Авторы: Ким Диана Андреевна, Москвитина Наталья Юрьевна
Должность: кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования
Учебное заведение: ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: в наше время стали появляться дискуссии о толерантном
мире, в котором не существует насилия и жестокости, где главной ценностью
является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая
личность. Толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших
привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире
непохожих людей.
Ключевые слова: толерантность, дошкольный возраст, особенности
воспитания.
Культурный человек в современном обществе – это не только умный,
образованный человек, но и тот, который обладает чувством уважения к
окружающим, а они проявляют это чувство к нему. Обязательно нужно
формировать у подрастающего поколения умение взаимодействовать с
окружающими на основе взаимопонимания и сотрудничества, готовности
принять человека таким, какой он есть, его взгляды и привычки. У
образовательного учреждения есть определённая задача, а именно, чтобы из
его стен вышли самостоятельные люди, обладающие толерантностью в
качестве основы своей жизненной позиции.
О толерантности говорят, как об уважение, о равенстве, об отказе от
насилия,
принятии
ценностей,
верований
и
норм
другого
человека.
Толерантность - это мир, добро и взаимопонимание, взаимодействие людей
на основе согласия. Толерантность – это важный компонент в жизни зрелой
личности, имеющей свои ценности и интересы, с уважением относящейся к
позициям и ценностям других людей.
В дошкольном возрасте ребенок получает основы культуры личности,
ее фундамент, который соответствует духовным ценностям человека.
Становление личностной культуры означает, что ребенок приобщается к
общим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться
ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в определённое
время, приобщается к всеобщим средствам жизни людей.
Необходимо
воспитывать
толерантность
именно
в
дошкольном
возрасте,
так
как
сензитивным
является
именно
этот
возраст.
Он
благоприятен для формирования и развития нравственных качеств, а
впервую очередь, толерантности. Под основами толерантной культуры
ребенка дошкольного возраста подразумевают общечеловеческую ценность,
отражающую
высоконравственную
базу
поведения
детей
в
социуме,
коммуникации
и
взаимодействия
с
людьми
разных
национальных
принадлежностей и вероисповеданий.
В
старшем
дошкольном
возрасте
целесообразно
начинать
формирование основ толерантности, потому что именно этот возраст
является благоприятным для воспитания нравственных качеств, именно в
этом возрасте закладывается базис для дальнейшего развития личности
ребенка.
С четырёх лет у ребёнка формируется личное отношение к человеку
другой национальности, полагаясь на обычные проявления человеческих
чувств и непредубеждённых знаний, при этом своеобразие национального
лишь подчёркивает значимость общечеловеческого. Как бывает, старшие
дошкольники
не
конфликтуют
с
людьми
другой
национальной
принадлежности. Но выявлены проявления другого отношения. Вместе с тем
замечены проявления иного отношения: насмешливость, осторожность,
передразнивание и т.д. В их основе лежат следующие факторы:
– детская откровенность;
– ограниченный жизненный опыт;
– детская бестактность;
– отсутствие представлений о людях других национальностей и их
культуре, общение с ними и т.д.
В
формировании
толерантности
у
дошкольников
необходимо
опираться на игровые технологии, потому что игра является основным видом
деятельности детей дошкольного возраста.
У дошкольников основы толерантности закладываются в процессе
деятельности на занятиях, вне занятий, в играх, в частности посещение
библиотек, краеведческих и экологических музеев. А также – это огромная и
ценная каждодневная работа воспитателей. Одним из важных и основных
критериев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является
общая
работа
родителей
и
педагогов.
Основной
смысл
семьи
в
формировании
толерантного
сознания
и
поведения
ребенка
трудно
переоценить. Родители являются самыми первыми и главными педагогами
своих детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и
любое другое качество,
если они не являются единомышленниками
педагогов в решении этой проблемы. В основе общей работы воспитателей и
родителей
лежат
принципы
доверительного
отношения
и
уважения,
взаимопомощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Деятельность воспитателей с родителями по формированию толерантности у
детей
должна
осуществляться
с
учетом
особенностей
семейных
взаимоотношений.
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности
актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена
изменениями последних
десятилетий в
экономической,
политической,
культурной жизни страны.
Список литературы:
1.
Асмолов,
А.Г.
Историческая
культура
и
педагогика
толерантности / А.Г. Асмолов //Мемориал. 2015. — №24. — С.61-63.
2.
Глебкин, В.В. Толерантность и проблема понимания /В. В.
Глебкин //На пути к толерантному сознанию. — М.: Смысл, 2017. – 356 с.
3.
Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности/Ж.М. Глозман. —
М.: Педагогика, 2015. — 206 с.
4.
Новоселова, С.Л. Игра дошкольника: учебное пособие/ С.Л.
Новоселова. – Москва: Просвещение, 2010. – 286 с.
5.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Шведовой Н.Ю.
– М.: Рус. Яз., 2011. – 917 с.
6.
Шалин,
В.В.
Образование
и
формирование
культуры
толерантности / В.В. Шалин. //История. — 2017. — №11. — С. 8 — 10.