Автор: Сонина Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 46
Населённый пункт: п.Назарьево Московская область
Наименование материала: Тренинг для родителей
Тема: "Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 46
Тренинг для родителей
Тема: «Дети в школу собирайтесь.
Психологическая готовность к школе»
Подготовила
педагог-психолог
высшей кв. категории
Сонина Ольга Анатольевна
2021 год
Цель: Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.
Задачи:
Повышение компетентности родителей;
Представление родителям информации о возрастных особенностях ребенка пред
школьного возраста;
Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу;
Обучение эффективным способам общения;
Развитие навыков рефлексии у родителей.
Оборудование:
мультимедийное оборудование;
цветные карандаши, ручки, бумага для заметок по количеству родителей, полоски
бумаги: синяя, черная, красная.
Ход встречи
Незаметно приближается время поступления ребенка в школу. Это большое
событие в жизни семьи: скоро у ребенка появятся новые, серьезные обязанности,
его главным делом станет учение.
1.
Упражнение «Ромашка».
В чем на ваш взгляд заключается готовность ребенка к школе? Каким должен
быть идеальный первоклассник?
Многие родители считают, в основном при подготовке к школе - это научить
ребенка читать, писать, считать. Безусловно, специальная подготовка важна, но ее
недостаточно для успешного обучения в школе.
Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен.
Уметь
управлять
своим
поведение,
подчинять
его
нормам
и
правилам,
установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать
встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований,
предъявляемый школой к будущему первокласснику.
Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности и ответьте,
достаточно ли воспитаны у него данные качества.
Игра-ассоциация «Школа»
Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но
и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности
школьной адаптации ребенка.
Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово
«школа»? Например, «учеба». Следующий участник должен дать свою ассоциацию
на слово «учеба» и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают
мяч друг другу.)
После
выполнения
упражнения
анализируются
предъявленные
ассоциации.
Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с
представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения
родителей.
Игра-опрос
Цель:
помочь
выяснить
насколько
хорошо
вы
знаете
своих
детей.
Все
присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы
поднимаете листочки.
Если
“Да” - красный цвет.
“Нет” - зеленый.
“Не знаю” - синий.
Вопросы
Добрый ли ваш ребенок?
Вежливый ли ваш ребенок?
Общительный ли ваш ребенок?
Щедрый ли ваш ребенок?
Внимательный ли ваш ребенок?
Правдивый ли ваш ребенок?
Отзывчивый ли ваш ребенок?
Справедливый ли ваш ребенок?
Жизнерадостный ли ваш ребенок?
Ответственный ли ваш ребенок?
“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к
школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)
Сказка «Колобок»
Сейчас я предлагаю Вам всем известную сказку «Колобок» на психологический
лад и попрошу Вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали.
Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости
лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали, чтобы испечь? Правильно! По
сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Заповедь первая: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок. Поставили
они его на подоконник остужаться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился.
Заповедь вторая: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя,
потом волка.
Заповедь третья: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные
намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без
ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Вот такая известная сказка у нас получилась.
Выступление педагога-психолога
Школьная готовность
Физическая
Педагогическая
Психологическая готовность
Интеллектуальная
Мотивационная
Коммуникативная
Эмоционально-волевая
Интеллектуальная готовность
Данный
компонент
школьной
готовности
заключается
в
приобретении
определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления,
воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные
признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать
предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать
предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и
обобщения и др. Развитие произвольного внимания (способность удерживать
внимание на выполняемой работе в течении 15–20 минут).
Коммуникативная готовность
Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию:
связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо
слово-ситуация).
Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в
диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и
уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в
словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.
Коммуникация – общение.
1.Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В
общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь
действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во
время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.
2.Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов
готовности, т.к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится
застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться,
чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться
в
двух
навыках:
во
–
первых,
ребенок
должен
уметь
договариваться,
кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно
спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это
соревнование.
Важным компонентом школьной готовности считают мотивационную готовность,
наличие мотивации к учебной деятельности
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано
положительное отношение:
к школе;
учителю;
к учебной деятельности;
к самому себе.
Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли
он в школу, то большинство ответит “хочу” Но это “хочу” будет разным. Внешняя
мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель как у брата”
или “хочу красивый пенал”. Внутренняя мотивация связана с непосредственным
желанием учиться, обретать знания.
Эмоционально-волевая готовность
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего
первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение
делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель,
школьный режим, программа.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия:
ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия,
исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия,
оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще
недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и
осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью
задания, длительностью его выполнения.
Важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца, пусть
это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны
определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит т того, как
дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не
приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо
заточить карандаши, подобрать соответствующей листок... В результате, ребенок
теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело
незавершенным.
А также
- развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет
карандашом, ножницами, для овладения письмом важно развитие мелких групп
мышц);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно
определять “выше-ниже”, “вперед-назад”, “слева-справа”);
- координация в системе “глаз-рука” (ребенок может правильно перенести в
тетрадь
простейший
графический
образ
–
узор,
фигуру,
зрительно
воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И
от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая
нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный
момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к.
ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности.
Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам.
А сейчас предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу
приближающего школьного обучения
- Испытываете сильное беспокойство, поднимите 2 руки вверх (встают на черную
дорожку)
- Слегка волнуетесь (умеренное) – поднимите 1 руку, например, правую (синяя
дорожка)
Если
испытываете
чувство
уверенности
за
своего
ребенка
(нет
особого
беспокойства) – сложите руки перед собой, как ученики (красная дорожка)
Родители разбились на группы по дорожкам. Идет обсуждения. От кого или от чего
зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно
измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?
Подведение итогов
С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется
новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы
так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда
должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно
облокотиться в трудных ситуациях.
Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш
первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека,
которым вы сможете гордиться.
Душа ребенка – это полная чаша, это цветы жизни. (На доске чаша, вырезанная
из листа ватмана). Я предлагаю вам на стикерах-цветочках написать качество
ребёнка, которым вы хотели бы наделить перед поступлением в школу. (Доброта,
ум, щедрость, сила, справедливость)
Чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще прекрасней, мы
должны помочь нашим детям, поддержать их.
Рефлексия. Упражнение «Свеча»
Родители передают друг другу свечу с пожеланиями в воспитании детей.
До свидания, спасибо за внимание и активное участие в тренинге.