Напоминание

" Организация домашней развивающей среды"


Автор: Трифонова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Лямбирский детский сад №2 "Родничок"
Населённый пункт: Республика Мордовия. с.Лямбирь
Наименование материала: Консультация
Тема: " Организация домашней развивающей среды"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация на тему: «Организация домашней

развивающей среды»

Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная

предметно-развивающая среда, которая информативно богата, соответствует

современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию детей

дошкольного

возраста.

Это

обеспечивается

разнообразием

тематики,

многообразием дидактического и информационного материала.

Но воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском

саду, да и к тому же есть немало детей, не посещающих дошкольное

учреждение. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию

развивающей предметной среды дома.

Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют

различные возможности для организации детского уголка дома, и, тем не

менее, желательно, чтобы в каждой семье была создана развивающая среда,

т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее

познавал окружающий

Естественно, ребенок должен осваивать все пространство квартиры:

действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него

должно

быть

и

свое

пространство,

оборудованное

с

учетом

его

психофизических особенностей и возможностей.

Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает,

насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она

может удовлетворять его потребности.

Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка

обстановка не причиняла ему вреда

В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей,

следует

заботиться

о

разумном

сочетании

зон

деятельности:

книги,

мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету.

Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте,

нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то

использовать, нужно встать, пройти, пробежать), в противном случае не

избежать гиподинамии.

Прежде

всего,

важно

организовать «ДЕТСКОЕ

ЗЕРКАЛО».

Как

утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое

отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода

адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в

ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя

из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись,

осматривает себя. При наличии таких условий у ребенка формируется

культура

своего

внешнего

вида

и

известные

качества

трудолюбия,

самообслуживания.

Можно организовать дома «МИНИ КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ». Очень

важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм.

Следует показывать детям различные предметы живописи, чтобы они

находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво

созданные произведения искусства.

«МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ»

послужит для того, чтобы заложить семена

доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника

становятся

все

более

дефицитными.

«Мешочек

добрых

дел»

идея

замечательного выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили.

Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И

рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки). За каждое

сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги

подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок

может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме,

пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить,

поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество

камешков в мешочке у ребенка.

«ДЕТСКАЯ

ЛАБОРАТОРИЯ – ЭТО СЕРЬЕЗНО»

Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать

элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для

детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла,

микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. Постепенно вводить новые

предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как

используется.

Например, можно использовать такую игру, для которой понадобятся две

губки, две миски с водой и две пустые. Взрослый сначала показывает над

миской с водой, как губка впитывает воду, и как можно отжать губку в

пустую миску. Чья губка быстрее опустошит свою миску. Такая простая

незатейливая игра принесет вашему ребенку радость, будет способствовать

развитию тактильных чувств, и вместе с этим это прямой массаж пальчиков.

«ШКАФ

НАХОДОК»

В него ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи, приносят все

необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть

интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это

может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для

поддержания интереса побеседовать о находке.

« КНИЖКИ

В ВАШЕМ

ДОМЕ»

Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям

они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые

усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к

организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт

и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны

ребенку.

«МОЯ

РОДОСЛОВНАЯ

ИЛИ

ЛЕНТОЧКА

МОЕЙ ЖИЗНИ»

Очень важно найти достойное место семейным фотографиям, пусть в

альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде. Для того, чтобы не

зарастала тропа к нашим предкам, чтобы ребенок, пусть в самом

элементарном, первоначальном варианте узнает истоки своей ленточки

жизни. Ведь главное для него в этом вопросе – как родители относятся к

своим родителям, к своим корням, к родословной

«УГОЛОК

ПОТЕРЯННЫХ

ВЕЩЕЙ»

Именно

в

дошкольном

возрасте

формируется

привычка

складывать

аккуратно свою одежду. Этот уголок важен для воспитания собранности, он

будет назиданием для всех членов семьи. Так называемый взаимоконтроль в

действии.

Кроме всего сказанного о предметно - развивающей среде в семье родителям

следует уделять внимание и на побор игрушек, спортивного инвентаря,

организацию

детского

театра,

уголка

изобразительного

творчества.

Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего? На что можно

ответить: « Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не

верите? Проверьте!» Организованная вами предметно-развивающая среда,

совместная игровая деятельность в семье приведет вас и ваших детей к

полноценному и разностороннему развитию



В раздел образования