Автор: Трифонова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Лямбирский детский сад №2 "Родничок"
Населённый пункт: Республика Мордовия. с.Лямбирь
Наименование материала: Консультация
Тема: " Организация домашней развивающей среды"
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему: «Организация домашней
развивающей среды»
Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная
предметно-развивающая среда, которая информативно богата, соответствует
современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию детей
дошкольного
возраста.
Это
обеспечивается
разнообразием
тематики,
многообразием дидактического и информационного материала.
Но воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском
саду, да и к тому же есть немало детей, не посещающих дошкольное
учреждение. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию
развивающей предметной среды дома.
Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют
различные возможности для организации детского уголка дома, и, тем не
менее, желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда,
т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее
познавал окружающий
Естественно, ребенок должен осваивать все пространство квартиры:
действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него
должно
быть
и
свое
пространство,
оборудованное
с
учетом
его
психофизических особенностей и возможностей.
Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает,
насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она
может удовлетворять его потребности.
Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка
обстановка не причиняла ему вреда
В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей,
следует
заботиться
о
разумном
сочетании
зон
деятельности:
книги,
мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету.
Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте,
нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то
использовать, нужно встать, пройти, пробежать), в противном случае не
избежать гиподинамии.
Прежде
всего,
важно
организовать «ДЕТСКОЕ
ЗЕРКАЛО».
Как
утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое
отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода
адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в
ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя
из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись,
осматривает себя. При наличии таких условий у ребенка формируется
культура
своего
внешнего
вида
и
известные
качества
трудолюбия,
самообслуживания.
Можно организовать дома «МИНИ КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ». Очень
важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм.
Следует показывать детям различные предметы живописи, чтобы они
находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво
созданные произведения искусства.
«МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ»
послужит для того, чтобы заложить семена
доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника
становятся
все
более
дефицитными.
«Мешочек
добрых
дел»
идея
замечательного выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили.
Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И
рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки). За каждое
сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги
подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок
может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме,
пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить,
поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество
камешков в мешочке у ребенка.
«ДЕТСКАЯ
ЛАБОРАТОРИЯ – ЭТО СЕРЬЕЗНО»
Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать
элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для
детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла,
микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. Постепенно вводить новые
предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как
используется.
Например, можно использовать такую игру, для которой понадобятся две
губки, две миски с водой и две пустые. Взрослый сначала показывает над
миской с водой, как губка впитывает воду, и как можно отжать губку в
пустую миску. Чья губка быстрее опустошит свою миску. Такая простая
незатейливая игра принесет вашему ребенку радость, будет способствовать
развитию тактильных чувств, и вместе с этим это прямой массаж пальчиков.
«ШКАФ
НАХОДОК»
В него ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи, приносят все
необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть
интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это
может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для
поддержания интереса побеседовать о находке.
« КНИЖКИ
В ВАШЕМ
ДОМЕ»
Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям
они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые
усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к
организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт
и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны
ребенку.
«МОЯ
РОДОСЛОВНАЯ
ИЛИ
ЛЕНТОЧКА
МОЕЙ ЖИЗНИ»
Очень важно найти достойное место семейным фотографиям, пусть в
альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде. Для того, чтобы не
зарастала тропа к нашим предкам, чтобы ребенок, пусть в самом
элементарном, первоначальном варианте узнает истоки своей ленточки
жизни. Ведь главное для него в этом вопросе – как родители относятся к
своим родителям, к своим корням, к родословной
«УГОЛОК
ПОТЕРЯННЫХ
ВЕЩЕЙ»
Именно
в
дошкольном
возрасте
формируется
привычка
складывать
аккуратно свою одежду. Этот уголок важен для воспитания собранности, он
будет назиданием для всех членов семьи. Так называемый взаимоконтроль в
действии.
Кроме всего сказанного о предметно - развивающей среде в семье родителям
следует уделять внимание и на побор игрушек, спортивного инвентаря,
организацию
детского
театра,
уголка
изобразительного
творчества.
Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего? На что можно
ответить: « Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не
верите? Проверьте!» Организованная вами предметно-развивающая среда,
совместная игровая деятельность в семье приведет вас и ваших детей к
полноценному и разностороннему развитию