Автор: Орехова Людмила Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 219"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Развитие фонетических функций у дошкольников старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие фонетических функций у дошкольников старшего
дошкольного возраста
Очень важной и неотъемлемой частью коррекционной работы является
этап автоматизации и дифференциации звуков. Его цель заключается в том,
чтобы научить ребенка правильно произносить поставленные звуки, не
путать с близкими по акустическому признаку звуками.
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным
причинам имеют весьма стойкий характер.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах
дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается
правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоря уже о
фразах.
Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем
ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Одним из
важных
факторов,
определяющих
успешность
работы
по
коррекции
звукопроизношения у детей, является частота
повторений правильно
произносимого звука.
Этап автоматизации поставленных звуков отличается однообразием.
Ребёнок часто «застревает» на автоматизации звука в слогах. Отдельный
слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им
как структурный компонент речевого высказывания.
Их нельзя увидеть,
потрогать, поиграть. Их можно только слушать и повторять.
Выполнение тренировочных упражнений детьми требует больших
энергетических затрат, усилий и терпения. Многократное повторение одного
и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к
занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все:
специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в
коррекционном процессе и всесторонняя помощь родителей – залог успеха в
этой работе.
Обычная мотивация к занятиям слабая, ребенок быстро устает и
отвлекается. Работа с такими детьми должна быть организована на более
высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей.
Поэтому так необходим квалифицированный и творческий подход в этот
период коррекционной работы.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны
разнообразные
творческие
задания,
игры-тренинги
по
закреплению
правильного произношения. Именно в
этот период работы в арсенале
учителей-логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-
игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации
звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность
этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально
приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и
называть картинки, а будет играть.
Авторский
наглядно-дидактический
комплект
фонетический
тренажер:
«Волшебная
корзинка
кота
Мурзика»
представляет
многофункциональные
игры,
которые
помогут
ребенку
пройти
этап
автоматизации
и
дифференциации
слогов
наиболее
гармонично
и
эффективно.
Многовариативность заданий помогут оживить занятие, предупредят
утомление, позволят использовать разные игры для достижения одной цели.
Особенно это важно в тех случаях, когда автоматизация поставленного звука
происходит
у
ребенка
с
большими
затруднениями
(например:
при
дизартрии).
Предлагаемый
фонетический
тренажер
по
автоматизации
и
дифференциации поставленных звуков в слогах проверен многолетней
практикой. Каждая дидактическая игра тренажера пробуждают в ребенке
желание
самому
активно
участвовать
в
процессе
исправления
звукопроизношения и позволяют повысить познавательную активность и
работоспособность.
ЦЕЛЬ наглядно-дидактического комплекта:
устранение фонетических нарушений воспитанников на этапе автоматизации
поставленных звуков в слогах, обеспечение речевой сноровки, компенсация
недоразвития фонематического слуха.
Наглядно-дидактический комплект «Фонетическая корзинка» позволяет
решить несколько ЗАДАЧ:
сформировать
у
воспитанников
правильные
условные
речевые
рефлексы, путем многократных тренировок, избавить воспитанников
от старых дефектных стереотипов;
повысить речевую мотивацию воспитанников для продуктивной
автоматизации звуков;
пробудить желание активно участвовать в процессе исправления
звукопроизношения;
повысить
познавательную
активность
и
работоспособность
воспитанника;
расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
регулировать поведенческие трудности;
развивать зрительную память и зрительное внимание.
Веселый персонаж кот Мурзик вносит элемент сказочности заданий.
Яркие, красочные наглядно-дидактические пособия комплекта привлекают
внимание ребят и вызывают интерес к выполнению сложных, тренировочных
упражнений и помогут педагогу разнообразить логопедические занятия.
При проведении дидактических игр учитель-логопед основывается на
дидактических принципах:
принцип системности, системность предполагает последовательно
развивающуюся и усложняющуюся систему игр;
принцип
повторности,
новые
знания
у
дошкольника
вызывают
значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных
представлений и способов усвоения знаний. И только в результате
повторения ребенок приобретает навыки;
принцип
наглядности,
у
воспитанников
дошкольного
возраста
преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или
картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово,
поэтому учитель-логопед использует
наглядные
игрушки, конкретные
предметы, картинки, муляжи и реальные предметы;
принцип динамичности восприятия;
принцип мотивации.
Оригинальность и методическая значимость
пособий комплекта
заключаются в доступности и оригинальности используемых материалов.
Пособия
комплекта
изготовлены
вручную,
не
смотря
на
простоту
изготовления, имеют эффективность и эстетичность оформления. Все
пособия
3D
формата
изготавливаются
из
различных
материалов.
Многократные проговаривания слогов на этапе автоматизации звуков не
вызовут у ребенка негативной реакции, так как все пособия выполнены в
красочном, цветном варианте, все задания не повторяются и имеют
сказочный характер. Занимаясь по фонетическим тренажерам, воспитанники
с легкостью в дальнейшем приобретают навыки чтения, овладения грамотой.
Эффективность
использования
наглядно-дидактического
комплекта
«Волшебная
корзинка
кота
Мурзика»
имеет
большое
коррекционное значение: это эффективные речевые тренинги, которые
позволяют устранить фонетическое неблагополучие детей и способствуют
развитию фонематического слуха и восприятия, а также обеспечивают
речевую сноровку.
СОДЕРЖАНИЕ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
«ФОНЕТИЧЕСКАЯ КОРЗИНКА»
Пособия, входящие в комплект «Фонетической корзинки», являются
средством пропедевтики плавного чтения.
