Напоминание

"Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста"


Авторы: Ким Диана Андреевна, Москвитина Наталья Юрьевна
Должность: кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования
Учебное заведение: ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: в наше время стали появляться дискуссии о толерантном

мире, в котором не существует насилия и жестокости, где главной ценностью

является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая

личность. Толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших

привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире

непохожих людей.

Ключевые слова: толерантность, дошкольный возраст, особенности

воспитания.

Культурный человек в современном обществе – это не только умный,

образованный человек, но и тот, который обладает чувством уважения к

окружающим, а они проявляют это чувство к нему. Обязательно нужно

формировать у подрастающего поколения умение взаимодействовать с

окружающими на основе взаимопонимания и сотрудничества, готовности

принять человека таким, какой он есть, его взгляды и привычки. У

образовательного учреждения есть определённая задача, а именно, чтобы из

его стен вышли самостоятельные люди, обладающие толерантностью в

качестве основы своей жизненной позиции.

О толерантности говорят, как об уважение, о равенстве, об отказе от

насилия,

принятии

ценностей,

верований

и

норм

другого

человека.

Толерантность - это мир, добро и взаимопонимание, взаимодействие людей

на основе согласия. Толерантность – это важный компонент в жизни зрелой

личности, имеющей свои ценности и интересы, с уважением относящейся к

позициям и ценностям других людей.

В дошкольном возрасте ребенок получает основы культуры личности,

ее фундамент, который соответствует духовным ценностям человека.

Становление личностной культуры означает, что ребенок приобщается к

общим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться

ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в определённое

время, приобщается к всеобщим средствам жизни людей.

Необходимо

воспитывать

толерантность

именно

в

дошкольном

возрасте,

так

как

сензитивным

является

именно

этот

возраст.

Он

благоприятен для формирования и развития нравственных качеств, а

впервую очередь, толерантности. Под основами толерантной культуры

ребенка дошкольного возраста подразумевают общечеловеческую ценность,

отражающую

высоконравственную

базу

поведения

детей

в

социуме,

коммуникации

и

взаимодействия

с

людьми

разных

национальных

принадлежностей и вероисповеданий.

В

старшем

дошкольном

возрасте

целесообразно

начинать

формирование основ толерантности, потому что именно этот возраст

является благоприятным для воспитания нравственных качеств, именно в

этом возрасте закладывается базис для дальнейшего развития личности

ребенка.

С четырёх лет у ребёнка формируется личное отношение к человеку

другой национальности, полагаясь на обычные проявления человеческих

чувств и непредубеждённых знаний, при этом своеобразие национального

лишь подчёркивает значимость общечеловеческого. Как бывает, старшие

дошкольники

не

конфликтуют

с

людьми

другой

национальной

принадлежности. Но выявлены проявления другого отношения. Вместе с тем

замечены проявления иного отношения: насмешливость, осторожность,

передразнивание и т.д. В их основе лежат следующие факторы:

– детская откровенность;

– ограниченный жизненный опыт;

– детская бестактность;

– отсутствие представлений о людях других национальностей и их

культуре, общение с ними и т.д.

В

формировании

толерантности

у

дошкольников

необходимо

опираться на игровые технологии, потому что игра является основным видом

деятельности детей дошкольного возраста.

У дошкольников основы толерантности закладываются в процессе

деятельности на занятиях, вне занятий, в играх, в частности посещение

библиотек, краеведческих и экологических музеев. А также – это огромная и

ценная каждодневная работа воспитателей. Одним из важных и основных

критериев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является

общая

работа

родителей

и

педагогов.

Основной

смысл

семьи

в

формировании

толерантного

сознания

и

поведения

ребенка

трудно

переоценить. Родители являются самыми первыми и главными педагогами

своих детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и

любое другое качество,

если они не являются единомышленниками

педагогов в решении этой проблемы. В основе общей работы воспитателей и

родителей

лежат

принципы

доверительного

отношения

и

уважения,

взаимопомощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Деятельность воспитателей с родителями по формированию толерантности у

детей

должна

осуществляться

с

учетом

особенностей

семейных

взаимоотношений.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности

актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена

изменениями последних

десятилетий в

экономической,

политической,

культурной жизни страны.

Список литературы:

1.

Асмолов,

А.Г.

Историческая

культура

и

педагогика

толерантности / А.Г. Асмолов //Мемориал. 2015. — №24. — С.61-63.

2.

Глебкин, В.В. Толерантность и проблема понимания /В. В.

Глебкин //На пути к толерантному сознанию. — М.: Смысл, 2017. – 356 с.

3.

Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности/Ж.М. Глозман. —

М.: Педагогика, 2015. — 206 с.

4.

Новоселова, С.Л. Игра дошкольника: учебное пособие/ С.Л.

Новоселова. – Москва: Просвещение, 2010. – 286 с.

5.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Шведовой Н.Ю.

– М.: Рус. Яз., 2011. – 917 с.

6.

Шалин,

В.В.

Образование

и

формирование

культуры

толерантности / В.В. Шалин. //История. — 2017. — №11. — С. 8 — 10.



В раздел образования