Напоминание

«Подготовка детей к школе в детском саду с использованием инфографики»


Авторы: Чашина Татьяна Вениаминовна, Гладкова Наталия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: проект
Тема: «Подготовка детей к школе в детском саду с использованием инфографики»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Подготовка детей к школе в детском саду с использованием

инфографики»

Авторы: Чашина Т.В.

Гладкова Н.П.

Проект

«Подготовка детей к школе в детском саду с использованием

инфографики»

Представленный материал предполагает использование современных

технологий при работе с детьми и родителями, педагогическое просвещение

родителей.

Актуальность проекта

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника.

Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее

число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и

адаптироваться к школьной жизни. Маленький человек находится в

состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное,

но пока еще неопределенное, непонятное. Детей привлекает лишь внешняя

сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить

обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если

ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого

запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно

проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному

обучению. Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как

он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее

подачи со стороны родителей и воспитателей. Сегодня, много внимания

продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало

внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней

позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у

детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что

делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает

новой деятельности личный смысл, значимый и важный. Ряд авторов

подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения

к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский,

Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д.

Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко).

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики

доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию

положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Сроки реализации: краткосрочный

Вид проекта: познавательный

Возраст детей: старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет

Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы,

родители воспитанников.

Проблема: несформированность мотивационной готовности детей

старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика

дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его

успешности.

Цель:

-формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной

готовности к обучению в школе, через использование современных

технологий;

- создание условий для информационной подготовки родителей к новым

жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

Задачи:

1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика

(закрепление положительных представлений о школе, желание учиться

в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).

2. Формировать учебно- познавательные мотивы.

3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление,

восприятие, воображение) и формировать их произвольность.

4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в

общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса

обучения.

5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность

и адекватную самооценку.

6. Способствовать снижению чувства тревожности.

7. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной

подготовки детей.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т. к. только

целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому

позитивному изменению.

Особенности проекта: все мероприятия с детьми и родителями

обязательно сопровождаются мультимедийной информацией. Презентации,

графики, видеофайлы и др. Т.е. проект реализуется с помощью инфографики.

Давайте сначала разберемся что такое инфографика? Инфографика или, по -

другому, визуализация данных — относительно новая технология подачи

информации в виде визуальных образов.

Она появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых

периодических изданий. От переизбытка информации в нашем современном

образовании появилась потребность кратко и интересно излагать учебный

материал. Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним,

основывается на визуальном восприятии, поэтому можно легко понять,

почему такое простое и наглядное средство визуализации данных, как

инфографика, выделяется среди других средств обучения. То есть

инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию

информации.

Инфографика объединяет визуальные элементы и тексты. Основная цель

инфографики –информирование. Существуют: статичная или печатная

инфографика – содержащая один слайд без анимированных элементов;

динамичная инфографика –это небольшое видео, в котором представлены

картинки, видео и текст. интерактивная инфографика – представлена в виде

картинки, анимации или видео, а также переходов на дополнительные

сведения (она позволяет изменять данные, отображаемые в графической

форме).

Основная цель инфографики — совершенствование процесса восприятия

информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также

передача данных в кратком и необычном виде. Принципы создания

инфографики: актуальность, лаконичность, образность, последовательность

и, конечно, эстетичность.

Дошкольное образование является начальным звеном непрерывного

образования и направлено на обеспечение условий для самореализации

ребёнка и его социализации. Математическому образованию в этом процессе

отводится особая роль, так как математика относится к весьма значимым для

современного общества областям знаний, накопленных и широко

используемых человечеством. Математическое образование является

средством интеллектуального развития ребёнка, расширяющим возможности

его успешной адаптации к процессам информатизации общества.

Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном

участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных,

двигательных.

Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и

представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент

для формирования на их основе математический понятий.

Сделать обучение наглядным - это не только создать зрительные образы, но

включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. На

занятиях по математике, в детском саду воспитатель в зависимости от

дидактических задач использует разнообразные средства наглядности.

Однако самой плодотворной в организации внимания дошкольников, их

мыслительной активности будет работа с дидактическим материалом,

содержащим познавательную задачу; ребенок уже при этом ставится перед

необходимостью решать ее самостоятельно. И помочь в этом может

использование инфографики.

Инфографика – это технология подачи информации в виде визуальных

образов. Очень много информации вокруг мы воспринимаем визуально и

наш мозг любит картинки. Может показаться, что она возникла недавно с

развитием информационных технологий, но это не так. Инфографика

существовала всегда, и мы можем найти ее проявления в разных эпохах. Так,

например, первобытные люди верили, что наскальные рисунки, помогут им

во время охоты, или защитят от злых сил. Такая элементарная инфографика

помогла сохранить информацию для будущих поколений.

