Автор: Скопцова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 13"
Населённый пункт: г.Златоуст , п. Центральный
Наименование материала: Статья
Тема: "Списывание как средство формирования орфографической зоркости"
Раздел: начальное образование
Списывание, как средство формирования
орфографической зоркости
Скопцова Елена Александровна, учитель начальных классов
Известно, что списывание включено в программу обучения только как один из видов
упражнений, цель которых – сформировать у детей умение безошибочно копировать
текст. Со многими проблемами учитель сталкивается при обучении детей списыванию.
Первоклассникам не всегда понятно, что значит списать предложение. В лучшем случае
дети механически переписывают готовый текст, т. е. каждую букву из текста переносят в
тетрадь, используя побуквенное списывание. Каков же наиболее продуктивный вид
списывания? Как определить условия его эффективности? Ответ на эти вопросы дала П.С.
Жедек, предлагая специальный алгоритм этого вида работы, основанный на теории
речедвижений .
Первый этап списывания должен заключаться в первичном прочтении учеником
предложения целиком. Чтобы удержать содержание списываемого предложения в памяти,
ученику надо будет повторить его целиком, конечно же так, как мы говорим, не глядя при
этом в текст.
Второй этап работы – обратить внимание ребенка на орфографическую форму
списывания предложения. Для этого необходимо сначала прочитать его орфографически,
и затем проговорить его орфографически, не глядя в текст. Эти два этапа осуществляются
до самого процесса письма, они являются подготовительными. На этих этапах можно
построить так называемые опорные схемы, которые в период обучения грамоте часто
используются. Так, при записи предложения – Кота зовут Барсик. – сначала дети
прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и
записывает на доске опорную схему.
|__о______ ____о_______ |________ .
Составление опорных схем даёт установку на правильное написание слов не только с
безударными гласными, но и запоминание других орфограмм (раздельное написание слов,
заглавная буква, оформление предложения).
На третьем этапе ребенку необходимо для усиления орфографической ориентировки
необходимо выделить орфограммы. П.С. Жедек предлагает выделять орфограммы,
используя целую систему подчеркивания в соответствии с классификацией орфографии
(так, например, орфограмма слабой позиции – одной чертой, сильной позиции – двумя
чертами)
На четвёртом этапе, можно приступать к записи предложения, обязательно диктуя себе
орфографически. Хорошо известно, что дети, только начинающие учиться писать, как
правило проговаривают быстрее, чем записывают. Преодолеть эту трудность можно лишь
при условии, что удастся синхронизировать операции проговаривания записи элементов
слова и их записи. Сделать это самому ученику крайне сложно, ему необходима помощь
учителя. Эффективным средством, которое можно использовать для достижения этой
цели, является организация письма в заданном темпе: ученики проговаривают элементы
записанного слова вместе с учителем, который выбирает темп проговаривания,
ориентируясь на наиболее медленно пишущих учеников. Затем темп проговаривания и
письма постепенно ускоряется. На этом этапе необходимо также исключить возможность
повторного обращения к слову в процессе его записи.
На пятом этапе остается лишь осуществить действие самоконтроля – проверка и
сравнение с образцом, причем и здесь наши подчеркнутые орфограммы помогут, они
будут основными контрольными точками.
Алгоритм списывания, предлагаемый П.С. Жедек, выглядит так:
1. Внимательно прочитай предложение.
2. Повтори его, не заглядывая в текст.
3. Подчеркни в предложении все орфограммы.
4. Прочитай предложение орфографически.
5. Повтори предложение ещё раз, орфографически, проговаривая все звуки.
6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы.
7.Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Для того чтобы дети чётко усвоили этот алгоритм, его можно представить в виде модели,
которую предложила учитель гимназии Т. А. Решетова.
Такой способ действий имеет место в методике, представленной М. С. Соловейчик в
методических рекомендациях к учебнику для первого класса. Когда детям предлагается
задание списать, они сначала восстанавливают этот алгоритм, а затем приступают к
работе.
Литература
1.
Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Нач. школа. – 1988. – № 10. –
С. 77-78.
2.
Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассника // Нач.
школа. – 2000. – № 6. – С. 29-32
3.
Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе // Нач. школа. –
1992. – № 9-10. – С.26-29
4.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, – 1990. – 124 с.
5.
Николаева С.М. Предупреждение нарушений письменной речи учащихся // Нач.
школа. – 1998. – № 2. – С. 26-30.
6.
Николаева С.М. Предупреждение нарушений письменной речи учащихся // Нач.
школа. – 1998. – № 4. – С. 30-34.