Напоминание

Развитие речи старших дошкольников через использование современных технологий ( Синквейн)


Автор: Загайнова Елена Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Республика Коми г. Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи старших дошкольников через использование современных технологий ( Синквейн)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи старших дошкольников

через использование современных технологий ( Синквейн)

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.

Античная поговорка

Психологи

и

практикующие

педагоги

отмечают,

что

у

старших

дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас,

дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им

трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из

способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются

современными

педагогами

ДОУ

в

непосредственной

образовательной

деятельности. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять

синквейны в форме игры.

1. Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы

Синквейн

был

придуман

в

начале

XX

века

Аделаидой

Крэпси

американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси

придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на

подсчете

слогов

в

каждой

строке.

Придуманный

ей

традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в

первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в

стихотворении должно было быть 22 слога.

Дидактический синквейн впервые начали использовать в Америке Его

отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на

подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки. Классический

(строгий) дидактический синквейн строится так:

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или

местоимение;

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают

свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о

действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное

отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы;

своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может

быть посвящено любой теме. При этом в дидактическом синквейне можно

отступать от правил, например, главная тема или резюме может

формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять

из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.

2.Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие,

при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов.

Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.Для тренировки

лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и

понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить

синквейн на примере темы «мыло». Соответственно,

первая строка – «мыло».

Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое?

Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и

выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как

понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное

мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое

и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».

Третья строка– три действия предмета. Тут у дошкольников часто

возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных

абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только

действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним

происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих.

Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может

выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а

самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и

выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».

Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже

порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу,

если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля,

который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением

подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут

быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в

данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой

синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил

коленку.

Или

пробовал

делать

мыло

самостоятельно.

Или

мыло

ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки

перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное –

уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки».

Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным

запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой:

«Запах сладкий, вкус противный».

И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно

перечитать

получившееся

стихотворение,

задуматься

над

возникшим

образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом.

Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель

его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки

сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка

синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет

«чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте

поедания мыла – «разочарование» или «обман».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна

строгой формы.

Мыло.

Прозрачное, клубничное.

Моет, пахнет, пузырится.

Запах сладкий, вкус противный.

Разочарование.

Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо

пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще

вспомнили про свойства и функции мыла.

Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более

сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать

составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс»,

стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему

«мама», , может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8

Марта. А тексты синквейнов, написанные дошкольниками на одну и ту же

тему, могут составить основу для каких-либо проектов. Например, ко Дню

Победы или Новому году дети могут сделать плакат или газету с подборкой

собственноручно написанных тематических стихотворений.



В раздел образования