В настоящее время трудно представить изложение информации, без

использования графических средств. Инфографика позволяет быстро и чётко

преподнести сложную информацию. Она делает ее более наглядной и

доступной для восприятия. Различные таблицы, схемы, карты являются

примерами учебной инфографики.

То есть инфографика, как метод обучения, способствует лучшему

запоминанию информации. С помощью этого метода можно организовать

интересную непрерывную образовательную деятельность, повысить интерес

детей к выполнению учебных заданий.

Важнейшим принципом применения инфографики является наглядность,

способствующая развитию визуального мышления в основе которого лежит

оперирование наглядными изображениями.

Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще

и познавательную, служит инструментом познания. Она позволяет

формировать у детей целостное представление о предметах, явлениях. С ее

помощью можно продемонстрировать соотношение частей или различных

предметов, показать причинно-следственные связи.

Использование инфографики при рассматривании предметов, явлений,

процессов с разных позиций, способствует тому, что дети учатся выделять

главное и второстепенное. Это помогает формированию предпосылок

креативного мышления.

Применение инфографики в образовательном процессе не представляет

никакой сложности, ее легко можно вывести с помощью проектора на доску

или распечатать. Можно использовать как при работе со всей группой (на

интерактивной доске, демонстрационном экране), так и индивидуально с

отдельным ребенком (распечатанные листы заданий). Яркие картинки

быстрее привлекают внимание дошкольников.

Где можно использовать инфографику?

1. В работе с детьми. Во время ознакомления с новым материалом или

закрепления знаний; для организации работы в парах, мини-группах, в

режимных моментах, в различных видах детской деятельности. Для

представления результатов исследовательской или проектной деятельности

(например, при создании постера, где отражаются все этапы исследования)

2. Для представления личного педагогического опыта. Понятные графики и

диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. Это способ делиться

опытом и результатами исследований.

3. В работе с родителями. Информационные стенды станут намного

интереснее, если они будут наполнены инфографикой. Ведь наша задача

донести до родителей определенную информацию в простой, доступной

форме. Яркие картинки, заменяющие текст, облегчают восприятие и

усвоение информации

Чтобы создать яркую и запоминающуюся инфографику, прежде всего, нужно

определиться с идеей, выбрать тему. На этом этапе важно понимать, что мы

хотим донести до своей аудитории, будь то взрослые или дети.

Следующий этап - сбор информации. Она может быть представлена в виде

текста, видео, таблиц и т.д. Материал, на базе которого будут построены

элементы инфографики, должен быть максимально простым, количество -

текста минимальным. Затем нужно обработать информацию и оставить самое

важное.

Далее выбираем тип инфографики, необходимо решить в каком формате мы

будем представлять информацию. Это может быть презентация,

одностраничная картинка, видеоролик.

Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. На

данном этапе создается законченная информационная композиция.

Разрабатывая структуру инфографики нужно помнить, что она должна быть

доступной для восприятия.

Инфографика в зависимости от целей обучения, может быть статичной,

динамической, где используются анимированные элементы, интерактивной

когда предполагается управление отображением данных.

Инфографика позволяет говорить с ребенком на языке образов и ассоциаций,

что соответствует как наглядно-образному типу мышления, так и

особенностям восприятия информации.

Таким образом, инфографика – это современный метод обучения,

позволяющий хорошо усваивать учебную информацию. Применение данного

метода дает возможность организовать интересную совместную работу на

занятиях.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

• получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной

деятельности с родителями.

Родители:

•уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных

психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к

обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей

развития своего ребенка;

• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со

специалистами.

Педагоги:

• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их

родителях;

• реализуют возможность обобщения и распространения передового

педагогического опыта средствами инфографики;

• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.

1. Подготовительный этап

В ходе подготовительного этапа происходит разработка

структуры проекта и подбираются материалы:

- изучение литературы по теме проекта;

- планирование образовательной деятельности в рамках проекта;

- составление комплексного плана взаимодействия педагогов ДОУ и

родителей;

- разработка методических материалов для обеспечения педагогического

процесса.

- подготовка необходимого материала для познавательной деятельности

(создание презентаций и минифильмов по теме проекта)

План сотрудничества с родителями детей

Мероприятие Цель

Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению,

Консультация:

- «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Семинар-практикум

«В семье первоклассник». Подготовка родителей к новой социальной

роли «родители первоклассника».

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке

детей к школе:

«Советы родителям будущих первоклассников»,

«Как подготовить ребенка к школе»,

«Леворукий ребенок»

«Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе»,

План образовательной деятельности по подготовке детей к школе

Мероприятие

Виртуальная экскурсия в школу. Воспитывать интерес к школьному

обучению.

Знакомство с традициями школьной жизни.

