Напоминание

Развитие фонетических функций у дошкольников старшего дошкольного возраста


Автор: Орехова Людмила Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 219"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Развитие фонетических функций у дошкольников старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие фонетических функций у дошкольников старшего

дошкольного возраста

Очень важной и неотъемлемой частью коррекционной работы является

этап автоматизации и дифференциации звуков. Его цель заключается в том,

чтобы научить ребенка правильно произносить поставленные звуки, не

путать с близкими по акустическому признаку звуками.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным

причинам имеют весьма стойкий характер.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах

дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается

правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоря уже о

фразах.

Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем

ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Одним из

важных

факторов,

определяющих

успешность

работы

по

коррекции

звукопроизношения у детей, является частота

повторений правильно

произносимого звука.

Этап автоматизации поставленных звуков отличается однообразием.

Ребёнок часто «застревает» на автоматизации звука в слогах. Отдельный

слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им

как структурный компонент речевого высказывания.

Их нельзя увидеть,

потрогать, поиграть. Их можно только слушать и повторять.

Выполнение тренировочных упражнений детьми требует больших

энергетических затрат, усилий и терпения. Многократное повторение одного

и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к

занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все:

специалист, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в

коррекционном процессе и всесторонняя помощь родителей – залог успеха в

этой работе.

Обычная мотивация к занятиям слабая, ребенок быстро устает и

отвлекается. Работа с такими детьми должна быть организована на более

высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей.

Поэтому так необходим квалифицированный и творческий подход в этот

период коррекционной работы.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны

разнообразные

творческие

задания,

игры-тренинги

по

закреплению

правильного произношения. Именно в

этот период работы в арсенале

учителей-логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-

игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации

звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность

этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально

приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и

называть картинки, а будет играть.

Авторский

наглядно-дидактический

комплект

фонетический

тренажер:

«Волшебная

корзинка

кота

Мурзика»

представляет

многофункциональные

игры,

которые

помогут

ребенку

пройти

этап

автоматизации

и

дифференциации

слогов

наиболее

гармонично

и

эффективно.

Многовариативность заданий помогут оживить занятие, предупредят

утомление, позволят использовать разные игры для достижения одной цели.

Особенно это важно в тех случаях, когда автоматизация поставленного звука

происходит

у

ребенка

с

большими

затруднениями

(например:

при

дизартрии).

Предлагаемый

фонетический

тренажер

по

автоматизации

и

дифференциации поставленных звуков в слогах проверен многолетней

практикой. Каждая дидактическая игра тренажера пробуждают в ребенке

желание

самому

активно

участвовать

в

процессе

исправления

звукопроизношения и позволяют повысить познавательную активность и

работоспособность.

ЦЕЛЬ наглядно-дидактического комплекта:

устранение фонетических нарушений воспитанников на этапе автоматизации

поставленных звуков в слогах, обеспечение речевой сноровки, компенсация

недоразвития фонематического слуха.

Наглядно-дидактический комплект «Фонетическая корзинка» позволяет

решить несколько ЗАДАЧ:

сформировать

у

воспитанников

правильные

условные

речевые

рефлексы, путем многократных тренировок, избавить воспитанников

от старых дефектных стереотипов;

повысить речевую мотивацию воспитанников для продуктивной

автоматизации звуков;

пробудить желание активно участвовать в процессе исправления

звукопроизношения;

повысить

познавательную

активность

и

работоспособность

воспитанника;

расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

регулировать поведенческие трудности;

развивать зрительную память и зрительное внимание.

Веселый персонаж кот Мурзик вносит элемент сказочности заданий.

Яркие, красочные наглядно-дидактические пособия комплекта привлекают

внимание ребят и вызывают интерес к выполнению сложных, тренировочных

упражнений и помогут педагогу разнообразить логопедические занятия.

При проведении дидактических игр учитель-логопед основывается на

дидактических принципах:

принцип системности, системность предполагает последовательно

развивающуюся и усложняющуюся систему игр;

принцип

повторности,

новые

знания

у

дошкольника

вызывают

значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных

представлений и способов усвоения знаний. И только в результате

повторения ребенок приобретает навыки;

принцип

наглядности,

у

воспитанников

дошкольного

возраста

преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или

картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово,

поэтому учитель-логопед использует

наглядные

игрушки, конкретные

предметы, картинки, муляжи и реальные предметы;

принцип динамичности восприятия;

принцип мотивации.

Оригинальность и методическая значимость

пособий комплекта

заключаются в доступности и оригинальности используемых материалов.

Пособия

комплекта

изготовлены

вручную,

не

смотря

на

простоту

изготовления, имеют эффективность и эстетичность оформления. Все

пособия

3D

формата

изготавливаются

из

различных

материалов.

Многократные проговаривания слогов на этапе автоматизации звуков не

вызовут у ребенка негативной реакции, так как все пособия выполнены в

красочном, цветном варианте, все задания не повторяются и имеют

сказочный характер. Занимаясь по фонетическим тренажерам, воспитанники

с легкостью в дальнейшем приобретают навыки чтения, овладения грамотой.

Эффективность

использования

наглядно-дидактического

комплекта

«Волшебная

корзинка

кота

Мурзика»

имеет

большое

коррекционное значение: это эффективные речевые тренинги, которые

позволяют устранить фонетическое неблагополучие детей и способствуют

развитию фонематического слуха и восприятия, а также обеспечивают

речевую сноровку.

СОДЕРЖАНИЕ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

«ФОНЕТИЧЕСКАЯ КОРЗИНКА»

Пособия, входящие в комплект «Фонетической корзинки», являются

средством пропедевтики плавного чтения.

