях, как взрослый-взрослый, ребенок-ребенок, так и
взрослый-ребенок.
Детям в любом возрасте важно быть услышанными, понять, что их
проблему разделяют. Да, нам взрослым порой кажется, что детские
проблемы – ерунда, но каждый из нас когда-то был ребенком.
С опытом работы понимаешь, что дети как ростки и тянутся к тем, кто
их поливает, удобряет, любит.
Настоящий педагог, работающий не для слова, а для дела, всегда
услышит ребенка. А как правильно слушать?
Психологи дают нам несколько советов:
- при разговоре с другим человеком (людьми) следует исключить
посторонние мысли;
- ни в коем случае не перебивать собеседника;
- нельзя делать поспешные вывод о человеке и его ситуации, этим
самим вы строите преграду в вашем общении;
- не рекомендуется давать советы, если вас об этом не просили;
- при разговоре старайтесь смотреть собеседнику в глаза;
- очень важна обратная связь, поддержка.
Отдельно хотелось бы остановиться на последнем пункте «обратная
связь, поддержка». Чаще всего собеседник-ребенок хочет просто высказаться
и ваше «Ага», «Понимаю», «А почему?» как нельзя кстати. И если
собеседник решился рассказать вам что-то, открыть часть своей жизни,
значит уровень его доверия вам высок. Особенно ценно если этот собеседник
– ребенок. Это значит, что вы для него – авторитет. В свою очередь и вы
должны показать ему важность его существования и вашего разговора.
«Всегда внушайте собеседнику сознание его значимости» - важнейший закон
человеческого поведения, по мнению Д.Карнеги, ведь зачастую сам факт, что
вы выслушали человека, является для него решением его личностных
трудностей.
Общение - основное средство установления доверительных отношений
с детьми, и общению нужно учиться.
Правила и рекомендации, которые разработали специалисты:
1. Не стоит начинать разговор с плохим настроением. Плохое
настроение остается за дверью.
2. Успешность общения зачастую зависит от умения слушать
собеседника. Повторение и перефразирование позволит почувствовать, что
вы понимаете, что он говорит и что ему нужно.
3. При приветствии улыбайтесь – это снимает напряжение и
настраивает на доверие. Дружелюбие и искренность с Вашей стороны
позволят почувствовать, что он желанный собеседник.
Следует знать, что никакие советы и правила не помогут, если вы не
проявите искренность и доброжелательность в общении.
Обратная связь – колоссальная работа, требующая сосредоточенности,
смелости, уважения к себе и другим.