Беседа «Профессия-учитель». Расширять знания детей о профессии

учителя,

Интеллектуальная игра

«Я знаю все». Воспитывать умение работать в коллективе,

побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра «Школа». Закрепить в игре правила поведения

в школе.

Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Выставка детских работ

«Я рисую школу». Развивать фантазию и творчество дошкольников,

совершенствовать мелкую моторику руки.

Дидактическая игра

«Собери портфель». Закрепление знаний о школьных принадлежностях.

Вечер загадок «Скоро в школу». Воспитание интереса к школьной жизни.

Развитие внимания, мышления.

Беседа об уроках, переменах и

школьном звонке. Продолжать знакомить со школьным распорядком,

с правилами поведения в школе.

Воспитывать интерес к школьному обучению.

Воспитывать умение детей осознанно

подчиняться установленным правилам.

Совместное детско-родительское развлечение «что такое школа?)

Вызвать у детей положительные эмоции,

поддерживать желание идти в школу.

1. Основной этап - реализация проекта

Психологическая готовность к школе включает качество личности

ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса найти свое место в нем,

включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те

условные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, и то

умение устанавливать и поддерживать взаимоотношение со сверстниками,

которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Мотивы учения и положительное отношения к школе – одна из

важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в

подготовке детей к школе.

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов

учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех

основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального

3. формирование опыта учебной деятельности.

Формирование готовности к школе включает в себя:

• Вырабатывание у детей представления о занятиях, как важной

деятельности для приобретения знаний.

• Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности,

старательности.

• Воспитания у дошкольника опыта деятельности в

коллективе и положительного отношения к сверстникам.

• Формирование у детей навыков организованного поведения,

учебной деятельности в условиях коллектива.

Использование современных технологий в ДОУ.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества

затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как

начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень

не может осуществляться без разработки инновационных технологий. На

смену традиционным методам приходят активные методы обучения и

воспитания с использованием инфографики..

Педагогические технологии

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного

пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе

современных образовательных технологий. К их числу смело можно отнести

метод инфографики. Современным педагогическим технологиям присущи

следующие характеристики: эффективность, наукоемкость, универсальность,

интегрированность. Таким образом, использование современных технологий

в воспитательно – образовательном процессе ДОУ актуально и эффективно,

особенно при подготовке детей к школе. Работая по современным

образовательным технологиям, у воспитателя происходит постоянное

творческое обновление, развитие и совершенствование, что всегда актуально

для педагогической профессии.

Роль родителей в подготовке к школе.

На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят

перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.

Два основных направления взаимодействия с семьей при

психологической подготовке детей к школе:

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности

родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские

уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по

данной теме. В наш век тотальной занятости уместно будет проводить

мероприятия с родителями посредствам дистанционной связи: ВК, Viber,

WhatsApp и др.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского

сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается

возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

• отсутствие формализма в организации работы с семьей;

• выявление общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Формы взаимодействия подразделяются:

- на коллективные,

- индивидуальные,

- наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

• Совместные досуги, праздники.

• Участие родителей в выставках.

• Организация дней открытых дверей.

• Выпуск газет.

• Устные педагогические журналы.

• Занятия о профессиях, которые проводят родители.

Заключительный этап.

На завершающем этапе планируется:

- оформление аналитического отчета в формате мультимедийной

презентации;

- создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата

воспитательно-образовательного процесса;

Предполагаемый результат:

• улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;

• обеспечение естественности перехода из детского сада в школу;

• углубление интереса к жизни в школе;

• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь

семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.

Советы родителям будущих первоклассников:

• Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие

обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных

примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению

новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних

проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее

содержательной стороной.

• Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не

приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои

усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными

требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми

сторонами.

• Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку

преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и

своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в

ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые.

• Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и

буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят

в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш

делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же

каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он

примиряется с собственной никчемностью.

• Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает

маленькому человеку формировать реалистические представления о

результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в

конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика

со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку

ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.

• Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его

ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не

будет трогать вещи, принадлежащие ему.

Социализация в жизни человека – необходимый процесс его развития, она

влияет на морально-нравственную, психологическую, коммуникативную,

интеллектуальную составляющие его личности. Если исключить этот

процесс из стадий развития человека, то не сложилось бы в мире такого

понятия как “социум”, человек был бы примитивен в своих потребностях,

желаниях и интересах, да и вообще человечество не развивалось, а

находилось бы на одной ступени развития – примитивной.

Литература:

Дондокова И.Б. Инфографика в коррекционно-логопедической работе //

Образовательная среда сегодня: теория и практика : материалы V Междунар.

науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 апр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и

др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 176-178. – ISBN 978-5-

6040859-8-1.



В раздел образования