Автор: Шикаева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида
Населённый пункт: село Николо-Павловское Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Роль игровой деятельности в воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Роль игровой деятельности в воспитании
дошкольников.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно в ней
во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования,
подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением
новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет
познания ребенка о себе и о мире, дает ему возможность детального
познания окружающей действительности.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем
является важнейшим
средством их воспитания
и
развития.
Но
это
происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый
педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной
степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.
Попыток классификации игр немало. В современной педагогической
литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации
игр.
1)Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
Через игрушки, предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир
животных, мир людей и т.п. Ребята младших групп любят игры с куклами и
игрушками.
2)Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма
интеллектуальной деятельности.
Например: старшие дошкольники часто играют в детский сад, школу: они
учат кукол, обучают друг друга. Воспитательное значение сюжетных игр
заключается в том, что они служат средством познания действительности,
создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые
чувства личности.
3)Дидактические игры. Как правило, они требуют от дошкольника умения
расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем
искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта
дидактическая цель.
4)Спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность
детям
широко
проявлять
свою
инициативу,
требуют
от
игроков
сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои
действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику
ведения игры.
5)Игры интеллектуальные.
Игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и
настольные игры, например, шашки, шахматы и т.д.
Игры могут классифицироваться по форме (танцы, интеллектуальные,
эстафеты, тренинги), по месту проведения (на воздухе, в помещении), по
скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные,
длительные),
по
уровню
организации
(спонтанные,
управляемые,
стихийные), по количеству участников (индивидуальные, командные), по
степени
активности
(малоподвижные,
подвижные);
по
содержанию
поставленных
задач
(на
знакомство,
на
сплочение,
розыгрыши,
познавательные, развлекательные).
Педагог, который использует в своей работе все виды игровой
деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-
познавательной деятельности воспитанников.
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности
ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях
умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей.
Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое
представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления
о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются
недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность
в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них,
прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим найти
взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания
и
представления,
но
и
является
своеобразной
формой
активной
познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством
воспитателя овладевают новыми знаниями.
В каждой игре имеются составляющие компоненты:
Игровой замысел, который представляет собой ту игровую ситуацию, в
которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это
достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные
потребности и склонности детей, а также особенности их опыта.
Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые
предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то
найти, в других – выполнить определённые движения, в третьих –
обменяться предметами и т.п.
Игровое действие всегда включает в себя обучающую задачу, т.е. то, что
является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и
его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей
задачи требует от ребенка и волевых усилий, но оно же и дает большее
удовлетворение.
Содержание
обучающей
задачи
может
быть
самым
разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета,
успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько
предметов и пр.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное
значение для обучения и развития детей и, конечно же, для осуществления
игрового замысла.
И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила.
Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и
обучающую задачу.
Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения.
Примерами могут служить следующее: припомнить и назвать только ту
игрушку, которую еще никто не называл или не называть предмет.
Изображенный на картинке, а только загадать про него загадку. Примерами
правил общения могут быть следующие: не подсказывать и не мешать
другому отгадывать, действовать по очереди или по вызову воспитателя,
играть дружно, слушать друг друга и т.п. Выполнение всех этих правил
требует
от
ребенка
определенных
усилий,
ограничивает
спонтанную
активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересно и
полезной для развития ребенка.
Для того чтобы дети овладевали игровыми умениями, взрослые (педагоги,
родители) должны играть вместе с ними, поэтому благополучие и развитие
детей в дошкольном учреждении полностью зависит от тех взрослых,
которые с ними работают. Но эмоциональный комфорт ребенка зависит не
только
от
его
взаимоотношений
с
близкими
взрослыми,
но
и
от
взаимоотношений со сверстниками.
Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во
многом определяются тем, насколько свободно ребенок вступает в контакты,
умеет ли развернуть интересную совместную игру.
Современные формы организации среды в ряде детских садов
предусматривают оборудование помещения дошкольного учреждения и
участка для разнообразных форм педагогической работы с детьми и
реализации разных видов активности детей в играх.
В практике педагогов ДОУ отмечается негибкое использование прочих
помещений, провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с
детьми. Игровые уголки с постоянной экспозицией и тематикой, что
значительно снижает интерес детей, не способствуют взаимодействию в
игре. Поэтому одним из важных условий развития игры является адекватная
предметно-пространственная среда. Такая среда предполагает гибкость и
трансформируемость пространства, возможность использования разных
предметов (мебели, ткани, мягких модулей и пр.) для самостоятельного
построения игровой ситуации. Полифункциональность среды и игровых
материалов, наличие предметов-заместителей также стимулирует создание
игровых замыслов.
Одним из примеров оборудования сменяемой обстановки могут служить
многофункциональные ширмы, позволяющие трансформировать игровое
пространство
детям.
С
их
помощью
у
детей
развиваются
умения
самостоятельно организовывать деятельность, трансформируя пространство
в зависимости от замысла игры, обогащая тем самым содержание игр.
В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношения
взрослых. Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека,
точно так же как через другого начинает понимать себя. Чем младше
ребёнок, тем большую воспитательно-развивающую значимость в его жизни
имеют игры. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети
раскрывают свои положительные и отрицательные качества и педагог
получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на
каждого в отдельности. Воспитательная роль игры состоит в том, что игры
приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами
товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила,
выполнять требования дисциплины. Практика показывает, что роль игры в
воспитании немаловажна. Игра выступает как подготовительный этап
развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в
наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.
Таким образом, игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем,
В.В.Давыдовым, Н.Е.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему
взрослым,
который
учит
малыша
играть,
знакомить
с
общественно
сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку,
предметы-заместители, другие средства воплощения образа, выполнять
условные действия, строить сюжет, подчиняться игровым правилам и т.п.).
Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем
обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра
приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества
ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект, является средством
всестороннего воспитания и развития детей.
Список литературы:
1.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.207с.
2.
Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании.//
Психологическая наука и образование. 2013. №3 с.92-97.
3.
Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор развития межличностных
отношений дошкольников.// Культурно-историческая психология.
2011. №4. с.38-44.