Напоминание

Технология "Мнемотаблицы" для использования в области "речевое развитие" для старших дошкольников


Автор: Кислицина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 68
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: Технология "Мнемотаблицы" для использования в области "речевое развитие" для старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад №68

Мастер – класс

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей

дошкольного возраста».

Подготовила:

Кислицина Наталья Владимировна

Цель мастер-класса:

-

ознакомление педагогов с приемом мнемотехника, как способом развития

речи.

Задачи:

- раскрыть понятие мнемотехники;

- познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- расширить знания педагогов о приеме мнемотехника для дальнейшего

применения в образовательной деятельности;

Оборудование:

Листы бумаги с надписью «Стихотворение», Загадка», «Пословица», цветные

карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для

отгадывания загадки, 3 мнемодорожки для отгадывания пословиц.

Практическая значимость:

данный мастер-класс может быть интересен педагогам работающим с детьми

дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами знаний о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс приемов работы с мнемотаблицами для

развития речи детей-дошкольников

.

Ход мастер – класса:

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками и он их усвоит на лету».

Ушинский К. Д.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова: «У нас стихи не

запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках,

переставляет слова местами. Что нам делать?».

Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ новых и

интересных подходов к собственной деятельности, использование новейших

методов, форм и технологий воспитания, развития и обучения детей.

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ чёткой

грамотной, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я

стала

с

огромным

интересом

в

своей

практике

использовать

приёмы

мнемотехники.

2. Что такое мнемотехника.

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого

«mnemonikon» - искусство запоминания.

Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов,

облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Решение следующих задач с помощью мнемотехники:

1. Развивать связную речь.

2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и

рассказывать знакомые сказки, стихи.

3.Обучать детей правильному звукопроизношению.

4.Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять

существенные признаки.

5.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение,

память

Построение мнемотехники «от простого к сложному»

1. Мнемоквадрат

2. Мнемодорожка

3. Мнемотаблица

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, или

простое предложение (демонстрация).

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой

рассказ в 2 - 4 предложения (демонстрация).

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих,

сказка и т. п.) (демонстрация).

Суть мнемотехники заключается в следующем:

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом,

весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок

легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным

зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность,

последовательность,

лексико-грамматическую

наполняемость

рассказа.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и

используются с целью:

Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т.д.

Заучивания стихов, потешек;

При отгадывании и загадывании загадок;

При пересказе текстов;

При составлении описательных рассказов;

Этапы работы по мнемотаблице:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и

отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих

загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять

объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки (демонстрация):

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Отгадали?

Догадались

о

чём

речь?

Молодцы!

А

теперь

попробуйте

самостоятельно составить мнемотаблицу загадки на листе бумаги с надписью

«Загадка»:

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь).

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Отгадай пословицу». На мнемодорожках

зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать:

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Яблоко от яблони недалеко катится»

А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу «Лучше синица в руках,

чем журавль в небе».

Получилось? Молодцы!

Ещё мнемотаблицы

можно

использовать при

составлении

описательных

рассказов, при пересказе литературных произведений.

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.



В раздел образования