Составные комплекта являются многофункциональными пособиями:

«Фонетический домик» и «Фонетическая ромашка» используются при

обучении дошкольников сливанию слогов в процессе подготовки к обучению

чтению; «Фонетическое дерево» используется для развития всех речевых

компонентов

дошкольников

по

типу

«чудо-дерево»;

«Фонетические

классики»

позволяют

упростить

процесс

запоминания

образов

букв;

«Фонетические варежки» используются как дидактическая игра «Буквы-

перевертыши» с целью обучения правильному написанию букв при

подготовке к обучению грамоте.

1 «ФОНЕТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА».

ОПИСАНИЕ:

включает в себя набор карточек на сливание слогов: открытых,

закрытых, звукосочитаний. На карточках изображено схематичное сливание

слогов с помощью символов гласных и согласных звуков.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:

повтори за мной (один слог, два слога, три слога).

Дополнительно

используются:

волшебная

палочка;

разноцветные

ногти-указки для обозначения последовательности проговаривания.

2 «ФОНЕТИЧЕСКИЙ ДОМИК».

ОПИСАНИЕ:

плоскостное изображение сказочного домика дополнено окнами-кармашками

для работы с символами гласных и согласных звуков. ВАРИАНТЫ

ЗАДАНИЙ:

повтори за мной (один слог, два слога, три слога);

пропой песенки как покажу (с помощью дополнительных атрибутов).

Дополнительно используются: цветные камешки и малые предметы;

стрелки плоскостные; волшебная палочка; разноцветные ногти-указки для

обозначения последовательности проговаривания.

3 «ФОНЕТИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО».

ОПИСАНИЕ:

вертикальное

объемное

силуэтное

дерево,

выполненное

из

обрабатывающегося

мебельного

флиса,

оснащенное

металлическими

пяточками для крепления карточек символов гласных и согласных звуков.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:

повтори за мной (один слог, два слога, три слога);

пропой песенки как покажу (с помощью дополнительных атрибутов);

покажи тот слог, какой услышал и повтори (один слог, два слога, три

слога).

Дополнительно используются: волшебная палочка; волшебная палочка

дирижера; разноцветные ногти-указки для обозначения последовательности

проговаривания.

4 «ФОНЕТИЧЕСКАЯ РОМАШКА».

ОПИСАНИЕ:

плоскостной

разбирающийся

силуэт

цветка

ромашки,

дополненный

картинками символов гласных и согласных звуков.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:

повтори за мной (один слог, два слога, три слога);

пропой песенки как покажу (с помощью дополнительных атрибутов);

покажи тот слог, какой услышал и повтори (один слог, два слога, три

слога).

Дополнительно используются: цветные камешки и малые предметы;

стрелки плоскостные; волшебная палочка; волшебная палочка дирижера;

разноцветные

ногти-указки

для

обозначения

последовательности

проговаривания.

5 «ФОНЕТИЧЕСКИЕ КУБИКИ».

ОПИСАНИЕ:

шесть объемных кубиков, на гранях которых изображены символы

гласных звуков; дополнены плоскостными символами согласных звуков.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:

повтори за мной слог, который выстроен (один слог, два слога, три

слога);

пропой песенку, которая выстроена (с помощью дополнительных

атрибутов);

покажи тот слог, какой услышал и повтори (один слог, два слога, три

слога).

Дополнительно используются: волшебная палочка; волшебная палочка

дирижера; разноцветные ногти-указки для обозначения последовательности

проговаривания.

6 «ФОНЕТИЧЕСКИЕ КИРПИЧИКИ».

ОПИСАНИЕ:

шесть объемных кирпичиков, на гранях которых изображены символы

гласных звуков; дополнены плоскостными символами согласных звуков.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:

повтори за мной слог, который в пирамидке (один слог, два слога, три

слога);

пропой песенку, которая в пирамидке (с помощью дополнительных

атрибутов);

покажи тот слог, какой услышал и повтори (один слог, два слога, три

слога).

Дополнительно используются: волшебная палочка; волшебная палочка

дирижера; разноцветные ногти-указки для обозначения последовательности

проговаривания.

7 «ФОНЕТИЧЕСКИЕ КЛАССИКИ».

ОПИСАНИЕ:

плоскостные

прономерованные

классики

разной

конфигурации;

дополнены карточками символов гласных и согласных звуков и цветными

камешками.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:

повтори за мной тот слог, который обозначен камешками (один слог,

два слога, три слога);

пропой песенку, которая обозначена камешками;

покажи тот слог, какой я пропою «по камешкам» и повтори (один слог,

два слога, три слога).

Дополнительно используются: цветные камешки для игры в классики.

8 «ФОНЕТИЧЕСКИЕ КАМЕШКИ».

ОПИСАНИЕ:

натуральные речные камни малого размера; дополнены силуэтами

символов гласных звуков и плоскостными символами согласных звуков.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:

пройди по камешкам и повтори за мной тот слог, который проговорю

(один слог, два слога, три слога);

пропой песенку, которую тебе предлагают камешки;

покажи тот слог, какой я пропою по камешкам и повтори его (один

слог, два слога, три слога).

Дополнительно

используются:

цветные

ногти-указки;

ботинки-

топтуны.

9 «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ВАРЕЖКИ».

ОПИСАНИЕ:

Пара

варежек,

сшитая

из

обрабатывающейся

ткани-плащевки;

дополнены липучкой и плоскостными символами гласных и согласных

звуков.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:

повтори за мной слог, который видишь (один слог, два слога, три

слога);

пропой песенку, которая на варежках;

повтори слог, который на варежках (один слог, два слога, три слога).

Использование пособий-тренажеров, помогут заинтересовать ребенка, и

превратят процесс автоматизации в веселую игру.

В коррекционной работе должно быть все подчинено закону детства

«Учимся играя».



В раздел образования