Автор: Дегтярев Николай Михайлович
Должность: учитель Безопасности жизнедеятельности
Учебное заведение: МКОУ Васильевская ООШ
Населённый пункт: с.Васильевка, Бутурлиновского р-на, Воронежской обл.
Наименование материала: Методический материал
Тема: Компьютер и здоровье
Раздел: среднее образование
Предмет: ОБЖ
Класс: 5
Тип урока: Комбинированный урок
Технологическая карта урока
Тема
Компьютер и здоровье
Цели
Определить факторы негативного воздействия компьютера на здоровье человека.
Планируемый
результат
Углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных знаний.
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование желания преодолевать трудности;
- формирование личностных универсальных учебных действий, связанных в основном с морально-этической
ориентацией и смыслообразованием.
Метапредметные:
регулятивные:
- учится давать оценку результатам своей деятельности;
- умение слушать и понимать других, при этом тактично высказывать свою точку зрения;
- работать согласно плану урока, следовать цели;
- под руководством педагога находить и исправлять ошибки.
коммуникативные:
- аргументировать свое мнение;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;
- участвовать в коллективном обсуждении, корректировать поведение и преодолевать конфликты.
познавательные:
- извлекать информацию из различных источников;
- перерабатывать, систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.).
Предметные:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- изучение и обобщение информационных ресурсов о воздействии ПК на человека.
Основные понятия
Психическая нагрузка, компьютерная зависимость, интернет зависимость, игровая зависимость, коммуникационные
риски, кибербуллер, электронные риски, контентные риски.
Метапредметные
связи
Информатика, физическая культура, биология (анатомия)
Ресурсы
Рабочая тетрадь, учебник, презентация.
Технические
средства обучения
Компьютер, медиа проектор.
Организация
пространства
Фронтальная работа, групповая работа, коллективная работа.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный
этап
Приветствие.
Проверяет списочный состав класса.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель.
Отвечают на вопросы учителя.
Выявляют закономерности.
Постановка цели и
задач урока.
Мотивация учебной
деятельности
учащихся
Уточняет понимание учеников поставленных целей.
Подготавливает к реализации и формированию правильных целей и
задач.
Мотивирует и побуждает к высказыванию своего мнения.
Высказывают свои предположения.
Актуализация
знаний
Фронтальный опрос
1.Есть ли у вас дома компьютер?
2. В каком возрасте вы начали работать-играть за компьютером?
3. Сколько времени в день в среднем вы проводите за
компьютером?
4. Делаете ли вы физкультминутки в перерывах при работе за
компьютером?
5. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?
6. Делаете ли вы при работе за компьютером гимнастику для глаз?
7. Устают ли у вас при работе за компьютером спина, шея, руки?
8. Что вас больше интересует (компьютер или чтение книги,
прогулка на свежем воздухе или компьютер, непосредственное,
«живое» общение с другом или общение с помощью компьютера и
т.д.)?
9. Какого рода деятельностью вы занимаетесь за компьютером?
Отвечают на вопросы учителя.
Выдвигают свое мнение.
Первичное усвоение
Мотивирует и побуждает к высказыванию своего мнения.
Высказывают свое мнение
новых знаний
Проводит беседу по уточнению первичных знаний.
Конкретизирует и делает акценты на правильных высказываниях
учащихся.
Основные вредные факторы при работе за компьютером:
- нагрузка на зрение;
- стесненная поза;
- заболевание суставов кистей рук;
- наличие излучения монитора;
- психическая нагрузка и стресс;
- компьютерная зависимость.
Временные и возрастные рамки для пользования ПК
Признаки компьютерной, игровой и интернет зависимости.
Риски или категории угроз, с которыми можно столкнуться при
использовании технологий.
Самостоятельная работа обучающихся.
Участвуют в диалоге.
Выдвигают свое мнение.
Работают с учебником.
Находят в тексте понятия, информацию.
Работают с учебником.
Поиск истины (сравнение своего мнения с материалом
в учебном пособии)
Первичное
закрепление
Выборочный контроль.
Уточнение и конкретизация первичных знаний.
Проведение фронтального опроса
Побуждает к высказыванию своего мнения.
1. Назовите известные вам вредные факторы при работе за
компьютером.
2. Кто такой кибербуллер?
3. Что такое электронный риск и его опасность для пользователя?
4. Какие правила необходимо соблюдать для работы с
компьютером?
Высказывают свое мнение
Конкретизируют ответы, согласно цели и задачам
урока.
Делают выводы в зависимости от личного опыта
(пользования компьютером)
Выстраивают понятия из полученного,
проанализированного материала.
Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению
Разбирает домашнее задание.
Комментирует и подводит к правильному пониманию его
выполнения.
Ситуационные задачи:
1)
После прочтения текста, продумайте и разработайте свой
режим работы за ПК. Запишите этот план в дневник
безопасности, согласуйте его с родителями и постарайтесь
придерживаться его в повседневной жизни.
2)
Придумайте физкультминутку для отдыха спины, глаз, рук,
кистей и пальцев.
Записывают домашнее задание.
Анализируют.
Рефлексия
Подводит обучающихся к выводу.
Формулируют выводы наблюдений
(подведение итогов
занятия)
Делает акцент на результатах урока, полученных знаниях и
учебном материале.
Выставление и комментирование оценок.
Повторяют основные понятия нового материала.
Формулируют полученные знания
Результаты беседы показали, что большинство
школьников не знают норм работы за компьютером,
недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за
компьютером, слишком много времени, что может
привести к возникновению различных заболеваний, в
том числе психических.
Подтверждают умения и навыки на практике.