Напоминание

Разработка урока на тему "Мировая художественная культура"


Автор: Тен Алина Робертовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №33
Населённый пункт: Ставропольский край г. Новопавловск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Разработка урока на тему "Мировая художественная культура"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока на тему:

«Мировая художественная культура»

Цели урока:

Сравнить понятия «культура» и «цивилизация»

Раскрыть понятие «мировая художественная культура»

Рассмотреть и проанализировать картины художников

Оборудование: раздаточный материал (картины)

Ход урока

Эпиграф к уроку:

"Вне культуры существование человечества на планете лишается

смысла".

Д.С. Лихачев

1) Актуализация опорных знаний

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими

понятиями как «цивилизация» и «культура», посмотрели видеоролик, в

котором узнали интересные факты о культуре в разных странах. Дома вы на

оценку составляли таблицу, в которую внесли основные различия между

«культурой» и «цивилизацией». (один учащийся устно комментирует свою

таблицу, остальные сдают тетради в конце урока)

Примерная таблица

2) Изучение нового материала

Учитель: Обратите внимание на доску, на ней написан эпиграф к

сегодняшнему уроку. Как вы понимаете значение этих слов? Почему человек

не может жить без культуры?

Ответы учащихся.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир культуры и

подробнее поговорим о мировой художественной культуре. Несомненно,

каждый из вас часто сталкивается с таким понятием, как культура. Но что же

такое «мировая художественная культура» и можно ли ее ставить в один ряд с

«искусством»?

Ответы учащихся.

Учитель: У каждого народа - своя культура, а вместе все народы мира

создали свою мировую культуру. Но здесь важно понять: мировая культура -

не просто сумма культур разных народов: русская культура, плюс

французская, плюс китайская. Мировая культура - это постоянное

взаимодействие культур, их «сотрудничество». Каждый народ говорит с

другими народами, с людьми, отделенными от него столетиями, веками,

языком. И эти языки понятны нам с вами. Если только, конечно, мы

научились их понимать. Именно об этом взаимодействии мы с вами и будем

говорить. Мировая художественная культура берет свое начало задолго до

того, как началась история нашего народа. Недаром мы часто слышим такие

сочетания, как «шедевры мирового масштаба», «культурный феномен»,

«культурное наследие» и т.д. Давайте с вами попробуем привести примеры

шедевров мирового масштаба и попробовать объяснить, почему они носят

это гордое звание.

Ученики: Картины Ван Гога, архитектура Египта, произведения

художественной литературы (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М.

Достоевский), великие классики (Моцарт, Бах)

Учитель: Я полностью с вами согласна и считаю, что достоинства

нашей культуры можно перечислять очень долго. На то, чтобы описать все,

что создавалось веками, не хватит и жизни. Хотелось бы обратить ваше

внимание на некоторые из них. Я буду показывать картины, а вы

постараетесь определить художника.

1)

Ответ: Ван Гог «Натюрморт с подсолнухами».

2)

Ответ: Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

3)

Ответ: Валентин Серов «Девочка с персиками»

4)

Ответ: Ван Гог «Лунная ночь».

Учитель: Молодцы, ребята, даже если кто-то что-то не знал, это не

повод расстраиваться, это значит, что вам есть к чему стремиться. Больше

читайте, по возможности посещайте музеи, смотрите канал «Культура»,

изучайте биографии Великих людей.

Рубрика

«Это

интересно»

Ученик рассказывает заранее подготовленный материал

Мы говорим «День народного единства», а подразумеваем праздник

иконы Казанской Божией Матери. С 1649 года по 1917 год наши предки

праздновали этот день также, как мы сегодня отмечаем 9 мая. В самые

тяжелые минуты этот святой образ всегда становился на пути наших врагов.

История Казанской иконы начинается с ее чудесного явления в Казани в

1579 году. После катастрофического пожара, который опустошил

практически половину города, девятилетней дочери стрельца Онучина

Матроне явилась Богородица. Матерь Божия открыла девочке, что под

пепелищем дома Онучиных находится Ее чудотворный образ, зарытый в

землю исповедниками христианства еще при татарском владычестве. В

указанном месте на глубине около метра был найден образ.

В 1811 году список Казанской иконы Божией Матери был поставлен в

только что построенном Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Здесь в 1812

году Михаил Кутузов молился перед чудотворным образом о победе над

Наполеоном. Интересно, что начало перелома в войне наступило в день

праздника Казанской иконы Божией Матери. Именно в этот день выпал снег

и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.

3) Рефлексия:

- что нового сегодня узнали?

- с какими картинами познакомились впервые?

- захотелось ли вам подробнее изучить биографию какого-нибудь

великого художника/архитектора/мастера слова?

4) Домашнее задание:

Учитель: Дома я предлагаю выбрать одного-двух художников, чьи картины

производят на вас особое впечатление и рассказать о его самых знаменитых

картинах + творческое задание на дополнительную оценку: Составить список

самых популярных шедевров мирового кинематографа (эта тема

затрагивается не так часто, как хотелось бы, поэтому мы с вами остановимся

на ней подробней)

Всем спасибо за урок!



В раздел образования