Автор: Загайнова Елена Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Республика Коми г. Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи старших дошкольников через использование современных технологий ( Синквейн)
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи старших дошкольников
через использование современных технологий ( Синквейн)
Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка
Психологи
и
практикующие
педагоги
отмечают,
что
у
старших
дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас,
дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им
трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из
способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются
современными
педагогами
ДОУ
в
непосредственной
образовательной
деятельности. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять
синквейны в форме игры.
1. Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы
Синквейн
был
придуман
в
начале
XX
века
Аделаидой
Крэпси
–
американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси
придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на
подсчете
слогов
в
каждой
строке.
Придуманный
ей
традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в
первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в
стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн впервые начали использовать в Америке Его
отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на
подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки. Классический
(строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или
местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают
свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о
действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное
отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы;
своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может
быть посвящено любой теме. При этом в дидактическом синквейне можно
отступать от правил, например, главная тема или резюме может
формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять
из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.
2.Составление синквейна
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие,
при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов.
Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.Для тренировки
лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и
понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить
синквейн на примере темы «мыло». Соответственно,
первая строка – «мыло».
Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое?
Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и
выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как
понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное
мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое
и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка– три действия предмета. Тут у дошкольников часто
возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных
абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только
действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним
происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих.
Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может
выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а
самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и
выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже
порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу,
если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля,
который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением
подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут
быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в
данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой
синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил
коленку.
Или
пробовал
делать
мыло
самостоятельно.
Или
мыло
ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки
перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное –
уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки».
Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным
запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой:
«Запах сладкий, вкус противный».
И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно
перечитать
получившееся
стихотворение,
задуматься
над
возникшим
образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом.
Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель
его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки
сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка
синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет
«чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте
поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна
строгой формы.
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо
пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще
вспомнили про свойства и функции мыла.
Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более
сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать
составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс»,
стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему
«мама», , может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8
Марта. А тексты синквейнов, написанные дошкольниками на одну и ту же
тему, могут составить основу для каких-либо проектов. Например, ко Дню
Победы или Новому году дети могут сделать плакат или газету с подборкой
собственноручно написанных тематических стихотворений.