Автор: Миллер Елена Александровна
Должность: Воспитатель коррекционной группы
Учебное заведение: МАДОУ «Радость» комбинированного вида структурное подразделение – детский сад №20 комбинированного вида
Населённый пункт: Свердловская область г.Нижний Тагил
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью .
Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее
развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим
руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на
формирование произвольного внимания у детей. При проведении с детьми с
ограниченными возможностями здоровья много внимания уделяется
развитию моторики рук. Многие дети испытывают при выполнении заданий
значительные трудности. В подобных случаях родители могут оказать
помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу по
рекомендациям логопеда в домашних условиях. Но, к сожалению, не все
знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше
представляют, как эту работу можно разнообразить. А ведь можно
организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас
окружают. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая
непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием
продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Чтобы мелкие
движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от
ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать
разными движениями запястья. Какие же упражнения помогут ребенку
усовершенствовать свои навыки? Шнуровка (как с обычными предметами
одежды, так и с игрушками). Пальчиковая гимнастика («Этот пальчик –
дедушка…», «В гости к пальчику большому..» и др, в зависимости от
возраста и возможностей ребенка. Необходимо помнить, что пальчиковый
тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного
мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной
судорожной готовностью). Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Рисование, раскрашивание. Штриховка Игры с крупой, бусинками,
пуговицами, мелкими камешками (аппликация на пластилине, нанизывание
бусин на шнурок). Песочная терапия (Рисование пальчиками на песке, поиск
в песке игрушек и т.п). Бельевые прищепки (С помощью них можно
конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и
предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит
только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и
щупальца у осьминога. Так же прищепки можно использовать для массажа и
самомассажа, если их прицеплять на подушечки пальцев.) Таким образом,
развивать мелкую моторику рук можно не только в специально
организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими
пособиями, но и в быту. Заданий и упражнений, направленных на развитие
мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить
фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное
здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его
возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не
сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые
систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно
держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать
ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и
пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то
будут развиваться речь и мышление ребенка.