Автор: Кислицина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 68
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: Технология "Мнемотаблицы" для использования в области "речевое развитие" для старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №68
Мастер – класс
«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей
дошкольного возраста».
Подготовила:
Кислицина Наталья Владимировна
Цель мастер-класса:
-
ознакомление педагогов с приемом мнемотехника, как способом развития
речи.
Задачи:
- раскрыть понятие мнемотехники;
- познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- расширить знания педагогов о приеме мнемотехника для дальнейшего
применения в образовательной деятельности;
Оборудование:
Листы бумаги с надписью «Стихотворение», Загадка», «Пословица», цветные
карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для
отгадывания загадки, 3 мнемодорожки для отгадывания пословиц.
Практическая значимость:
данный мастер-класс может быть интересен педагогам работающим с детьми
дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами знаний о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс приемов работы с мнемотаблицами для
развития речи детей-дошкольников
.
Ход мастер – класса:
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками и он их усвоит на лету».
Ушинский К. Д.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова: «У нас стихи не
запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках,
переставляет слова местами. Что нам делать?».
Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ новых и
интересных подходов к собственной деятельности, использование новейших
методов, форм и технологий воспитания, развития и обучения детей.
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ чёткой
грамотной, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я
стала
с
огромным
интересом
в
своей
практике
использовать
приёмы
мнемотехники.
2. Что такое мнемотехника.
Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого
«mnemonikon» - искусство запоминания.
Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов,
облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
Решение следующих задач с помощью мнемотехники:
1. Развивать связную речь.
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и
рассказывать знакомые сказки, стихи.
3.Обучать детей правильному звукопроизношению.
4.Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять
существенные признаки.
5.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение,
память
Построение мнемотехники «от простого к сложному»
1. Мнемоквадрат
2. Мнемодорожка
3. Мнемотаблица
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, или
простое предложение (демонстрация).
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой
рассказ в 2 - 4 предложения (демонстрация).
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих,
сказка и т. п.) (демонстрация).
Суть мнемотехники заключается в следующем:
На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом,
весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок
легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным
зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
связность,
последовательность,
лексико-грамматическую
наполняемость
рассказа.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и
используются с целью:
Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т.д.
Заучивания стихов, потешек;
При отгадывании и загадывании загадок;
При пересказе текстов;
При составлении описательных рассказов;
Этапы работы по мнемотаблице:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и
отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих
загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять
объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки (демонстрация):
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Отгадали?
Догадались
о
чём
речь?
Молодцы!
А
теперь
попробуйте
самостоятельно составить мнемотаблицу загадки на листе бумаги с надписью
«Загадка»:
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь).
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Отгадай пословицу». На мнемодорожках
зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать:
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Яблоко от яблони недалеко катится»
А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу «Лучше синица в руках,
чем журавль в небе».
Получилось? Молодцы!
Ещё мнемотаблицы
можно
использовать при
составлении
описательных
рассказов, при пересказе литературных произведений.
Итак, мнемотехника:
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.