Напоминание

«Использование технологии ТРИЗ в ДОУ»


Автор: Хафизова Лилия Анасовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: город Буинск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование технологии ТРИЗ в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование технологии ТРИЗ в ДОУ»

Каждый ребёнок изначально талантлив

и даже гениален, но его надо научить ориентироваться

в современном мире, чтобы при минимуме

затрат достичь максимума эффекта.

Г. С. Альтшуллер

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования

подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному

образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в

дошкольных учреждениях, согласно, вступившему в силу

ФГОС- воспитание

нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но

проблема

заключается

не

в

поиске

одарённых,

гениальных

детей,

а

целенаправленном

формировании

творческих

способностей,

развитии

нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих

детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова

будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для

раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен

«глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё

должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и

непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем

внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в

полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм,

методов и технологий.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и

сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.

Адаптированная

к

дошкольному

возрасту,

технология

ТРИЗ

позволяет

воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с

одной

стороны

таких

качеств

мышления,

как

гибкость,

подвижность,

системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности,

стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную

программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный

расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и

мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с

пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.

Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то,

что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой,

речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей

настоящих

выдумщиков,

которые

во

взрослой

жизни

становятся

изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение

радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из

затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному

развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на

вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать

практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх

и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную,

научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся

ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного

ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения,

стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку

проявить

свою

индивидуальность,

учит

дошкольников

нестандартному

мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые

хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В

детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на

основе стимулирования творческой активности, при котором участникам

обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов

решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа

высказанных

идей

отбирают

наиболее

удачные,

которые

могут

быть

использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему

обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств

одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только

развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как

совокупность связанных между собой определенным образом элементов,

удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место

объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод

очень

эффективен

для

развития

творческого

воображения,

фантазии,

преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных

вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа

этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в

том,

чтобы

разделить

ситуации

на

составляющие

(реальную

и

фантастическую),

с

последующим

нахождением

реальных

проявлений

фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование

процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами

(твердое – жидкое –газообразное).

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений

по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять

свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию

вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства

объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение,

преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-

универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути,

подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей

настоящих

выдумщиков,

которые

во

взрослой

жизни

становятся

изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ- технология развивает такие нравственные качества, как умение

радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из

затруднительного положения.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна

осуществляться постепенно.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-

образовательном процессе дошкольного учреждения:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия,

которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что

общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например,

предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на

необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных

сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-

яга и хочет съесть. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя

нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из

любой сложной ситуации.

Одной из самых распространённых форм обучения в детском саду является

занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает, целую группу

детей.

Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам:

-Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

-Оптимальная форма организации

обсуждения

проблемных ситуаций

мозговой штурм.

-Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно

рассматриваться в развитии).

-Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных

операций

и

средств

восприятия

(анализаторов,

причинно-следственных

выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной

наглядности и т. д.)

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием

ТРИЗ-технологий: построение занятия на основе одной алгоритмической

цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение

творческой

задачи)

или

использование

на

традиционном

содержании

отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй –

доступнее начинающему практику. Перечень приёмов, игр и тренингов для

использования в индивидуальной работе с дошкольниками на протяжении дня.

(Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными

моментами, вечер).

Используемая литература

1.Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития

творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. –

Петрозаводск, 1991.

Ардашева Н.И. и др. Истории про.… – Ульяновск, 1993

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:

Просвещение, 1991.

3.Гин А.А. "Да" и "нет" говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей,

воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож",

1997.

4.Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель, 1995.

5.Гин С.И. Мир человека. – Гомель, 1993.

6.Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост.

Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991.

7.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии,

1993, № 2.

8."Золотой ключик" творческого мышления. /под ред. Сидорчук Т.А. –

Челябинск, 2000.

9.Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с

дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.



В раздел образования