Составные комплекта являются многофункциональными пособиями:
«Фонетический домик» и «Фонетическая ромашка» используются при
обучении дошкольников сливанию слогов в процессе подготовки к обучению
чтению; «Фонетическое дерево» используется для развития всех речевых
компонентов
дошкольников
по
типу
«чудо-дерево»;
«Фонетические
классики»
позволяют
упростить
процесс
запоминания
образов
букв;
«Фонетические варежки» используются как дидактическая игра «Буквы-
перевертыши» с целью обучения правильному написанию букв при
подготовке к обучению грамоте.
1 «ФОНЕТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА».
ОПИСАНИЕ:
включает в себя набор карточек на сливание слогов: открытых,
закрытых, звукосочитаний. На карточках изображено схематичное сливание
слогов с помощью символов гласных и согласных звуков.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
повтори за мной (один слог, два слога, три слога).
Дополнительно
используются:
волшебная
палочка;
разноцветные
ногти-указки для обозначения последовательности проговаривания.
2 «ФОНЕТИЧЕСКИЙ ДОМИК».
ОПИСАНИЕ:
плоскостное изображение сказочного домика дополнено окнами-кармашками
для работы с символами гласных и согласных звуков. ВАРИАНТЫ
ЗАДАНИЙ:
повтори за мной (один слог, два слога, три слога);
пропой песенки как покажу (с помощью дополнительных атрибутов).
Дополнительно используются: цветные камешки и малые предметы;
стрелки плоскостные; волшебная палочка; разноцветные ногти-указки для
обозначения последовательности проговаривания.
3 «ФОНЕТИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО».
ОПИСАНИЕ:
вертикальное
объемное
силуэтное
дерево,
выполненное
из
обрабатывающегося
мебельного
флиса,
оснащенное
металлическими
пяточками для крепления карточек символов гласных и согласных звуков.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
повтори за мной (один слог, два слога, три слога);
пропой песенки как покажу (с помощью дополнительных атрибутов);
покажи тот слог, какой услышал и повтори (один слог, два слога, три
слога).
Дополнительно используются: волшебная палочка; волшебная палочка
дирижера; разноцветные ногти-указки для обозначения последовательности
проговаривания.
4 «ФОНЕТИЧЕСКАЯ РОМАШКА».
ОПИСАНИЕ:
плоскостной
разбирающийся
силуэт
цветка
ромашки,
дополненный
картинками символов гласных и согласных звуков.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
повтори за мной (один слог, два слога, три слога);
пропой песенки как покажу (с помощью дополнительных атрибутов);
покажи тот слог, какой услышал и повтори (один слог, два слога, три
слога).
Дополнительно используются: цветные камешки и малые предметы;
стрелки плоскостные; волшебная палочка; волшебная палочка дирижера;
разноцветные
ногти-указки
для
обозначения
последовательности
проговаривания.
5 «ФОНЕТИЧЕСКИЕ КУБИКИ».
ОПИСАНИЕ:
шесть объемных кубиков, на гранях которых изображены символы
гласных звуков; дополнены плоскостными символами согласных звуков.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
повтори за мной слог, который выстроен (один слог, два слога, три
слога);
пропой песенку, которая выстроена (с помощью дополнительных
атрибутов);
покажи тот слог, какой услышал и повтори (один слог, два слога, три
слога).
Дополнительно используются: волшебная палочка; волшебная палочка
дирижера; разноцветные ногти-указки для обозначения последовательности
проговаривания.
6 «ФОНЕТИЧЕСКИЕ КИРПИЧИКИ».
ОПИСАНИЕ:
шесть объемных кирпичиков, на гранях которых изображены символы
гласных звуков; дополнены плоскостными символами согласных звуков.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
повтори за мной слог, который в пирамидке (один слог, два слога, три
слога);
пропой песенку, которая в пирамидке (с помощью дополнительных
атрибутов);
покажи тот слог, какой услышал и повтори (один слог, два слога, три
слога).
Дополнительно используются: волшебная палочка; волшебная палочка
дирижера; разноцветные ногти-указки для обозначения последовательности
проговаривания.
7 «ФОНЕТИЧЕСКИЕ КЛАССИКИ».
ОПИСАНИЕ:
плоскостные
прономерованные
классики
разной
конфигурации;
дополнены карточками символов гласных и согласных звуков и цветными
камешками.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
повтори за мной тот слог, который обозначен камешками (один слог,
два слога, три слога);
пропой песенку, которая обозначена камешками;
покажи тот слог, какой я пропою «по камешкам» и повтори (один слог,
два слога, три слога).
Дополнительно используются: цветные камешки для игры в классики.
8 «ФОНЕТИЧЕСКИЕ КАМЕШКИ».
ОПИСАНИЕ:
натуральные речные камни малого размера; дополнены силуэтами
символов гласных звуков и плоскостными символами согласных звуков.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
пройди по камешкам и повтори за мной тот слог, который проговорю
(один слог, два слога, три слога);
пропой песенку, которую тебе предлагают камешки;
покажи тот слог, какой я пропою по камешкам и повтори его (один
слог, два слога, три слога).
Дополнительно
используются:
цветные
ногти-указки;
ботинки-
топтуны.
9 «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ВАРЕЖКИ».
ОПИСАНИЕ:
Пара
варежек,
сшитая
из
обрабатывающейся
ткани-плащевки;
дополнены липучкой и плоскостными символами гласных и согласных
звуков.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
повтори за мной слог, который видишь (один слог, два слога, три
слога);
пропой песенку, которая на варежках;
повтори слог, который на варежках (один слог, два слога, три слога).
Использование пособий-тренажеров, помогут заинтересовать ребенка, и
превратят процесс автоматизации в веселую игру.
В коррекционной работе должно быть все подчинено закону детства
«Учимся играя».