Автор: Смышляева Алла Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Межшкольный эстетический центр"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Игры с интерактивной песочницей"
Раздел: дополнительное образование
ИГРЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ПЕСОЧНИЦЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного
образа мира. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения,
развития
и
функционирования
познавательной
сферы
человека.
Необходимым условием, определяющим успешное развитие и обучение
детей
в
дальнейшем,
является
формирование
информационной
компетентности,
и
самостоятельной
поисковой
деятельности
как
ее
составной части.
Принципиально важно, чтобы энциклопедические знания осваивались
детьми как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как
открытие закономерностей, логических связей и отношений этого мира. Все
это возможно в рамках предмета «Всё обо всём», «Окружающий мир»,
«Развивай-ка» и других.
Изложение
материала
занятий
в
игровой
форме
и
активное
использование в образовательном процессе возможностей информационных
технологий, то есть игровых методов и информационных технологий
полноценно используются в ходе реализации данной программы. Данная
образовательная
программа
органично
аккумулирует
научные
и
педагогические разработки. Образование детей в рамках предмета «Всё обо
всём» становится важным и неотъемлемым компонентом развития детей,
способствующим формированию навыков исследовательской и поисковой
деятельности.
Цель
программы:
определение
способностей
и
интересов
обучающихся, всестороннее развитие, формирование устойчивого интереса к
познавательной
мыслительной
деятельности,
развитие
мотивационной
сферы,
формирование
нравственно-личностных
качеств,
духовной
и
эстетической направленности, индивидуальных дарований.
Отличительной особенностью данной образовательной программы
является то, что в основе игровых и «проблемных» ситуаций, применяемых в
ходе занятий, лежит конкретное научное знание (комплекс научных сведений
об окружающем мире, живой и неживой природе). В процессе обучения
используются мультимедийные программы и видеозаписи, которые помогают
детям с интересом освоить изучаемый на занятиях материал.
Одной из доступных в рамках данного предмета технологией является
интерактивная
песочница.
Это
самый
современный
и
эффективный
инструмент
для
детских
образовательных
учреждений,
позволяющий
перенести образовательный процесс и песочную терапию на новый уровень,
раскрыть внутренние резервы и природные способности детей.
Работа
интерактивной
песочницы
построена
на
технологиях
дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается для
обучающихся в волшебную вселенную. Перед пользователями открываются
живописные пейзажи, которые самостоятельно можно изменить в одно
мгновение,
своими
руками,
открывая
перед
детьми
неограниченные
возможности.
Обычная на первый взгляд песочница оборудована компьютером,
особыми сенсорами для определения глубины, проектором и специальным
программным обеспечением, которое обрабатывает полученные от сенсора
данные
и
подает
проектору
команды,
каким
цветом
подсвечивать
конкретный участок песочницы, что превращает ее в маленький волшебный
мир. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор,
вулканов и многих других поверхностей.
Программное обеспечение, установленное на компьютере, получив
информацию о высоте и движениях, подает сигнал, каким именно цветом
должен быть окрашен каждый участок песка. За счет этой сложной
технологии все картины на песке окрашиваются в соответствии с рельефом
земной поверхности — то есть насыпанные равнины становятся травянисто-
зеленого цвета, углубления в виде рек и морей — иссиня-голубые, а вершины
гор — заснеженные или с дымящимся жерлом вулкана.
Задача
современного
обучения
–
сформировать
опыт
исследовательской деятельности, активизировать аналитические способности
и упрочить ценности самообразования.
Лучшая деятельность такого рода – игра. Она всегда отвечает
актуальным запросам человека играющего, переводит игрока за черту
освоенного, приближает к будущему, приводит к победе, выигрышу, или же
обучает технологиям успеха.
Игра
как
жанр
требует
выигрыша,
и
обучение
становится
привлекательно-выигрышным тогда, когда приобретенные игровые навыки
становятся навыками учебными педагогическими.
Интерактивная песочница включает в себя несколько режимов,
которые
позволяют
осуществлять
исследование
мира
и
является
незаменимой помощницей для педагогов многих дисциплин. Среди режимов
интерактивной песочницы: «Источник воды», «Океан», «День и ночь»,
«Времена года», их с успехом можно использовать для некоторых тем в
рамках предметов по развитию речи, режимы «Художник», «Воздушные
шары» и «Формы и цвета» можно включить в программы прикладного
характера (математика, технология и пр.). Также любой из режимов,
переключив
в
настройках,
можно
использовать
в
рамках
изучения
иностранных языков.
Один из режимов «Времена года» - это демонстрация природных
изменений в течение каждого сезона. Вместе с детьми можно наблюдать, как
суровую зиму сменяет цветущая весна, а после солнечного лета наступает
печальная, но прекрасная осень. В визуальной графике на песке можно
увидеть продуманную до нюансов аналогию природного поведения со всеми
листочками, цветочками, снежинками и даже грозовыми раскатами. Так как
это не только видео-инсталляция, но и звуковое дополнение почти во всех
режимах.
Режим «Сафари» очень нравится ребятам. Сколько таинств хранит в
себе загадочная саванна. Здесь за каждым деревом скрывается хищник,
готовый напасть в любую минуту на свою добычу. На водопой приходят
разные животные. Кругом растут необычайные растения. Если изменить в
настройках уровень воды на специальном планшете, то цветущая саванна
превратится в безжизненную пустыню. Еще одно движение, и пустыня
становится причудливым островом. Колоритный режим «Сафари» знакомит
ребенка с различными природными зонами, их флорой и фауной, открывает
новый, неведомый ранее мир. Подойдет такой режим юным географам,
зоологам, биологам и прочим.
Режим «Океан» представляет собой реалистичную модель океана,
наполненного жизнью: в водных глубинах плавают экзотические рыбы, на
мелководье снуют крабы и черепахи, на дне растут кораллы, а на суше
возвышаются пальмы и лиственные деревья. У каждого животного имеется
свой ареал обитания и свой алгоритм поведения. Наблюдая за жизнью в
глубинах вод и на их побережье, дети знакомятся со здешними флорой и
фауной, климатическими и рельефными особенностями. Режим подходит как
в качестве сопутствующего географического пособия, так и выполняет
функции коррекционной психологической терапии.
Режим-игра «День и ночь» погружает обучающихся в таинства
вращения Земли вокруг Солнца и позволяет изучить чудеса природы,
связанные со сменой времени суток. У детей формируется понимание о
небесных телах, их поведении и взаимодействии между собой. С помощью
данного режима педагог может открыть перед малышами космическое
пространство и научить его базовым основам физики и астрономии в легкой,
непринужденной
форме.
Дети
могут
самостоятельно
формировать
космические объекты из песка, слушая о них поучительные рассказы
педагога.
Незаменимыми помощниками для игры могут стать фигурки
животных, птиц и рыб, которые можно раздать детям. Дети с радостью
включаются в игру вместе со своим маленькими героями и с большим
желанием изучают окружающий мир.
Интерактивная
песочница
открывает
большие
возможности,
с
помощью нее можно изучать: географию, историю, астрономию, физику,
природоведение, уроки осторожности, естествознание, биологию и даже
иностранные языки, и многих других предметов.
Интерактивная песочница способствует развитию мелкой моторики,
координации движений, воображения и памяти, скорости реакции, речи,
творческого подхода к делам и креативности, смекалки и логического
мышления.
Экзотические острова и бездонная пучина! Кружение снежинок и
громовые
раскаты!
Извержение
вулканов
и
стойкая
невозмутимость
предгорных равнин! Все эти природные чудеса можно включать в занятия с
дошкольниками! Удовольствие получают как дети, так и педагог!